Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные ценности важнейших социальных ролей

 

Социальная роль Ролевая ценность Комментарий
    ПОЛИТИК Общее благо, инструментальная ценность – власть Общее благо как ролевая ценность политика известна в литературе со времени «Государ-ства» Платона. В обыденном сознании инструментальная ценность (власть) считается часто ролевой.
ВРАЧ Здоровье Отдельного человека и людей. Известно с времен Платона
СОЛДАТ Благо того, кому солдат служит: общество, народ, монарх Воплощается в выполнении долга, боевой задачи, достижения победы
    ЮРИСТ Прокурор – интересы общества, адвокат – интересы клиента, судья – соблюдение справедливости Для всех них закон – инструментальная ценность, справедливость может пониматься как соразмерность преступления и наказания
  ИНЖЕНЕР   Изобретение Техническое устройство, позволяющее человеку лучше приспособиться к природной среде
    УЧЕНЫЙ Знание Для исследователя – новое знание, для передатчика – сохраненное знание Ученый выступает в разных функциях: он добывает и сохраняет знание, поэтому и знание может выступать в разных модификациях
  УЧИТЕЛЬ, ПРЕПОДАВА-ТЕЛЬ, ВОСПИТАТЕЛЬ Ученик, его готовность к жизни, самостоятельность Для преподавателя готовность к делу (профессии), для воспитателя - приспособленность к обществу (для собственно Учителя важна самостоятельность ученика в жизни)
  ПРЕДПРИНИ-МАТЕЛЬ Средства удовлетво-рения потребностей личности и общест-ва. Инструменталь-ные ценности – прибыль, личная корысть На уровне обыденного сознания и даже в науке прибыль и личная корысть считаются ролевыми ценностями. Однако Г.Форд недвусмысленно указал, что функция предпринимательства есть служение обществу.
ПРЕДСТАВИ-ТЕЛЬ ИСКУС-СТВА (ХУДОЖ-НИК, ЛИТЕРА-ТОР, АКТЕР) Чувства (и отчасти мысли) у человека или публики Художник вызывает их через изображение, литератор с помощью слов, а актер – игры (слов и действий). В зависимости от типа могут служить Красоте, Добру, Истине, но могут – Безобразному, Злу, Лжи.
    ФИЛОСОФ Знание Добра и Зла, инструментальные ценности – конкрет-ное знание и методо-логия познания Представление об этом есть у Платона
СВЯЩЕННИК Бог и душа человека  
МАТЬ И ОТЕЦ Дети Ценность, идущая от животных предков
ГРАЖДАНИН Государство  
ЧИНОВНИК Общее благо Проявляется через служебный долг
  РАБОЧИЙ Вещь, предмет потребления, инструментальная ценность – заработок Ценности предпринимателя и рабочего анало-гичны, почти тождественны. Различие этих ролей – в специфике деятельности. Предпри-ниматель организует массовое производство, рабочий изготовляет отдельные вещи.

 

Мастерство. Мастерство, вообще говоря, слагается из двух составляющих – природного таланта (способностей) и знаний, умений и навыков, которые накоплены профессиональной группой (обществом в целом). Природную составляющую мастерства мы рассматривать не будем. Но любой человек со средними способностями способен выполнить любую социальную роль на уровне хорошего ремесленника. И этого достаточно, чтобы в обществе осуществлялась полноценная деятельность.

В отличие от ценностей мастерство – наиболее неустойчивый и быстро развивающийся компонент социальной роли. Действительно, мало общего с точки зрения знаний, умений и навыков у римского легионера и современного танкиста, артиллериста, летчика и т.д. Трудно найти общие признаки и у представителей других профессий (врач, учитель, строитель и т.п.) в разные исторические периоды.

Кроме того, знания, умения и навыки могут быть различны у исполнителей одной и той же социальной роли (например, врачи аллопаты и гомеопаты). Но они же могут и существенно совпадать у представителей разных ролей. Например, психологические знания могут использовать как работники правоохранительных органов (с целью добиться признания преступника), так и психотерапевты, чтобы помочь человеку.

Исполнители некоторых социальных ролей могут использовать одни и те же знания, умения и навыки с противоположными или несовпадающими целями. Прокурор использует юридические знания, чтобы покарать преступника и защитить интересы общества, адвокат использует их с целью защиты интересов обвиняемого. Судья использует их с целью соблюсти меру между виной и наказанием. Едва ли можно назвать врачами представителей медицины в немецких концлагерях, проводивших опыты над живыми людьми. В лучшем случае, это исследователи.

