Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы психологии




От научных.

Отличие житейских психологических знаний

У каждого человека существуют свои житейские, так называемые «психологические» знания. Каждый человек: лучше или хуже умеет понять другого человека, повлиять на его поведение или чувства, может в той или иной степени предугадать его поступки. Эти ЗУНы с одной стороны являются житейским багажом, но в то же время это могут быть профессионально-важными качествами специалиста (педагога, психолога и др).

Различие житейских знаний и научных (по Гиппенрейтер)

Житейские знания Психологические знания
Конкретны, т.к. касаются отдельных людей и ситуаций   Обобщены, т.к. применимы во всех ситуациях и ко всем людям
Носят интуитивный характер, т.е. каждый раз добываются заново и неосознанно   Носят рациональный характер, т.к. накапливаются и осознанны
Передаются не в полнм объеме,т.к. нет единой системы передачи знаний   Передаются в полном объемес помощью системы высшего образования и научной литературы
Субъективные способы получения знаний:наблюдение и размышления   Объективные способы получения знаний:научные методы исследования (в частности, эксперимент)
Доступны в полном объеме отдельному человеку   Недоступны в полном объемеотдельному человеку

 

Отмеченные различияне обозначают того, что надо отрицать житейский психологический опыт. Но вместе с тем нельзя смешивать житейские знания с научными.

Взаимодействие науки с житейскими знаниями можно охарактеризовать следующим образом: (пример – психологическая диагностика при профотборе на «сложные» профессии)

 

Современная отечественная психология опи­рается на выработанные в процессе ее становления и развития следующие принципы.

• Принцип детерминизма (причинной обусловленности, а психика и ее высшая форма – сознание развиваются под воздействием внешней среды, прежде всего социальной)

• Принцип единства сознания и деятельности (сознание образует внутренний план деятельности человека, т.е. сознание человека определяет его поступки и поведение)

• Принцип развития (психика человека рассматривается в непрерывном развитии, как результат деятельности).

Задачи психологии:

• Изучение фактов психической деятельности

• Изучение механизмов психических явлений

• Установление закономерностей функционирования психики

Методы психологии:

В психологии известны различные классификации методов. На­иболее полной является классификация, предложенная Б.Г. Ананье­вым. В этой классификации все методы делятся на четыре класса.

I. Методы сбора данных (эмпирические):

а) основные (наблюдения и эксперимент);

Наблюдение - метод психологии; заключается в фиксации прояв­лений поведения и получении суждений о субъективных психичес­ких явлениях.

б) вспомогательные (тестирование, изучение продуктов деятель­ности, биографический, беседа, анкетирование, моделирование, социометрический, близнецовый).

Изучение продуктов деятельности - это изучение продуктов труда человека: изобретений, книг, писем и т.п.

Социометрия - метод психологического исследования межлич­ностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Метод близнецовый - способ научного исследования, основанный на сравнении психологии и поведения двух типов близнецов.

II. Организационные методы:

а) сравнительный- изучение одной и той же функции у раз­ных групп испытуемых,

б) лонгитюдный- изуче­ние психических явлений у одних и тех же испытуемых на протяже­нии длительного времени (иногда в продолжение ряда лет),

в) комплексный- исследования разными средствами, разны­ми науками.

III. Методы обработки результатов:

а) количественный (статистический - классификация и анализ дан­ных),

б) качественный (дифференциация материала по уровням и ти­пам).

IV. Методы интерпретации результатов:

а) генетический (анализ результатов в плане развития с выделе­нием отдельных фаз, стадий и т.п.);

б) структурный (установление структурных связей между всеми характеристиками личности)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.