Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика литературного творчества и литературные способности




Проблемы литературного образования и литературного развития неотделимы друг от друга.

Цель литературного образования — литературное разви­тие ребенка как компонент его культурного развития.

Литературное развитие сегодня трактуется в методике как возрастной и одновременно учебный трехсторонний процесс, включающий:

1) совершенствование читательской деятельности: повышение качества восприятия и, как результат, создание интерпретации художественного произведения в единстве его формы и содержа­ния; выработка оценки произведения с эстетических позиций и выражение своего отношения к прочитанному как в словесной, так и невербальной форме;

2) развитие литературно-творческих способностей школьни­ков — способности ребенка адекватно выразить себя в слове;

3) повышение уровня культуры ребенка.

 

Литературное развитие - процесс возрастной, так как по мере развития кругозо­ра, накопления читательского опыта восприятие одного и того же произведения одним и тем же человеком с годами будет углуб­ляться.

Но это и учебный процесс: характер обучения обязательно сказывается на ходе литературного развития, причем может не только способствовать его развитию, но и из-за неумелых действий учителя затормозить его. Современная методическая наука ищет средства и условия, технологии, способствующие литературному развитию школьни­ков.

На этапе началь­ной школы, по мнению В.Г.Маранцмана, формируются меха­низмы общения ребенка с культурой, расширяются горизонты его видения (от частного к общему), развиваются его воображе­ние и эмоциональная отзывчивость на произведения слова.

 

Литературные способности относят к творческим. Основным критерием творчества является оригинальность ре­зультата, его новизна, отличие от уже созданного ранее. Значит, одним из признаков творческой личности будет ее стремление к оригинальности, новизне, умение отказаться от привычного, устоявшегося.

Психологи считают, что задатки творческих способностей при­сущи практически любому человеку, любому нормальному ре­бенку. Нужно лишь уметь раскрыть их и развить. Раскрыть же их можно только в деятельности. Значит, и литературно-творческие способности можно выявить, раскрыть и развить в литературно-творческой деятельности.

Основная деятельность ребенка на уроке литературы — чтение и осмысление прочитанногоявляется, по мнению В.Ф.Асму­са, творческой деятельностью. Читательское же творчество, по мысли ученого, может порождать и авторство, и в этом проявля­ется творческая плодотворность искусства, которое живет не только в акте творца, но и в акте восприятия.

Поэтому процесс формирования читателя в силу специфики пред­мета литературы не может быть не ориентированным на творчество и, следовательно, нуждается в методике, направленной на лит. развитие ребен­ка через активизацию его творческих сил.

Каждый человек обладает литературными способно­стями... в противном случае он не смог бы воспроизводить и пони­мать художественные произведения, но люди отличаются между собой по степени выраженности и уровню развития литературных способностей».

А.Г.Ковалев выделил литературные способности:

- в печатлительность;

- н аблюдательность. Природная высокая впечатлительность при ее культивировании превращается в важнейшее свойство лично­сти — наблюдательность, которая обеспечивает человеку возмож­ность отражать существенное, характерное в явлениях. Специфи­ческая особенность писательской наблюдательности — необходи­мость вчувствоваться, вдуматься в объект наблюдения;

- т ворческое воображение. Творческое воображение является ведущим компонентом литературных способностей и проявляется в способности отчетливо и ярко представлять как наблюдаемое, так и в особенности создаваемые образы — то, что именуется способностью внутреннего видения;

- с ловесное воплощение. Легкость образования ассоциаций меж­ду словом и образами (зрительными, слуховыми, обонятельными и др.) является наиболее характерной чертой мыслительной дея­тельности писателя. Писатель отличается большой чуткостью или легкой восприимчивостью к языку и речи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.