Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия теории культуры




Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о многозначности и осмысленности явления. В понятии «культура», восходящем к римской античности, обычно подчеркивается фиксируемое им отличие «человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни». И действительно, первое значение этого термина это возделывание, обработка, уход. Наиболее же привычное для нас значение «культуры» как воспитания и образования в этом контексте воспринимается как нечто дополняющее, а иногда и исправляющее человеческую природу и даже противостоящее ей. Культурный человек всем обязан образованию и воспитанию, и это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой.

«Культура» - это поклонение, почет, культ. И, прежде всего религиозный культ. В древности человек постоянно находился в окружении богов: он встречался с ними в поле, роще, но боги жили и в доме человека, они жили в городе, оберегали городские законы и безопасность граждан. В таком городе культура была одновременно «воспитанием», «возделыванием» и «культом». И этим сочетанием характеризуется процесс подготовки граждан в античном полисе, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка, что и обозначили греки при помощи понятия «пайдейя» (pais- ребенок).

Средневековая культура – культура христианская, отрицая языческое отношение к миру, тем не менее, сохранила основные достижения античной культуры. Если в основе античного понимания культуры лежало признание без личностного абсолюта, то средневековая культура осознает себя в постоянном стремлении к самоусовершенствованию и избавлению от греховности.

Античное понимание культуры, основанное на признании рационального поиска как пути к добродетели (совершенству в какой- либо области, в том числе и этической), оказалось совершенно беспомощным, как только окружающий мир, природа потеряли свою суверенность, так только человек увидел, что кроме вещественно телесного мира, его земной родины, есть родина небесная, духовный мир, где человек обретает подлинное блаженство, поскольку, хотя его тело принадлежит земному миру, душа его бессмертна и принадлежит миру небесному. Оказавшийся перед лицом необозримого мира, человек увидел, что в нем действуют законы и нормы, неподвластные человеческому разуму.

В эпоху Нового времени «культура» вновь предстала перед человеком как необходимость «возделывания» собственных способностей, в том числе и разума, но «естественного разума», от природы не испорченного и дополненного верой. Новое время (17 – 19 в.в.) демонстрирует целый ряд философских теорий культуры. Понятие культуры разрабатывается в контексте философского рассмотрения вопросов познания и метода, рационального устройства общества и т. д.

На современном этапе существует огромное количество определений культуры (до 1000) В ил. Энциклоп. Словаре дается следующее определение:

Культура – (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование)- определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Материальные и духовные реальности, созданные творческим тру­дом человека, называются артефактами, то есть искусственно соз­данными. Значит, мы можем сказать, что артефакты задуманы и созданы человеком как творцом, но он использует в качестве исходного материала объекты, энергию природы и действует в согласии с законами природы.

В культурной статике элементы разграничены во времени и в пространстве. Так, часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание времени и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почита­емое, носит название культурного наследия. В мировом масшта­бе культурное наследие выражают так называемые – культурные универсалии - нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Американские антропологи выделяют более 70 универсалий, общих для всех культур: возрастная градация, календарь, соблю­дение чистоты, приготовление пищи, танцы, образование, этика, семья, празднества, законы, медицина, музыка, мифология, число, имя, ритуалы и так далее.

Рассмотрим одну из универсалий - ценность. Ценности стоят на более высоком уровне духовной культуры. Играют роль регуля­тивов. Это более сложный и развитый продукт духовной культуры. Ценность включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию, ценность имеет двойственную природу, так как подразумевает выбор, полярность решений. Можно отвер­гать или принимать событие, давать положительную или отрица­тельную оценку, учитывая смысл одной и той же ценности. В раз­ных ситуациях в качестве главного основания могут выступать различные составляющие ценности. Существуют такие типы ценностей, как:

- витальные /связанные с идеалами здоровой жизни/;

- социальные -/социальное благополучие, должность, работа/;

- нравственные /честь, добро, справедливость/; -религиозные и идеологические /смысл жизни, поиск целей/;

- художественно-эстетические /гармония, прекрасное/;

- семейно-родственные /семейный уют, благополучие, уважение/; -трудовые /талантливость, удовлетворение результатами труда/.

Ценности более гибко определяют нормы поведения. Чем выше уровень духовной культуры, тем разнообразнее ценности и смыслы.

Чем выше уровень ценностей, тем культура требует более осознанности этих ценностей от носителей этой культуры. Чем выше органичность системы, ценностей, тем выше целостность духовной жизни в такой культуре. Культура стремится обеспечивать вы­живание и отбор тех ценностей, которые обеспечивают человека бо­лее эффективными регулятивами.

Таким образом, мы можем сказать, что ценность - это пред­ставление о том, что свято для человека, группы, общества в целом.

Культурные нормы.

В духовной культуре могут действовать нормы. Они выделялись из обычаев, специально разработаны для случаев специализирован­ного поведения человека. Нормы могут быть: экономические, поли­тические, технические, нравственные, правовые и так далее. Нор­мы могут иметь ритуальный или обрядовый характер, но они дейст­вуют как и обычаи – запретительным или разрешительным образом.

Таким образом, нормы культуры - это формирующиеся тысячелетиями и передающиеся из поколения в поколение образцы и правила поведения или действия, складывающиеся на уровне обыденного сознания об­щества.

Система норм поведения в той или иной сфере деятельности, которая стала привычной или обычной для людей называется обычаем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.