КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели первого этапа литературного образования
ЦЕЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ В процессе литературного образования ребенок получает систему научных знаний о литературе как виде искусств а и литературоведении как науке, вырабатывает систему ценностей в области литературы как искусства, овладевает умениями, необходимыми для общения с литературой как видом искусства, и умениями, необходимыми для осмысления литературных явлений, а также развивает свои творческие литературные способности, расширяет свой культурный кругозор, благодаря изучению литературы в культурном контексте.
Первым этапом ЛО является начальная школа. Авторы всех современных программ по литературе для начальной школы отказались от идеологического воспитания как главной цели. Практически во всех программах звучит мысль о необходимости воспитания читателя и введения его в мир художественного слова, в мир литературы как искусства.
В «Учебных стандартах школ России» (авторский коллектив под рук. Г.И. Беленького) общая цель ЛО представлена следующим тезисом: «...через подготовку квалифицированного читателя к формированию духовно богатой личности».
1. Совершенствование навыков чтения (правильное, сознательное, беглое и выразительное) — деятельностный компонент. 2. Расширение круга чтения, формирование осознанной мотивации чтения (возможность узнать новое и получить эстетические переживания) — когнитивный и эстетический компоненты. 3. Формирование системы читательских умений, необходимой для полноценного общения с художественным произведением, — деятельностный и коммуникативный компонент. 4. Формирование основ теоретико-литературных знаний и умений ими пользоваться на практике — когнитивный и деятельностный компоненты.
5. Развитие воображения и мышления в процессе читательской и литературно-творческой деятельности — деятельностный и творческий компоненты. 6. Формирование основ оценочной деятельности, умения вести беседу о прочитанном — деятельностный, ценностный и коммуникативный компоненты. 7. Расширение культурного кругозора ребенка при изучении литературы — когнитивный и ценностный компоненты. 8. Развитие устной и письменной речи — деятельностный, коммуникативный и творческий компоненты. 9. Формирование основ системы нравственных и эстетических ценностей — ценностный компонент. Достижение этих целей будет залогом потребности детей в чтении, сформированности у них основных умений, необходимых для чтения произведений разных жанров и мотивированного высказывания собственных оценок, а также литературно-творческой деятельности, и готовности выпускников начальной школы к восприятию более сложных по художественной форме и содержанию литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ Учителя обычно вкладывают в этот термин очень узкое содержание — произведения, которые включаются в программу. Очевидно, что содержание образования не сводится только к кругу чтения: целью является воспитание духовного читателя, а для этого необходимо развивать литературные способности, формировать культуру ребенка и определенные читательские умения. Это невозможно сделать, не передав юным читателям теоретико-литературные знания, без которых восприятие литературного произведения останется на бытовом уровне, тогда как хотелось бы, чтобы читатель относился к литературе именно как к искусству.
1. Ведущий элемент содержания литературного образования — система читательскихи речевых умений.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |