Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТемаVII. Основы государсвтенного управления в таможенном деле.




Таможенное дело — это государственное регулирование перемещения через государственную границу разнообразных видов товаров и транспортных средств.

Главными целями таможенного дела являются:

1) экономические, и в их числе чисто фискальные (пополнение доходной части бюджета страны) и регулятивные (запреты, ограничения, лицензирование, квотирование экспорта и импорта товаров). Регулирование призвано стимулировать развитие национальной экономики, защитить российский рынок от недобросовестных хозяйствующих субъектов, шире привлечь иностранные инвестиции в российскую экономику, обеспечить выполнение обязательств перед другими государствами;

2) защитные, связанные с обеспечением экономической, санитарной и других видов безопасности страны, защитой общественно го порядка, здоровья населения, сохранности культурных ценностей и т.д. Обеспечивают достижение названных целей основные компоненты таможенного дела: таможенная служба как особая разновидность государственной службы, таможенная деятельность на основе таможенного права, а также единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации (ст. 2 Таможенного кодекса РФ).

Таможенное дело составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенный контроль и другие средства проведения в жизнь таможенной политики российского государства.

Основными средствами проведения в жизнь таможенной политики выступают правовые нормы и основанная на них служебная таможенная деятельность, содержание которой кратко можно определить как специфическую разновидность административного надзора.

 

Государственные органы управления таможенным делом и их компетенция.

Таможенное дело входит в сферу государственной монополии, то есть таможенным регулированием занимается только и исключительно государственный аппарат.

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Статья 10 данного Закона устанавливает следующую систему таможенных органов: 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты.

Федеральная таможенная служба России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, руководство деятельностью которой осуществляет Правительство РФ.

В своей деятельности она взаимодействует с другими федеральными и субъектов Федерации органами исполнительной власти и общественными объединениями, а возложенные на нее задачи решает непосредственно и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, таможенные лаборатории, подведомственные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации.

Правовую основу составляет система правовых источников от Конституции РФ до ведомственных актов. К числу актов, регламентирующих правоохранительную деятельность, следует относить: УПК РФ, УК РФ, КоАП РФ, Таможенный кодекс РФ, приказы ФТС (ГТК). Особое место среди правовых источников занимают регламенты, в том числе типовые и административные. По общему правилу регламент устанавливает общие правила организации деятельности как всего органа, так и его подразделений по реализации отдельных функций, полномочий. Обладая одним из ключевых признаков - организации деятельности, регламент является административным актом государственного органа. Он утверждается приказом или распоряжением и служит своего рода "инструкцией" для должностных лиц и информационно-контролирующим документом для участников таможенных правоотношений при реализации отдельных функций таможенных органов.

Административные регламенты являются процессуально-правовыми актами, обеспечивающими реализацию отдельных государственных услуг через проведение административных процедур. Ими руководствуются сотрудники таможенных органов, выполняющие отдельную функцию государственного органа по предоставлению государственной услуги. Отдельные их положения призваны исполнять и лица, которым предоставляется услуга (участники ВЭД, таможенные брокеры и др.).

Административная деятельность таможенных органов при реализации правоохранительных функций представляет собой урегулированный нормами административного права вид юридической деятельности по правовому регулированию, организации осуществления правоохранительных функций, задач и полномочий таможенных органов, их подразделений, служб и сотрудников, а также охране и защите общественных отношений в сфере таможенного дела с применением форм и методов этой деятельности.

В зависимости от целевой направленности (регулятивной или охранительной) административная деятельность может быть представлена в двух направлениях.

Первое (регулятивное) охватывает общие вопросы правового регулирования и внутрисистемной организации осуществления правоохранительных функций таможенными органами. Это направление не ориентировано на непосредственную борьбу с правонарушениями и преступлениями в сфере таможенного дела.

Второе (охранительное) направление представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность служб и подразделений, выполняющих правоохранительные функции как в системе таможенных органов (внутриведомственное управление), так и вне этой системы (межведомственное управление) на основе применения и использования административных форм, методов, направленную на борьбу с нарушениями в таможенной сфере (административными и таможенными правонарушениями (преступлениями)).

Таможенная служба - особая разновидность федеральной государственной службы, сочетающая в себе правоохранительную и гражданскую составляющие.

В таможенных органах России используется два вида государственной службы, поэтому должностные лица таможенных органов подразделяются на сотрудников таможенных органов, являющихся государственными правоохранительными служащими, и государственных гражданских служащих. Необходимо подчеркнуть, что административно-правовой статус этих категорий государственных служащих во многом схож, однако, в силу определенной специфики правоохранительной деятельности, правовой статус сотрудников таможенных органов отличается от правового статуса гражданских служащих.

Основными нормативно-правовыми актами, закрепляющими административно-правовой статус государственных гражданских служащих таможенных органов, являются: Конституция России, Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также нормативные акты Федеральной таможенной службы России. При этом на государственных гражданских служащих таможенных органов не распространяются все специальные нормативно-правовые акты, регламентирующие служебные отношения сотрудников таможенных органов, включая Закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Дисциплинарный устав таможенной службы России, законодательство о государственной правоохранительной службе.

