Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слуховое восприятие

Зрительное восприятие

В процессе труда исключительно важное значение имеет зрительная ориентация. Благодаря зрительному восприятию человек получает 85-90% всей информации.

Зрительное восприятие зависит от яркости предмета и контрастности его с фоном. Это следует учитывать при проектировании трудовых процессов, особенно таких, которые характеризуются небольшими размерами деталей, восприятием цифровых и знаковых сигналов и напряжением зрения. Контраст может быть прямым (предмет темнее фона) и обратным (предмет ярче фона). Работа при прямом контрасте более благоприятна.

Поле зрения разделяется на три зоны:

1. центрального видения (наиболее четкое распознавание деталей);

2. ясного видения (неподвижный глаз может распознать предмет без распознавания мелких деталей);

3. периферийного видения (предметы выявляются, но не распознаются. В зону ясного видения переходят посредствам движения глаз).

Объем зрительного анализатора – количество объектов, которое можно охватить на протяжении одной зрительной фиксации.

Установлено, что объем восприятия, составляет 4-8 не связанных между собой элементов. Увеличить объем позволяет группировка объектов.

Для организации труда важное значение имеют такие характеристики зрительного анализатора как латентный период зрительной реакции (промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения) и время адаптации.

Значительная часть информации на производстве поступает к работнику в виде звуковых сигналов.

Слуховой анализатор дифференцирует звуковые раздражители, определяет частоту звука и отдаленность его от источника.

Звуковая волна характеризуются интенсивностью, частотой и формой, которые в слуховых чувствах воспринимаются как звучность, высота, тембр.

Нерегулярные, хаотичные звуковые колебания называются шумом. Его негативное влияние на человека возрастает с увеличением частоты колебаний.

С точки зрения организации производственного процесса и труда проблема восприятия и ощущения имеет значение при определении:

§ оптимального числа объектов наблюдения;

§ объема и качества воспринимаемой информации;

§ разновидности знаков, их формы, цвета, места расположения, очередности и удобства предъявления;

§ надежности «пропускной способности» оператора у пульта.

Наблюдение – планомерное, целенаправленное, организованное, осознанное восприятие предметов и явлений в процессе труда (выступает как самостоятельная деятельность). Эффективность наблюдения определяется четкой постановкой задания и зависит от предшествующей подготовки и опыта работника относительно восприятия подобной информации.

На основе ощущения и восприятия возникает более сложная форма чувственного отображения – представление.

Представление – это процесс отображения в коре головного мозга предметов и явлений, не воздействующих в данный момент на органы чувств.

 

 

5.2.3 Мышление

 

Мышление – процесс опосредованного, обобщенного отображения человеком действительности в наиболее существенных взаимосвязях и взаимоотношениях.

В процессе труда мышление проявляться как:

Репродуктивное (при постоянных раздражителях сводится к воспроизводству ранее сформированных мыслей);

Творческое (связано с созданием новых, оригинальных продуктов или условий труда и жизнедеятельности).

Виды мышления:

§ наглядно-действенное или сенсомоторное – наиболее простая форма мышления, при которой операции анализа и синтеза объединяются с практическими действиями;

§ наглядно-образное – характеризуется тем, что содержание умственного задания базируется на образном материале;

§ словесно-логичное или понятийное – процесс отображения в сознании человека существенных связей и отношений между предметами и явлениями материального мира.

Мышление подразделяют на:

§ интуитивное - опирается на интуицию, характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов и минимальной осознанностью;

§ аналитическое (логическое) - имеет четко выраженные этапы, опирается на логику.

Основными формами логического мышления являются:

§ понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов;

§ суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. Могут быть истинными и ложными;

§ умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Для реализации мыслительной деятельности необходимо осуществление следующих мыслительных операций:

§ анализ – расчленение сложного объекта на составляющие;

§ сравнение – установление сходства и различия между объектами;

§ синтез – объединение разрозненных частей в единое целое;

§ обобщение – объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам;

§ абстрагирование – выделение существенных свойств и связей предметов и отвлечение от других, несущественных.

Индивидуальные особенности мышления:

§ глубина ума - характеризуется умением проникать в суть проблемы и всесторонне ее рассматривать, выявлять причины, предусматривать последствия и т.д.;

§ широта ума – проявляется в умении охватить широкий круг вопросов, творчески мыслить в разных областях знаний;

§ критичность ума – умение не попадать под влияние чужих мыслей, а правильно оценивать их сильные и слабые стороны, а также свои выводы и действия;

§ самостоятельность ума – проявляется в умении самому увидеть проблему и решить ее;

§ конкретность ума – означает умение не только охватить всю проблему, но и выделить в ней наиболее существенно важное;

§ последовательность ума – умение быстро принимать правильные обоснованные решения.

Совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задания, называется интеллектом.

 

 

5.2.4 Память

Память – это система сложных психические процессов, с помощью которых человек накапливает и хранит в сознании информацию, а также воспроизводит ее по мере необходимости. Такими процессами являются:

1. Запоминание – процесс закрепления нового путем связывания его с ранее приобретенным, вследствие чего человек обогащается новыми знаниями и формами поведения.

2. Хранение – достаточно длительное удержание в памяти информации, знаний, опыта.

3. Воспроизведение – процесс актуализации закрепленного ранее материала и использования его в деятельности

4. Забывание – ослабление связей того или иного материала с прошлым опытом, обусловленное неиспользованием этого материала в деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Закономерности активизации психической деятельности человека в процессе труда | Виды памяти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.