Наконец, возможны ситуации, когда для представителей практически всех социальных ролей характерно обладание некоторыми элементарными знаниями, умениями и навыками. Скажем, умение писать и читать и сейчас является необходимым для выполнения практически любой более или менее важной социальной роли. Элементы «компьютерной грамотности» также становятся ныне весьма необходимы в любой профессиональной деятельности.

Полномочия (права и обязанности). Объективная необходимость этого компонента роли обусловлена двумя обстоятельствами. Во-первых, общество не может предоставить деятелю полную свободу. Оно должно контролировать процесс профессиональной (и не только профессиональной) деятельности. Во-вторых, оно обязано предоставить ему возможность свободно принимать решения и действовать в рамках его компетенции. Права и обязанности иногда фиксируются в документах и оговариваются специально (например, роль президента), но часто закреплены в общественном сознании в виде «ожиданий». Общество «ждет», что представитель данной профессии или данного социального слоя будет вести себя надлежащим образом в соответствующей ситуации. В случае необходимости (если деятель уклоняется от выполнения роли или, напротив, выполняет ее добросовестно) общество применяет различные санкции (поощрение и наказание).

Полномочия каждой роли весьма специфичны (права и обязанности разных ролей весьма различаются), но эта специфика имеет, по-видимому, вторичный характер. Она обусловлена различием ролевых ценностей. Для утверждения разных ценностей требуются усилия в разных направлениях. Общество как раз и направляет усилия деятеля в нужном направлении через систему прав и обязанностей.

Ролевые права и обязанности чрезвычайно зависят от ситуации. Наглядный пример тому – колебание в объеме прав и обязанностей представителей некоторых профессий (медицинские работники в случае эпидемии, военнослужащие – в период чрезвычайного положения или войны).

Очерченные выше три компонента роли взаимно дополняют друг друга и, в целом, обеспечивают удовлетворительное выполнение роли, взаимно страхуя друг друга. Если субъект усвоил ролевые ценности, то он в случае необходимости будет стремиться повысить свое мастерство и обрести полномочия. Если он обладает мастерством, но слабо усвоил ролевые ценности, общество побуждает его действовать в соответствии с ними через систему прав и обязанностей. Если же он получил права и обязанности каким-то образом, но не обладает ни ценностями, ни мастерством, то общество, обманутое в своих ожиданиях, рано или поздно оценивает его по достоинству. Правда, за это иногда приходится дорого платить.

Ценности, мастерство и полномочия, очевидно, не случайные компоненты роли, поскольку в них отражены три важнейших феномена: 1) деятель (субъект), 2) окружающий мир и 3) общество. Совокупность ролевых ценностей характеризует именно деятеля, в знаниях, умениях и навыках отражается окружающий, вещный мир. Ведь знание – всегда знание о чем-то, а умение – всегда умение обращаться с чем-то. Полномочия же, как было сказано выше, имеют свои источником общество. Одинокому Робинзону на его острове никакие права и обязанности не нужны. Он полностью свободен в своих действиях.

Любую роль можно описать, если определить ценности (или ценность), во имя которых она выполняется (существует), выяснить необходимый уровень мастерства и выявить заданный обществом объем полномочий, позволяющий осуществить эту роль. Ценности составляют ценностное ядро личности, совокупность ролевых знаний, умений, навыков определяет общий уровень мастерства, ролевые полномочия составляют общий объем полномочий личности. Данные понятия позволяют в первом приближении описать личность как социальное существо.

Эти понятия также можно использовать для оценки конкретного человека (и его действий), выступающего в данной социальной роли.

Например, мы, полагая, что ролевая ценность политика есть «общее благо», можем оценить, насколько вся деятельность конкретного политика подчинена этой ценности. Едва, например, деятельность двух крупнейших фигур на политической арене Советского Союза и России (М.Горбачева и Б.Ельцина) соответствовала этой ценности (у первого явно преобладали элементы тщеславия, стремления к популярности в мире, а у второго неуемная жажда личной власти, которую он мог направить только для личной выгоды свой и своей семьи).

Что касается служебных полномочий, то Горбачев явно не использовал их должным образом, ничего не предприняв против незаконного сговора в Беловежской пуще, а Ельцин явно превысил свои как в момент этого сговора, так и в период октябрьского переворота 1993 года, разорвав Конституцию РСФСР, блюсти которую он клялся, и силой уничтожив законно избранный орган законодательной власти.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концепция социальной роли | Подобные структуры социальных процессов и явлений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.