КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лингвистическая интерпретация основных понятий, содержащихся в статьях ГК РФ. Понятие о негативной информации
Распространение порочащих сведений как в российском, так и зарубежном праве обычно понимается как диффамация, под которой понимается распространение порочащих сведений о каком-либо лице – как физическом, так и юридическом. Сам термин имеет иностранное происхождение – от латинского «diffamatio», от которого: происходят также английское «difamation», немецкое «Diffamation» и французское «difamacion». Родовое понятие «диффамация» охватывает собой любое распространение порочащих другое лицо сведений. В зависимости от соответствия распространяемых сведений действительности и субъективного отношения распространителя к своим действиям А.Эрделевский выделяет следующие виды диффамации: а) распространение заведомо ложных порочащих сведений – умышленная недостоверная диффамация, или клевета; б) неумышленное распространение ложных порочащих сведений – неумышленная недостоверная диффамация; в) распространение правдивых порочащих сведений – достоверная диффамация (Эрделевский, 1998, с.11). Только недостоверная диффамация в виде клеветы влечет уголовную ответственность. Гражданско-правовой способ защиты чести, достоинства и деловой репутации от недостоверной диффамации любого вида определен в ст. 152 ГК. Достоверная диффамация не влечет наступления ответственности по российскому законодательству, однако суд может признать при этом ущемление других прав личности – права на неприкосновенность частной жизни, права на личную и семейную тайну. В этом случае возможно наступление ответственности. Используемые в ст.152 понятия честь, достоинство и репутация требуют дополнительного толкования, поскольку содержание их не оговорено законодательной нормой.
Честь. 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести. 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Ч. фабричной марки. 3. Целомудрие непорочность. Девичья честь. 4. Почет, уважение. Ч. по труду. Честью называется общественная оценка личности, мера духовных, социальных качеств личности, является важнейшим нематериальным благом человека наряду с его жизнью, свободой, здоровьем. Понятие чести включает в себя три аспекта: а) характеристика самой личности (качества лица); нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; б) общественная оценка личности (отражение качеств лица в общественном сознании). Понятие чести изначально предполагает наличие положительной оценки; в) общественная оценка, принятая самой личностью, способность человека оценивать свои поступки, действовать в нравственной жизни в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами, правилами и требованиями. Достоинство. 1. Положительное качество. В спектакле много достоинств. 2. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Ронять своё д. Чувство собственного достоинства. 3. Стоимость, ценность денежного знака. 4. То же, что титул. Под достоинством понимается сопровождающееся положительной оценкой лица отражение его качеств в его собственном сознании. В отличие от чести, достоинство - это не просто оценка соответствия своей личности и своих поступков социальным или моральным нормам, но прежде всего - ощущение своей ценности как человека вообще (человеческое достоинство), как конкретной личности (личное достоинство), как представителя определенной социальной группы или общности (например, профессиональное достоинство), ценности самой этой общности (например, национальное достоинство). Достоинство (но не честь) рассматривается Конституцией Российской Федерации как абсолютно неотъемлемая и охраняемая государством ценность. Достоинство - это положительное мнение человека о самом себе как отражение его социальной оценки.
Репутация. Приобретаемая кем-чем.-н. общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-чего-н. Хорошая, плохая р. Незапятнанная р. Порочить чью-н. репутацию («Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой). Деловая репутация – мнение о профессиональных способностях кого-л. (Толкования слов см.: Большой толковый словарь русского языка/Под ред. СА Кузнецова. СПб., 1998.) Деловая репутация - приобретаемая положительная или отрицательная общественная оценка деловых качеств лица. Деловая репутация представляет собой набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, поклонников (например, для шоу-бизнеса), избирателей (для выборных должностей) и персонифицируется среди других профессионалов в соответствующей области деятельности. Унижение чести и достоинства есть сознательная дискредитация человека в общественном мнении или такое воздействие на общественное мнение, которое противоречит достоинству личности как ее неотъемлемому праву независимо от общественного мнения о нем и от его самосознания (умаление достоинства). Однако операциональных критериев унижения чести и умаления достоинства не существует, это субъективные понятия; наличие и глубину «унижения чести» оценивает сам потерпевший. Любая критическая информация о человеке в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия, самооценки, самомнения, и том числе конструктивная или самая доброжелательная критика, может быть воспринята этим человеком как обидная. Обиженный человек может испытать чувство унижения, если о нем распространена какая-либо негативная информация. Под негативной информацией лингвисты-эксперты понимают такую информацию (сведения), которая содержит отрицательную характеристику лица (физического или юридического) с точки зрения здравого смысла, морали или с правовой точки зрения (в той мере, в которой это может понимать любой дееспособный гражданин, не имея специальных познаний в области юриспруденции). Если такая информация не соответствует действительности, то она, несомненно, чернит репутацию. (Цена слова. Из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по защите чести, достоинства и деловой репутации. Изд.III. М., 2002, с.200).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |