Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели первого этапа литературного образования




ЦЕЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ

В процессе литературного образования ребенок получает систему научных знаний о литературе как виде искусств а и лите­ратуроведении как науке, вырабатывает систему ценностей в об­ласти литературы как искусства, овладевает умениями, необхо­димыми для общения с литературой как видом искусства, и уме­ниями, необходимыми для осмысления литературных явлений, а также развивает свои творческие литературные способности, рас­ширяет свой культурный кругозор, благодаря изучению литерату­ры в культурном контексте.

 

Пер­вым этапом ЛО является начальная школа. Авторы всех современных программ по литературе для началь­ной школы отказались от идеологического воспитания как глав­ной цели. Практически во всех программах звучит мысль о необхо­димости воспитания читателя и введения его в мир художествен­ного слова, в мир литературы как искусства.

 

В «Учебных стандартах школ России» (авторский коллектив под рук. Г.И. Беленького) общая цель ЛО представлена следующим тезисом: «...через подготовку квалифицированного чи­тателя к формированию духовно богатой личности».

 

1. Совершенствование навыков чтения (правильное, сознатель­ное, беглое и выразительное) — деятельностный компонент.

2. Расширение круга чтения, формирование осознанной моти­вации чтения (возможность узнать новое и получить эстетические переживания) — когнитивный и эстетический компоненты.

3. Формирование системы читательских умений, необходимой для полноценного общения с художественным произведением, — деятельностный и коммуникативный компонент.

4. Формирование основ теоретико-литературных знаний и уме­ний ими пользоваться на практике — когнитивный и деятельност­ный компоненты.

5. Развитие воображения и мышления в процессе читательской и литературно-творческой деятельности — деятельностный и твор­ческий компоненты.

6. Формирование основ оценочной деятельности, умения вести беседу о прочитанном — деятельностный, ценностный и комму­никативный компоненты.

7. Расширение культурного кругозора ребенка при изучении литературы — когнитивный и ценностный компоненты.

8. Развитие устной и письменной речи — деятельностный, ком­муникативный и творческий компоненты.

9. Формирование основ системы нравственных и эстетических ценностей — ценностный компонент.

Достижение этих целей будет залогом потребности детей в чте­нии, сформированности у них основных умений, необходимых для чтения произведений разных жанров и мотивированного высказыва­ния собственных оценок, а также литературно-творческой деятельно­сти, и готовности выпускников начальной школы к восприятию более сложных по художественной форме и содержанию литературных произведений.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ

Учителя обычно вкладывают в этот термин очень узкое содер­жание — произведения, которые включаются в программу. Оче­видно, что содержание образования не сводится только к кругу чтения: целью является воспи­тание духовного читателя, а для этого необходимо развивать ли­тературные способности, формировать культуру ребенка и опре­деленные читательские умения. Это невозможно сделать, не пере­дав юным читателям теоретико-литературные знания, без кото­рых восприятие литературного произведения останется на быто­вом уровне, тогда как хотелось бы, чтобы читатель относился к литературе именно как к искусству.

 

1. Ведущий элемент содержания литературного образования — система читательскихи речевых умений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.