Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды памяти

В зависимости от характера психической активности в деятельности:

- двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем;

- эмоциональная – память на чувства, выступающие сигналами к определенным действиям или воздержанию от последних.

- образная – память на представление, на зрительные, слуховые и др. впечатления, вызванные действием раздражителей на органы чувств;

- словесно-логическая – характеризуется запоминанием, сохранением и воспроизведением мыслей, понятий, суждений, умозаключений.

В зависимости от цели деятельности:

- непроизвольная – человек запоминает и воспроизводит материал, не ставя перед собой цель что-то запомнить или вспомнить;

- произвольная - человек сознательно ставит перед собой задание запоминать и сохранять материал.

В зависимости от длительности времени между запоминанием и воспроизведением:

- кратковременная – характеризуется коротким (секунды, минуты) сохранением и немедленным воспроизведением материала после одноразового его восприятия;

- долговременная – характеризуется длительным сохранением материала после многоразового его повторения и воспроизведения.

Оперативная память – запоминание, сохранение и воспроизведение информации, которая поступает и перерабатывается в процессе выполнения определенных трудовых действий и которая необходима для достижения цели этого конкретного действия.

Показатели оценки памяти:

§ объем памяти– количество единиц не связанного между собой материала, которое человек может запомнить;

§ скорость запоминания - количество повторений, необходимых человеку при запоминании определенного объема материла;

§ прочность запоминания - длительность сохранения и материала и скорость его забывания;

§ точность памяти – способность воспроизводить информацию без искажений;

§ готовность памяти – умение вспомнить в определенный момент необходимую информацию.

 

 

5.2.5 Внимание

 

Внимание – сложное психическое явление, которое сопровождает, направляет и целесообразно организовывает психическую деятельность, не будучи самостоятельным ее видом. Это сосредоточение сознания на определенном объекте, при котором обеспечивается наиболее четкое отображение последнего.

Внимание – сторона психической деятельности, благодаря которой, отдельные восприятия, чувства, мысли, действия, образы осознаются человеком ясно и четко, в то время как другие уходят на второй план или сознательно не воспринимаются.

Внимание повышает эффективность труда, обуславливая особенно четкое протекание психических процессов. Благодаря механизму внимания человек не замечает побочных раздражителей, делает быстрее анализ и обобщение, мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока цель труда не достигнута.

Специфическими особенностями внимания являются его сосредоточенность и динамичность.

Сосредоточенность внимания – углубление человека в деятельность при одновременном отвлечении от всех других объектов, находящихся в поле восприятия;

Динамичность внимания – постоянное колебание, выражающееся в периодической смене объектов внимания.

По способам возникновения и осуществления различают внимание:

· непроизвольное (пассивное, эмоциональное) - сосредоточение внимания на раздражителе. Не требует усилий для сосредоточенности и не связано с основным видом деятельности. Условием возникновения является новизна или существенная сила раздражителя. В процессе труда невольное внимание обуславливается внешними для человека причинами, не связанными с трудовой деятельностью, и проявляется как отвлечение от работы или как показатель утомления.

· произвольное (активное, волевое) – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, обусловленное деятельностью. Его характерными чертами является целенаправленность, организованность, стойкость. Поддержание добровольного внимания требует от работника существенных усилий, особенно в сложных условиях, при наличии препятствий, снижении познавательного интереса, пассивных эмоциональных состояниях, усталости.

Свойства внимания:

v Концентрация – показатель сосредоточенности сознания на определенном объекте, невозможности отвлечения внимания на побочные раздражители. Наибольшая концентрация внимания достигается, когда сознание сосредоточено на одном объекте.

v Интенсивность – характеризуется количеством затрат энергии на осуществление психической деятельности. Зависит от заинтересованности человека к труду и от самого характера деятельности (профессии).

v Стойкость – характеризуется способностью поддерживать концентрированное интенсивное внимание на протяжении определенного времени. Ее показателем является производительность деятельности на протяжении длительного периода. Зависит от объекта сосредоточения и активности работника. Сложные объекты требуют активного мышления, что является причиной длительного сосредоточения на них.

v Объем – способность психики одновременно воспринимать определенное количество объектов или их элементов.

v Распределение – способность сосредотачиваться на нескольких объектах одновременно. С этой особенностью связана возможность успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности. Высокий уровень развития этого качества – одно из обязательных условий эффективности труда. Эффективным является распределение внимание при одновременном выполнении умственной и двигательной деятельности. Однако в этом случае производительность умственной деятельности может снижаться большими темпами, чем моторной. Во всех случаях условием успешного распределения внимания является автоматизм одного из совмещаемых видов труда. Распределение внимание является трудовым навыком, формирующимся в процессе работы.

v Переключение – способность легко и быстро переходить от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой. Может быть обусловлено необходимостью перехода к новому виду деятельности или осуществляться с целью отдыха, когда предыдущая работа утомила человека.

 

5.2.6 воля

 

Для осуществления трудовой деятельности необходима целенаправленность психических процессов. Сознательное регулирование восприятия, мышления, памяти, эмоциональных состояний осуществляется волей человека.

Воля – активная сторона психической деятельности, проявляющаяся в сознательном регулировании действий и поступков человека, направленных на достижение поставленной цели и преодоление трудностей.

Основная особенность волевой регуляции заключается в сознательной мобилизации личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей при осуществлении целенаправленных действий и поступков.

Функции воли:

v побудительная (обеспечивает активность человека и характер его действий в соответствии сознательно поставленной цели);

v тормозная (проявляется в удержании нежелательных проявлений активности).

Ежедневная, особенно рутинная, неинтересная работа требует от человека волевых усилий.

Волевое усилие – форма эмоционального стресса, мобилизирующая внутренние ресурсы человека (память, мышление, восприятие, представление), создающая дополнительные мотивы к действиям и переживаемая как состояние значительного напряжения.

Благодаря волевым усилиям тормозится действие одних и усиливается действие других мотивов. При неизменной мотивации эффективность труда может возрасти вдвое, благодаря мобилизации волевых усилий.

Сознательное регулирование поведения и деятельности человека зависит также и от его волевых качеств: решительности, самостоятельности, инициативности, настойчивости, выдержки, организованности, смелости и т.д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Слуховое восприятие | Эмоции и чувства в процессе труда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.