Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы выявления уровня литературного развития школьников




Критерии литературного развития.

Специфика самого первого этапа организации образовательного процесса в начальной школе заключается в ак­тивной работе учителя и учеников со словом, оттенками его зна­чения в речи и в художественном тексте, речевыми способами выражения чувств, переживаний, мыслей.

Параллельно должна вестись работа по обогащению жизненного опыта учеников новы­ми впечатлениями, знаниями, повышению их культурного уров­ня и соотнесению состояний, которые испытывают дети, с их словесными обозначениями.

 

Судить о литературном развитии можно по качеству восприятия ребенком литературных про­изведений и степени сформированности читательских и эстети­чески-оценочных умений.

 

В.Г. Маранцман, Г.И.Кудина и З.Н.Новлянская выдвигают це­лый ряд критериев:

1) начитанность, круг чтения ребенка, мотивы чтения;

2) качество чтения (уровень восприятия литературного произ­ведения и степень сформированности читательских аналитических умений);

3 ) объем теоретико-литературных знаний и умение пользоваться этими знаниями на практике;

4) литературно-творческие умения.

 

Уровень литературного развития младших школьников может быть выявлен с помощью комплексной письменной работы. В ней четыре части:

- выявление круга чтения ребенка и его потребности в чтении: любимые книги и авторы (обратите внимание, указывает ли ребе­нок автора книги), предпочтения (стихи или проза, тематика), читательская самостоятельность и активность (сам ли читает ре­бенок и как часто читает сам), как часто он обращается к книге и с какими целями. Ответы детей помогают увидеть и их отношение к книге (запо­минает ли ребенок авторов, обращает ли на это внимание), тема­тические и жанровые предпочтения, степень сформированности потребности в чтении и составить индивидуальный портрет ре­бенка-читателя;

- выявление качества самостоятельного чтения и уровня вос­приятия произведения с помощью анкеты, активизирующей все сферы читательского восприятия и проверяющей практическое владение ученика теоретико-литературными знаниями об изобра­зительно-выразительных средствах языка и композиции произве­дения. Ответы ребенка на вопросы и качество выполнения им за­даний говорят о степени сформированности у него читательских умений;

- проверка теоретических знаний о литературных жанрах и умения определять жанр произведения;

- проверка литературно-творческих способностей и речевых умений учеников.

 

Анализ анкеты позволяет сделать вывод об уровне лит. развития ученика. Ведущим, основным показателем будет качество самостоятельного чтения, а ответы на остальные вопросы уточнят эту картину, по­кажут учителю, какие сложности есть у ребенка, что мешает ему качественно воспринимать произведение, на что нужно обратить внимание при дальнейшей работе именно с этим учеником.

 

В методике пока нет четкой картины уровней литературного развития, т. е. не соотнесены между собой показатели по всем четырем критериям. Условно можно говорить о четырех уровнях ЛР: низком уровне (существенное отставание ребенка от возрастной нормы по всем показателям), среднем (соответствие норме по большинству по­казателей), выше среднего (соответствие норме в целом и ее опе­режение по качеству чтения) и высоком уровне (опережение воз­растной нормы по все показателям).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.