КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Причины создания и преимущества предпринимательских сетей и союзовПредпринимательские сети, союзы Важной формой интеграции предприятий являются предпринимательские сети и союзы (их называют также альянсами, партнер-ствами, кластерами, сообществами, виртуальными корпорациями; в российском бизнесе они чаще всего рассматриваются как деловые сети), объединяющие организации, каждая из которых выполняет в сети свою специфическую роль. Компании, входящие в фуппу, рассматриваются как субъекты хозяйственных связей и партнеры в системе взаимодействующих организаций. Это достаточно устойчивая, гибкая структура, влияющая на результаты деятельности и систему управления входящих в нее организаций, позволяющая им координировать свои действия, привлекать новых партнеров и даже конкурировать между собою. Их союз основан на сочетании средств формального контроля контрактных отношений и неформального обмена услугами. Вот несколько примеров, показывающих разные причины и формы союзов. На базе соглашений о сотрудничестве (договоров о совместной деятельности) между ОАО «ЛУКойл» и АО «ЗИЛ» заключен союз с целью разработки новых видов горюче-смазочных материалов для использования в производстве и эксплуатации автомобиля ЗИЛ. Два автозавода (КамАЗ и ВАЗ) добровольно решили сосредоточить выпуск малолитражки «Ока» на площадке КамАЗа. Предпринимательский союз создан на базе предприятий, включающих сборочный завод, конструкторское бюро и заводы по выпуску комплектующих, используемых в производстве широкофюзеляжных самолетов Ил-86. О создании нового авиационного альянса объявила авиакомпания «Трансаэро», подписавшая соглашение с «Красноярскими авиалиниями», «Уральскими авиалиниями», «Эре Казахстан групп» и американской «Континентал Эр-лайнз». Союз предусматривает взаимное использование сетей маршрутов и продажу билетов по специальным тарифам. Это позволяет пассажирам затрачивать минимальное время на стыковки рейсов в 25 городах США и других стран. Острая необходимость в создании стратегических союзов, партнерств и совместных предприятий испытывается в нефтяном и газовом бизнесе Российской Федерации, особенно в связи с интенсификацией освоения новых месторождений. Примером может быть организация освоения нефтеносных месторождений Северного Каспия в последние годы. Известно, что до начала 1990-х годов эта зона была мало разведана, и только одна крупнейшая нефтяная компаний «ЛУКойл» объявила Каспий зоной своих стратегических интересов. Начиная с 1995 г. она ежегодно тратила десятки миллионов долларов на проведение сейсмических работ в российском секторе и создавала мощности для поиско-разведочного бурения. В 1997 г. был объявлен первый федеральный тендер на разработку недр блока «Северный», который выиграл «ЛУКойл», а в середине 1998 г. компании «Газпром», «ЛУКойл» и «ЮКОС» обсуждали идею о создании совместного предприятия с равными долями для исследования российского сектора. В середине 2000 г. о готовности осваивать ресурсы Каспия заявили уже почти 50% всех российских нефтегазовых компаний, начавших активно объединять усилия с другими партнерами. Так, в апреле 2000 г. нефтяная компания «Татнефть» заключила договор о стратегическом партнерстве с Калмыкией сроком на 25 лет. Компании намерены создать совместное предприятие «Калмтатнефть» для разработки месторождений «Калмнефти» на базе технологий «Татнефти» и месторождений шельфа, прилегающего к республике (Нефть и капитал, 2000, № 6, с. 66). Значительную роль предпринимательские союзы играют в деятельности малого бизнеса, который все больше заявляет о себе как существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства и неотъемлемый элемент конкурентного механизма. Необходимость создания предпринимательских союзов между малыми предприятиями диктуется их особенностями как объектов управления по сравнению с организациями более крупных масштабов. Развитие интеграционных процессов усиливает взаимодействие малых хозяйственных структур между собой и с организациями корпоративного сектора экономики. Особенно большие выгоды дают предпринимательские союзы компаний, объединенных в кластеры (или, что то же самое, группы, кусты) на определенных территориях, которые предоставляют им те или иные конкурентные преимущества (например, необходимую инфраструктуру, средства связи и телекоммуникаций, обустроенные производственные площади и т. п.). В качестве таких территорий могут использоваться крупные промышленные зоны, расположенные в городах или других административно-территориальных единицах и имеющие свободные мощности в связи с реструктуризацией отечественной экономики. Именно здесь выгодно создавать кластеры компаний, в которых с самого начала может быть сосредоточена критическая масса профессионализма, искусства, инфраструктурного обеспечения и информационных взаимосвязей между компаниями определенной сферы (области) деятельности. В качестве таких сфер, объединяющих компании в союзы, могут выступать: производство товаров для дома; различные отрасли, связанные со здравоохранением, с производством бытовых продуктов и т.п. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, когда формируется кластер, все производства в нем начинают оказывать друг другу взаимную поддержку, усиливается свободный обмен информацией и ускоряется распространение новых идей и продуктов по каналам поставщиков и потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами (см. Портер М. Международная конкуренция. М., 1993, с. 173). Исследования показывают, что в сетевых союзах происходит смещение акцента с рассмотрения фирмы как самостоятельного хозяйственного звена, формирующего свою стратегию развития на основе согласования внутренних ресурсов с состоянием внешней окружающей среды, к анализу системы взаимодействующих фирм как единого рыночного образования. А это приводит к новой трактовке фирмы, рыночных отношений на уровне конкретных хозяйственных связей, методов управления. Между партнерами в сети складывается система взаимоотношений, которая увязывает их ресурсы, и в интересах развития сети они могут мобилизовать и совместно использовать ресурсы, принадлежащие отдельным организациям. Таким образом деятельность каждого участника встраивается в сеть и определяется ею как целостным образованием. Если эти условия нарушаются, союз может быть расторгнут, и это не такой редкий случай в практике взаимоотношений между организациями (Третьяк О. Новый этап эволюции маркетинговой концепции управления//Российский экономический журнал, 1997, № 10, с. 78-79). Так, в мае 2000 г. руководство авиакомпаний Alitalia и KLM сообщили о распаде самого интегрированного в авиации альянса, граничившего с объединением. Инициатором разрыва отношений стала KLM, которая выдвинула в качестве главных причин трудности в аэропорту г. Милана Malpensa (узловом для нового альянса) и откладывающуюся приватизацию итальянского перевозчика. Было принято решение о полном прекращении совместной работы 31 августа 2000 г. и о закрытии с 1 сентября всех рейсов, выполнявшихся ранее по единым кодам. Бывшие партнеры обсуждают пути возвращения 100 млн. евро, которые KLM вложила в развитие Malpensa, и ведут переговоры с третьими сторонами о присоединении к существующим альянсам (Авиатранспортное обозрение, май— июнь 2000, с. 2). Идеи создания предпринимательских союзов обсуждаются на диверсифицированных госпредприятиях Российской Федерации и в ряде новых частных фирм, которые видят возможность таким путем сконцентрировать свою деятельность на приоритетных направлениях, а другие виды деятельности передать внешним исполнителям, справляющимся с ними успешнее внутренних подразделений. Необходимость создания предпринимательских сетей понимают многие директора, озабоченные тем, как соединить и вывести на общий конечный результат всю цепочку взаимосвязанных предприятий. в качестве примера становления деловой сети можно привести компанию ИНЭК («Информация—Экономика»), которая за 10 лет работы заняла прочное положение на рынке информационных технологий и консалтинговых услуг, прежде всего за счет формирования широкой деловой сети. Базовая фирма ИНЭК сначала специализировалась на консультационных услугах, однако вскоре основным видом ее деятельности стала разработка компьютерных программ. Это привело к необходимости формирования надежного круга партнеров, в состав которых со временем вошли: Институт компьютерных технологий, ВНИИЭСМ, аудиторская компания, фирма «ИНЭК—Строй». Эта группа представляет собой базовую платформу услуг. Одновременно компания развивает свою партнерскую сеть, в которую входит свыше 100 компаний, и среди них — мощные конкуренты ИНЭК, сотрудничество с которыми оказывается одинаково выгодным для обеих сторон. Важным фактором конкурентоспособности группы является нгшичие в составе ее партнеров и клиентов авторитетных организаций (банков и известных промышленных предприятий) и государственных учреждений РФ (министерств и Центрального банка). По мнению руководства ИНЭК, основным конкурентным преимуществом группы является универсализм в сочетании с глубокой специализацией. Благодаря сетевой организации деятельности, ИНЭК представляет собой своеобразный «супермаркет», покупатели которого могут найти все необходимое плюс дополнительные услуги в любой точке страны. Эффективность сетевой организации достигается за счет взаимообогащения интеллектугшьного потенциала группы при разработке совместных проектов, когда приумножается масса ноу-хау по различным направлениям — алгоритмы, методики, типовые решения. Все это воздействует на систему управления каждой организации, тем более, что ее границы меняют привычные очертания, а понятие внешней среды размывается. При формировании стратегии управления каждая организация сталкивается с тем, что некоторые ресурсы и виды деятельности, обычно рассматриваемые как внутренние, практически не могут ею контролироваться; в то же время ресурсы и виды деятельности, ранее считавшиеся внешними, на самом деле образуют неотъемлемую часть самой организации, поддаются ее влиянию и контролю.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |