Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды интеграции




Интеграция организаций

Под влиянием изменений, которые происходят в мировой и российской экономике, а также обострения конкуренции между странами и компаниями все большее распространение приобрета­ют процессы интеграции. Понятие интеграции стало широко ис­пользоваться в 1950—60-е годы, сначала для отражения процессов, происходящих на уровне межнациональных образований и блоков (например, интеграция стран капиталистического или социалисти­ческого лагеря), а позже под влиянием тенденции к всеобщей эко­номической интеграции было перенесено на уровень организаций. Оно трактуется как объединение усилий ряда организаций для дости­жения общей стратегической цели, укрепления их конкурентоспособ­ности и повышения эффективности.

В специальной литературе вьщеляют два основных вида интег­рации организаций:

горизонтальную, когда происходит объединение усилий разных организаций для реализации каких-либо общих целей (например, создание ассоциаций, общих финансовых органов, органов управ­ления имуществом, группировок, формирование финансово-про­мышленных групп);

вертикальную, когда объединяются предприятия, связанные между собой технологически, по участию в цепочке создания ценностей (для проведения согласованной политики в области цен, маркетинга, рекламы и т. п. производится разделение зон хо­зяйствования, за каждым предприятием закрепляются постоянные функции).

Наряду с этим в практике слияний и объединений нередко вы­деляют третий тип интеграции, который представляет собой ком­бинацию первых двух и называется диагональной интеграцией.

Процесс интеграции приводит к формированию целостных об­разований из самостоятельно функционирующих организаций, каждая из которых воспринимает другие организации и компании как части единого экономического организма. При этом особую ценность представляют не только инициатива и умение видеть не­заполненные ниши, но и способность соединять разные экономи­ческие структуры, налаживать четкую, надежную сеть взаимодей­ствия между субъектами хозяйствования. Благодаря соединению потенциалов различных предприятий, дополняющих друг друга, создается синергетический эффект, что приводит к росту эффек­тивности интеграционного образования.

Крупные интегрированные структуры составляют каркас эко­номики ведущих стран и мирового хозяйства в целом, обеспечива­ющий конкурентные преимущества за счет интеграции ресурсов. Ниже приводится несколько примеров интеграционных образова­ний в мире и в нашей стране.

в ряде стран горизонтальная интеграция развивается в форме нацио­нальных ассоциаций, которые очень много делают в интересах производителей продукции. Так, они концентрируют информацию, проводят маркетинговые ис­следования, осуществляют связь с основными крупными потребителями, снаб­жают органы правительства квалифицированной информацией и т. п. В Европе, например, национальные ассоциации производителей станкоинструментальной продукции стран ЕС создали Европейскую ассоциацию Sesimo со штаб-кварти­рой в Брюсселе. В ее составе имеются комитеты по стандартизации, унифика­ции, выработке единых требований для западного рынка. Кроме того, дирекция ассоциации представляет и защищает интересы национальных ассоциаций в структурах ЕС.

В нашей стране также имеется немало примеров вертикальной и горизон­тальной интеграции предприятий и организаций в различных секторах зкономики.

Горизонтальная интеграция в сельском хозяйстве обеспечивает кооперацию сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств. В странах с развитой рыночной экономикой фермерские кооперативы различ­ного типа (по сбыту и переработке продукции, материально-техническому обес­печению, производственному и финансовому обслуживанию и т. д.) обеспечи­вают устойчивость хозяйств, распределяют риски.

В сельском хозяйстве есть и примеры смешанной, горизонтально-верти­кальной интеграции. Так, АОЗТ «Колос» в Пермской области объединило 28 производственных кооперативов: по производству растениеводческой, живот­новодческой продукции, по переработке сельскохозяйственного сырья, техни­ческому обслуживанию, строительству, снабжению, торговле, по производству товаров и оказанию услуг населению (Крылатых Э. Н. Кооперация производите­лей // ЭКО, 2000, № 2, с. 133—134).

Каждая из форм интеграции имеет свои цели, что является ре­шающим фактором в организации управления. Так, при создании холдинга ставятся цели проведения единой для всех участников по­литики, контроля за соблюдением интересов, ускорения диверси­фикации, концентрации ресурсов. Интересы компаний, образующих ассоциацию, могут быть связаны с потребностью в лоббирова­нии, с поиском новых рынков сбыта, проведением исследований, помощью в материально-техническом снабжении и др. При фор­мировании финансово-промышленных групп ставятся задачи дос­тижения необходимого взаимодействия банков с промышленнос­тью и преодоления разрыва между секторами и отраслями эконо­мики.

Одной из форм интеграции между крупным и малым бизнесом может быть формирование подсистем «планетарного типа», в кото­рых взаимодействия между компаниями определяются «гравитаци­онным полем», возникающим вокруг крупнейшего партнера. Именно его заказы, кредиты, инвестиции и другие виды ресурсов притягивают малые предприятия в это поле и объясняют их стрем­ление интегрироваться. Нередко, однако, за этим этапом интегра­ции наступает другой, предполагающий полное поглощение, скуп­ку и даже прекращение самостоятельного существования малых компаний.

Приведем пример из гражданской авиации. Английская авиакомпания British Airways в течение последних пяти лет заключила ряд партнерских согла­шений с американскими авиаперевозчиками и активизировалась в направле­нии поглощения различных иностранных и отечественных компаний, скупая их акции. В результате многие мелкие и средние перевозчики на Западе утрати­ли самостоятельность или прекратили существование. Ожидается, что даль­нейший процесс укрупнения авиакомпаний будет происходить в рамках суще­ствующих или создающихся альянсов. В конце концов, по мнению главы British Airways К. Маршалла, в мире будет четыре-пять мощных союзов, которые бу­дут контролировать основной объем авиаперевозок. Они будут обладать гром­кими именами, что позволит укрепить позиции участников этих альянсов. А так как рынки уже поделены, между этими союзами будет мощнейшая конкуренция.

Исследования, проведенные Межведомственным аналитичес­ким центром в различных регионах Российской Федерации, выя­вили четкую интеграционную тенденцию в развитии крупного и малого предпринимательства. Особенно ярко она проявляется там, где производственные и финансовые показатели ухудшаются. Ру­ководители таких предприятий считают, что интеграция с постав­щиками сырья и комплектующих, с производителями аналогичной продукции (для координации сбытовой политики), с финансово-кредитными учреждениями является условием для выхода из кри­зисной ситуации.

Наиболее привлекательными организационными формами ин­теграции считаются корпоративные объединения, образующиеся в результате слияний и формирования финансово-промышленных групп, и так называемые «мягкие» объединения в виде предприни­мательских союзов и сетей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.