Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоции и чувства в процессе труда

5.3.1 эмоциональные состояние и их функции трудовой деятельности

 

Важной стороной психической деятельности человека является аффективная сфера, представленная эмоциями, чувствами, переживаниями, стремлениями и желаниями, в которых отображается отношение человека к окружающему миру и самому себе. В процессе труда и общения с другими людьми у работника активизируются не только познавательные процессы, но и возникает личное отношение к целям организации, другим людям, результатам собственной деятельности и т.д. в познавательной сфере отображается внешний предметный мир в образах, существенных взаимосвязях, а в аффективной сфере действительность отображается в переживаниях человека. Эти процессы не являются взаимоисключающими и представляют единство двух компонентов психического отображения.

Эмоции - процессы, отображающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

Чувства – внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни, работе.

Эмоции отображают ситуационное отношение человека к определенным объектам, а чувства – стойким, обобщенным отношением к ним.

Чувства выступают субъективным показателем того, как удовлетворяются потребности человека. Если процесс удовлетворения потребности проходит благоприятно, то у работника возникают позитивные эмоциональные состояния (увлечения, радости, удовольствия). Неудовлетворенные потребности сопровождаются негативными эмоциями. Таким образом, эмоции – это реакция на ситуации к которым человек не может сразу адаптироваться.

Эмоциональное состояние человека зависит от характера и интенсивности актуальной потребности, с одной стороны, и оценки возможности ее удовлетворения – с другой. Если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, то возникают позитивные случаи, в противном случае – негативные.

Эмоции возникают тогда, когда не происходит удовлетворение потребностей, когда действия не достигают цели или их выполнение связано с препятствиями.

Потребностно-информационная теория эмоций П.В.Симонова:

Эмоция – это отображение отношения между величиной потребности и вероятностью ее удовлетворения в данный момент. Если человеку не хватает знания, информации для достижения цели, то эмоция компенсирует эту нехватку и обеспечивает продолжение поиска новой информации.

 

Е=П (Н-С),

Где Е - эмоция, П - потребность, Н -информация, необходимая для удовлетворения потребности, С – информация, которой владеет человек.

 

Е=0, если П=0;

Е=0, если Н=С;

Еmax, когда С=0.

 

Характеристики эмоций и чувств:

1. Качественные:

- знак (позитивные, негативные);

- модальность (страх, гнев, радость и т.д.);

2. Количественные (сила, интенсивность, глубина).

Функции эмоциональных состояний:

1. регулятивная (переживания выступают в роли сигналов, стимулирующих или сдерживающих деятельность человека);

2. оценочная (субъективное отношение человека к удовлетворению своих потребностей);

3. энергетическая (мобилизируют физиологические резервы организма).

5.3.2 Виды эмоциональных реакций

 

В процессе труда выделяют эмоции стенические и астенические. Стенические эмоции в процессе труда побуждают работника к действиям, увеличивая его энергию. Астенические эмоции характеризуются пассивностью, наблюдательностью, безразличным отношением к работе.

Наиболее неблагоприятно на трудовую деятельность влияют аффекты, которые характеризуются изменениями в сознании, нарушением контроля над действиями, потерей выдержки и т.д.

Аффект – непродолжительная бурная эмоциональная реакция в форме гнева, страха, отчаяния, растерянности и т.д. он развивается в критических условиях, когда человек не может найти адекватный выход из опасных, травмирующих, неожиданных ситуаций.

Закон развития аффекта: чем сильнее исходящий мотивационный стимул, чем больше усилий пришлось приложить человеку для реализации цели и чем меньше результат деятельности, тем сильнее аффект.

Особой формой переживания чувств являются стрессовые состояния.

Стресс – чрезмерное психологическое и физиологическое напряжение, вызванное сильным неблагоприятным влиянием того или иного фактора. Состояние работника при стрессе характеризуется дезорганизацией поведения и речи, в одних случаях проявляется в неупорядоченной активности, в других – в пассивности, бездеятельности. Вместе с тем, незначительный стресс может способствовать мобилизации работника, активизации его деятельности.

Стресс, способствующий улучшению показателей работоспособности, расценивается как стресс без дистресса. Ухудшение этих показателей рассматривается как проявление дистресса.

Стрессы подразделяют на:

- острые (развиваются мгновенно и с первых минут сказываются на работе нервной и сердечно-сосудистой системы);

- хронические (возникают в результате длительного или повторного влияния как сильных, так и сравнительно слабых стрессоров).

При сильном непродолжительном стрессе целесообразным является активное реагирования, а при продолжительном хроническом стрессе – пассивное.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды памяти | Психические состояния в процессе труда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.