Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слияния компаний




Корпоративные объединения

Объединения, сети, союзы как объекты управления

Зарубежные компании имеют большой опыт интеграционных образований путем слияний и приобретений одними организация­ми других, оказавшихся в менее выгодных условиях. В теоретичес­ких работах выделяют три группы причин, вызывающих необходи­мость слияний и поглощений:

стремление защитить себя при возникновении угрозы для ком­пании со стороны рынка (снижение размера или характера спроса). Такие слияния носят явно защитный характер. В ча­стности, именно это явилось причиной слияния двух авиа­строительных американских корпораций McDonnell Douglas и Boeing, произошедшего вследствие сокращения на полови­ну заказов от Пентагона) (The Economist, July 22"'' 2000);

глобализация и сопутствующий ей рост размеров. Например, компания Chrysler, занимающая третье место в мире среди производителей машин, объединилась с Daimler-Benz пото­му, что самостоятельно она дальше не могла процветать;

упреждение путем слияния действий конкурентов, направлен­ных на поглощение данной компании. Пример: Bayerische Vereinsbank предприняла попытки объединения с Hypobank под угрозой поглощения со стороны Deutsche Bank.

Ожидания, связанные с созданием интеграционных объедине­ний путем слияний и поглощений, редко реализуются. Дело в том, что, пытаясь таким образом избежать угроз со стороны рынка или конкурентов, компании нередко импортируют свои проблемы в организацию покупателя. Поэтому главным фактором успеха ново­го собственника становится работа по реорганизации системы уп­равления и прежде всего разработка четкой стратегии совместной деятельности и обоснованных путей ее реализации.

По данным консультационной фирмы KPMG (США), более чем в половине случаев слияний и поглощений их результатом стало падение цен на акции, а у трети участников не произошло видимых изменений к лучшему. И несмотря на это, в последние 2—3 года процессы слияний происходят в невиданных ранее масштабах. В 1999 г. общая цена приобретений и слияний выросла более чем на треть и превысила 3—4 триллиона долл. В Европе, где эти процессы проис­ходили наиболее активно, сумма сделок удвоилась и достигла 1,2 триллиона долл. (The Economist, July 22'"' 2000).

Создание корпоративных объединений усиливает позиции ком­паний, но не означает ликвидации конкуренции между входящими в их состав предприятиями.

Примером может быть холдинговая компания «Росстанкоинструмент», осу­ществляющая корпоративное управление в отрасли на основе добровольного объединения более полутора сотен специализированных станкоинструменталь-ных заводов России. Так, знаменитые токарные станки ДИП-300 и ДИП-200 вы­пускает не только завод «Красный пролетарий», но примерно еще 10 других российских заводов. В то же время холдинг оказывает входящим в его состав предприятиям ощутимую помощь в поиске заказов и сбыте продукции, в необ­ходимой информации о направлениях развития мирового машиностроения и станкостроения и т. д. Тем самым поддерживается технический уровень и кон­курентоспособность производимой продукции. По инициативе компании и при ее участии была сформирована и реализована программа «Государственная за­щита станкостроения», разработана и утверждена Правительством РФ «Страте­гия развития станкостроения России до 2005 года». По такому же отраслевому принципу организованы многие зарубежные фирмы, например Fiat в Италии, General Electric в США, многие объединения в Германии, Японии и в других промышленно развитых странах (Корпоративное управление — фактор возрож­дения промышленности. Интервью с Н. Паничевым // Проблемы теории и прак­тики управления, 2000, № 2).

Управление новыми образованиями, созданными путем слия­ний и поглощений, основывается на централизации управленчес­ких функций, усилении управленческого контроля и создании ко­ординационных механизмов производственной деятельности (сре­ди них: взаимное приспособление, прямое распорядительство, стандартизация процессов и результатов труда, а также умений и навыков).

Финансово-промышленные группы (ФПГ)

Создание финансово-промышленных групп осуществляется пу­тем объединения предприятий, связанных имущественными, фи­нансовыми, производственно-технологическими и управленчески­ми отношениями, обеспечивающими решение важнейших проблем их развития. В нашей стране оно направлено на:

• концентрацию инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;

• ускорение научно-технического прогресса;

• повышение экспортного потенциала и конкурентоспособнос­ти продукции отечественных предприятий;

• осуществление прогрессивных структурных изменений в про­мышленности страны;

• формирование рациональных технологических и коопераци­онных связей в условиях рыночной экономики;

• развитие конкурентной экономической среды.

Создание и нормальное функционирование ФПГ осуществляется на правовой основе, включающей указы Президента РФ («О мерах по реализации промышленной политики при приватизации пред­приятий» от 16 ноября 1992 г., «О создании финансово-промышлен­ных групп в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г. и «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промыш­ленных групп» от 1 апреля 1996 г.). Федеральный закон «О финансо­во-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г., а также правитель­ственную «Программу содействия формированию промышленно-финансовых групп», объявленную 16 января 1995 г. В результате ко­личество ФПГ в стране увеличивается, и к началу осени 1997 г. было зарегистрировано 72 ФПГ, в состав которых вошло 1121 предприя­тие с общей численностью работающих около 4 млн. человек.

Опыт показывает, что уже созданные и действующие в Россий­ской Федерации ФПГ осуществляют крупные инвестиционные проекты, противодействуют спаду производства, способствуют де­нежной стабилизации. Кроме того, они восполняют недостающие в период перестройки механизмы межотраслевого перераспределения ресурсов и создают реальные условия для надежных, отвечающих требованиям качества, поставок и сбыта. Объединение предприятий и организаций в группу усиливает и внешнеэкономические позиции на мировых рынках, где многие транснациональные компании чаще всего организованы как финансово-индустриально-торговые комп­лексы, обладающие мощным потенциалом. Новая организационная форма интеграции предприятий позволяет решать стратегические проблемы развития производства и повышения его эффективности на базе акционерного соучредительства (раздела долей уставного фонда интегрированного образования). Именно корпоративная ак­ционерная собственность является наиболее перспективной с точки зрения развития корпораций, концернов, холдингов и ФПГ.

Известно, например, что ОАО «Кондитерский концерн "Бабаевский"» зани­мает ведущие позиции по объему регшизации продукции на российском конди­терском рынке. Его создание началось после того, как в 1995 г. Инкомбанк ку­пил контрольный пакет акций Бабаевской фабрики. Сейчас в его состав входят ОАО «Бабаевское», ОАО «Рот Фронт», ОАО «Южургшкондитер», ЗАО «Сормов­ская кондитерская фабрика», ЗАО «Шоколадная фабрика "Новосибирская"», сеть торговых домов в Мурманске, Оренбурге, Смоленске, Казани, Омске, Там­бове, Красноярске, а также в Белоруссии. Концерн совместно с банком ведет активную политику на рынке, скупая регионгшьные фабрики и развивая распре­делительную сеть. Вот мнение генерального директора концерна: «Будущее за крупными корпорациями, концернами типа нашего. Мелким будет тяжело, ведь только мы собираемся в ближайшем будущем занять треть российского конди­терского рынка» (Эксперт, 1 июня 1998, № 20, с. 53).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.