Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1




Взаимоотношения старшеклассников с окружающими.

В ранней юности в сфере общения отмечается противоречивые тенденции: с одной стороны потребность в одиночестве, с другой потребность быть принятым, потребность принадлежности к группе. У каждого человека существует своя норма общения и одиночества. Чем самостоятельнее и целенаправленнее юноша, тем больше у него выражена потребность побыть одному.

Только в тишине души он познает смысл своего существования, пытается осознать себя. Проигрывает те роли, которые не даются ему в реальности.

Кроме спокойного и умиротворенного одиночества есть беспокойное и тревожное.

Причины одиночества (Долматова):

  1. Отчужденность со старшими общества.
  2. Отчужденность со старшими семьи.
  3. Отсутствие психологической близости с любимым человеком.

Потребность в одиночестве порождает неутомимую жажду в общении. Сфера взаимоотношений с окружающими – та, познать которую стремятся все старики. Находятся в постоянном поиске общения. Наряду с этим отмечается высокая тревожность в этой сфере.

Основными новообразованиями в сфере общения являются:

  1. Расширяется сфера общения.
  2. Возрастает самостоятельность, устойчивость.
  3. Высокая эмоциональность общения.
  4. Возникает потребность в интимных отношениях.

В ранней юности отмечаются различия в мотивах дружбы.

Ведущими мотивами у девушек является:

  1. Желание поделиться различными мыслями и переживаниями.
  2. Познать мотив дружбы.
  3. Проявить внимание и поддержку.
  4. Чувство любви.
  5. Желание развлечься и повеселиться.

У юношей:

  1. Общность интересов и дел.
  2. Совместное выполнение различных видов деятельности.
  3. Желание получить новую информацию.
  4. Решить необходимые практические вопросы.

Во взаимоотношениях отмечаются группировки, но есть потребность в индивидуальной дружбе. Среди важных ценностей является потребность иметь друга или подругу. Личные отношения отличаются повышенной требовательностью и принципиальностью.

Друг выступает для сохранения самоуважения. Это средство психологической защиты.

В ранней юности очень важным и трепетно необходимым является устойчивость взаимоотношения с людьми противоположного пола. Переживается чувство первой любви.

В ранней юности вновь возникает потребность в общении со взрослыми, которые все чаще выступают для старшеклассников в качестве психологически значимых лиц. Семья является тем местом, где юноша чувствует себя спокойно и уверенно. Во взаимоотношениях со взрослыми старшеклассники пытаются найти поддержку, помощь, взаимопонимание. Особенно важно это, если попытки разобраться в себе заходят в тупик.

Однако часто возникают конфликты. Наилучшие взаимодействия строятся в том случае, если взрослые придерживаются демократического стиля воспитания.

Т.о. в ранней юности острота межличностных конфликтов снижается по сравнению с подростковым возрастом и в меньшей степени проявляется негативизм по отношению к окружающим.

 

4. Геронтогенез – становление старости. Это запрограммированный естественным отбором период онтогенеза, за которым следует смерть.

Цель развития в старости – это достижение ощущения, что прожита полноценная жизнь и что в данный момент она является активной.

Движущие силы психического развития: противоречие: с одной стороны неуклонно движение навстречу смерти, с другой стороны инстинкт самосохранения.

Цикл старения можно разделить на три этапа (Бромлей):

  1. Удаление от дел, «отставка» (65 – 70 лет).
  2. Старость (70 и более).
  3. Дряхлость (110 и более).

Ухудшение умственных и физиологических возможностей, повышение впечатлительности, коммуникативности.

Умственная и физическая недостаточность. Сужается круг друзей.

Хронические заболевания и смерть.

Законы геронтогенеза:

  1. Гетерохронность – разновременность (подчерк старения).
  2. Специфичность – какое направление приобретает развитие каждой психической функции.
  3. Компенсация – некоторая функция заменяет другую (недостаток распределения внимания заменяется новым переключением).

Возрастает роль дружбы. Физиологические изменения приводят к психологическим изменениям.

Психологические особенности:

  1. Медлительность.
  2. Снижение работоспособности.
  3. Болтливость.
  4. Обидчивость.
  5. Скупость.
  6. Ригидность.
  7. Развитие творчества.
  8. Мудрость.

Типы старости (И.С. Кон):

  1. Благоприятные типы старости.
    • Социально-активная старость (занимается общественной деятельностью).
    • Активность хорошо приспосабливает психологически старость.
    • «Женский» тип (забота о семье).
    • «Мужской» тип (забота о себе, о своем здоровье).
  2. Неблагоприятные типы старости.

· Старики-ворчуны (критикуют все и все кроме себя).

· Разочарование (и в себе).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.