Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение сказки, басни, былины, рассказа, повести, романа

Наиболее распространёнными формами работы по изучению сказки являются следующие:

1. Художественное рассказывание, близкое к тексту, с сохранением не только смысла, но и поэтической формы сказки, присущих ей лексики и синтаксиса.

2. Чтение учениками, комментарии непонятных слов и выражений.

3. Беседа о героях сказки и об идейной ее направленности.

4. Выявление особенностей сказки. Элемент фантастического в соединении с жизненной правдой, гиперболизм, повторения, постоянные эпитеты и т. п.

5. Подготовка к рассказыванию сказки с сохранением обычных для сказок выражений «В некотором царстве, в некотором государстве...»; «ни в сказке сказать, ни пером описать»; «как сказано, так и сделано» и т. п.

Изучение былины можно организовать следующим образом:

1. Вступительное слово учителя (историческая основа былины, указание на то, что в произведениях устного народного творчества не являются исторически достоверными).

2. Чтение былины учителем, прослушивание в записи.

3. Чтение былины учениками. Выявление лексического значения непонятных слов.

4. Анализ идейного содержания и жанровых особенностей былины. Воплощение

в лице героя богатыря мечты о лучших человеческих качествах, об идеале человека.

5. Обращение к литературным произведениям, в которых нашёл отражение образ былинного богатыря.

6. Выразительное чтение былины.

Анализируя новеллу, важно иметь в виду следующие особенности развития конфликта в новелле:

1) противоречия определенны и проявлены;

2) противоречия должны и могут быть разрешены по ходу развития действия;

3) герои стремятся к разрешению конфликта.

Необходимо также обратить внимание школьников на острый сжатый сюжет, быстрое развитие и концентрированность действия, развязку, позволяющую осмыслить изображённую в произведении жизненную ситуацию, небольшое количество персонажей, отсутствие побочных сюжетных линий, авторских отступлений; описаний прошлого героев, минимальные психологические мотивировки.

В центре внимания на уроке должен быть внешний конфликт, столкновение противоречий в завязке, развитие действия, кульминация, стремительное разрешение.

Анализируя басню, необходимо иметь в виду следующие особенности жанра:

  • Большая степень условности, фантастичность образной системы.
  • Условность сюжета.
  • Построение образной системы на принципе аллегории, воплощение в образах персонажей какой-либо абстрактной идеи (ханжества, лицемерия).
  • Противостояние идей в основе конфликта (силы и справедливости).
  • Отчетливое выделение двух частей — сюжета и морали (авторской оценки и осмысления изображенного).
  • Близкий к разговорной речи интонационный рисунок басни.
  • Ярко выраженная социокультурная или философская, национальная проблематика.

Основными направлениями работы над басней могут быть следующие:

1. Составление композиционного плана.

2. Выявление идеи.

3. Формирование первоначальных понятий о художественном обобщении, типическом характере.

4. Определение особенностей речи героев. Выявление характеров персонажей. Фонетическая сторона произведения: благозвучие, вырази­тельность.

5. Чтение по ролям.

В ходе анализа рассказа необходимо обращать внимание на детали-символы в описании пейзажа, портрета, интерьера. Такое исследование предполагает сотворчество, домысливание.

Также необходимо иметь в виду ведущий эмоциональный тон, атмосферу внутренней жизни героя в данный момент.

Комментируя рассказ, следует особое внимание обращать на концовку, отмечая характер сюжетной развязки, либо эмоциональное звучание финала, либо его «открытость».

Анализ рассказа может быть построен по таким направлениям:

  • Анализ центрального эпизода рассказа (в основе рассказа обычно лежит один эпизод).
  • Определение роли описаний в повествовании.
  • Исследование диалогов действующих лиц.
  • Выявление особенностей характера героя рассказа и идейного содержания произведения.
  • Определение роли второстепенных и эпизодических персонажей в повествовании.

Отметим некоторые общие положения, которые необходимо учитывать в ходеанализа повести.

    1. Исторические условия, основные общественные проблемы, которые привлекли к себе внимание писателя, его общественная позиция.
    2. Проблематика и идейная направленность произведения.
    3. Главные герои (характеры). Типические черты в жизни и характерах этих героев.
    4. Второстепенные герои, их типичность. Связь их между собой и с главными героями.
    5. Сюжет произведения. В какой степени сюжет и его развитие помогают раскрытию характеров и идейной направленности произведения?
    6. Другие компоненты: диалог, портрет, пейзаж, вводные эпизоды или авторские отступления, индивидуальная речь героев.
    7. Язык писателя как средство раскрытия образов и идейной направленности произведения: своеобразие лексики, поэтического синтаксиса.
    8. Традиции и новаторство.

Анализируя роман, важно определить, к какому из двух типов он относится – роману-эпопее, авантюрному роману и сделать акцент на особенностях жанра:

  • В образе героя эпопеи нашли отражение типичные качества, присущие народу, этносу, классу и т.п.
  • В романе-эпопее интегрирована национальная и идейно-нравственная проблематика.
  • Проблема романа-эпопеи - «судьба человеческая и судьба народная» в их единстве и взаимообусловленности.

Комментируя идею произведения, объединяющую все художественные компоненты текста, необходимо определить:

  1. Общий пафос произведения.
  2. Общечеловеческие проблемы в произведении.
  3. Связь идеи произведения с идеей творчества автора в целом.
  4. Черты определённой эпохи русской жизни.
  5. Степень актуальности вопросов, поднятых в произведении.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Не следует | Работа над образом героя эпического произведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.