Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие объекта и предмета науки




Психология как наука. Основные этапы становления психологии.

Само слово «психология» возникло в 16 веке, его создателем является немецкий учёный Христиан Вольф. Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (греческий PSYHE — «душа» + LOGOS — «понятие», «учение»).

В наше время вместо понятия «душа» используется понятие"психика". С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно и то же.

Психология – это наука о фактах, механизмах и закономерностях функционирования психики.

Психология занимает срединное место в «треугольнике» наук, т.к. она возникла на стыке философских и естественнонаучных знаний, а на современном этапе включает в себя и гуманитарные знания.

Принято выделять объектнауки - это та область знаний, на изучение которой направлена наука. Например: объектом биологии является живая природа, а объектом геологии - неживая природа.

Объект науки охватывает широкую область знаний. Например: кроме биологии живую природу изучают анатомия (человек-часть природы), зоология и др. В связи с этим объект науки конкретизируется в предмете науки.

Предмет- это отдельные стороны объекта науки, то, что непосредственно изучает наука.

Например: объектом геометрии являются математические закономерности, а предметом - пространственное соотношение.

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

Особенности психологии как науки:

1.Наука о самом сложном, что пока известно человечеству, т.е. о психике.

2.В этой науке сливаются субъект и объект познания.

Субъект познания - это тот, кто познаёт. Например: ученый, изучающий какое-то явление; психолог, изучающий психику.

Объект познания - это то, что изучается. Изучаться может живая природа, так и неживая.

В психологии субъект и объект познания тесно взаимодействуют: *психолог как субъект изучает другого человека как объекта, но изучаемый человек (он называется испытуемым или оптантом) в свою очередь изучает психолога, следовательно, психолог становится объектом; * человек, изучающий психологию (психология - объект), по мере изучения науки начинает применять её знания по отношению к себе, следовательно, сам для себя становится объектом.



3.Психология имеет уникальные практические следствия. Психология как наука, изучающая человека, даёт возможность тем, кто занимается ею, познакомиться с такими фактами, которые позволят многое пересмотреть и изменить в себе. Например: изучая физику или химию, человек не может с помощью этих знаний улучшить свою память или внимание. А изучая психологию, где собраны факты о рациональных приёмах запоминания, человек может применить это к себе и добиться повышения собственной памяти.

4.Чрезвычайная перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно возрастающей роли и значения людей в обществе (человеческий фактор).

5.Собственно единой психологии не существует, а есть различные направления, течения, научные школы (многообразие понимания предмета психологии).

6.Уникальность данной науки состоит в том, что она одновременно является естественной и гуманитарной

7.Психологический факт зависит от его интерпретации исследователем (как исследователь представляет свой опыт, так он и интерпретирует факты).

 

Отрасли психологии:

В настоящее время каждая отрасль психологии представляет собой относительно самостоятельное развивающееся направление, имеющее свой предмет и использующее свои методы. Основной ба­зисной отраслью психологии является общая психология.

Если в основу классификации отраслей психологии положить ее принципы, то получим следующую классификацию отраслей:

• По проявлению психики в конкретной деятельности (психология труда, психология игры, космическая психология, юридическая психология, психология управления, спортивная психология и др.)

• Психологические аспекты развития (возрастная психология, зоопсихология, психогенетика, психология аномального развития и др.)

• Психологические аспекты соц.отношений (социальная психология, психология семьи, психология масс, психология группы и др.)

Психология социальная - наука, изучающая закономерности пове­дения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики са­мих этих групп.

Психология политическая - отрасль психологии, изучающая пси­хологические компоненты политической жизни и деятельности лю­дей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и пр. Проявляется политическая психология в политическом сознании наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реа­лизуется в конкретных политических действиях.

Особое направление - практическая психология. Оно связано с решением следующих задач:

1) в достижении некоторой более общей непсихологической цели (психолог на предприятии, психолог в образовательных, медицинских учреждениях и др.);

2) в достижении чисто психологических задач. Это - психотерапия, то есть лечение при помощи психологического воздействия; психо­логическое консультирование, цель которого - оказание помощи практически здоровым людям в разрешении их жизненных проблем; психодиагностика, основной задачей которой является психологи­ческое обследование и составление психологического портрета, от­ражающего индивидуальность человека; психокоррекция - восста­новление психических функций, а также устранение или компенса­ция психических аномалий развития с помощью восстановительно­го обучения.





Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2336; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.145.108.181
Генерация страницы за: 0.089 сек.