Дисциплинарное производство в отношении сотрудника таможенного органа регулируется нормами Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации". Часть 1 ст. 2.5 КоАП РФ указывает на возможность замены административной ответственности дисциплинарной для сотрудников таможенных органов в случае совершения ряда административных проступков.

Должностные лица таможенных органов (имеющие специальные звания таможенной службы) являются представителями власти и в качестве таковых имеют право: отдавать законные распоряжения и предъявлять требования, обязательные к исполнению организациями, государственными органами и физическими лицами, и применять специальные средства пресечения неправомерных действий — физическую силу, технические средства, огнестрельное оружие.

В сфере государственного управления таможенным делом, а также в ходе разрешения споров применяются традиционные административные производства и процедуры:

1) совокупность процедур по изданию подзаконных нормативных правовых актов в таможенной сфере (нормотворческий процесс);

2) административные производства и процедуры позитивного правоприменения (производство по организации деятельности таможенных органов, кадровое производство, разрешительное производство и регистрационные процедуры);

3) юрисдикционный (правоохранительный) процесс: производство по обжалованию действий (решений) должностных лиц таможенных органов, дисциплинарное производство, производство по применению мер административного принуждения, не связанных с назначением административных наказаний, производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушениях таможенных правил).

Таможенный контроль и административная ответственность за нарушение таможенных правил призваны обеспечить строгое выполнение всех видов таможенных режимов, а также полноту и своевременность уплаты всех видов таможенных платежей.

Таможенный режим представляет собой совокупность закрепленных в юридических нормах правил, регулирующих деятельность по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Важнейшей составной частью таможенного дела является таможенный контроль, который призван проверять соблюдение действующих правил лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу России, выявлять соответствие таможенных операций действующему таможенному законодательству, его конкретным юридическим нормам.

При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения таможенной границы товарами и транспортными средствами, а при вывозе с момента принятия таможенной декларации. Заканчивается же таможенный контроль в момент выпуска ввезенных предметов, а при вывозе в момент пересечения таможенной границы.

Таможенный контроль может осуществляться в форме проверки документов и сведений, досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра, учета товаров и транспортных средств, устного опроса, проверки системы учета и отчетности, осмотра территорий и помещений, а также в иных формах, не противоречащих правовым актам.

Личный досмотр — исключительная форма, он проводится по решению начальника таможенного органа при наличии достаточных данных полагать, что находящийся в зоне таможенного контроля гражданин скрывает при себе товары, являющиеся объектами таможенного нарушения.

В процессе и в результате осуществления таможенного контроля, в связи с выявленными нарушениями таможенных правил, таможенные органы и их должностные лица могут применять различные средства и меры административного принуждения:

- пресекательные средства (приостановление операций по счетам, изъятие товаров или наложение на них ареста, личное задержание граждан, применение физической силы, оружия);

- восстановительные меры (неуплаченные таможенные платежи взыскиваются ими с организаций и бесспорном порядке, независимо от времени обнаружения факта неуплаты, с ежедневным начислением пени);

- применение административных наказаний за совершение таможенных административных правонарушений.

Одним из направлений правоохранительной деятельности таможенных органов России является борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела.

Глава 16 "Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)" КоАП РФ, которая входит в административную юрисдикцию таможенных органов, содержит 23 статьи и 47 составов административных правонарушений в области таможенного дела. Из них 10 статей, объединяющих 16 составов, предусматривают назначение административного наказания в соответствии со ст. 3.7 "Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения" КоАП РФ.

Одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела является арест товаров и транспортных средств. Правовая основа указанной меры обеспечения регламентируется ст. 27.14 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. ст. 16.2 - 16.23 КоАП РФ.

Рассматривать дела об этих правонарушениях от имени представляемого ими органа вправе: председатель ГТК России и его заместители, начальники региональных таможенных управлений и их заместители, начальники таможен и их заместители, начальники таможенных постов — об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

Согласно приказу ФТС России от 15.03.2005 N 198 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" к лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание относятся следующие должностные лица таможенных органов РФ:

1) должностные лица центрального аппарата ФТС России:

- начальник управления, отдела, их заместители;

- старший уполномоченный по особо важным делам;

- уполномоченный по особо важным делам;

- старший уполномоченный;

- уполномоченный;

2) должностные лица региональных таможенных управлений:

- начальник управления, службы, отдела, специального отряда быстрого реагирования и их заместители;

- начальник отделения, старший оперуполномоченный по особо важным делам, старший уполномоченный по особо важным делам, главный инспектор, главный государственный таможенный инспектор;

- оперуполномоченный по особо важным делам, уполномоченный по особо важным делам, ведущий инспектор;

- старший оперуполномоченный, старший уполномоченный, старший инспектор, старший государственный таможенный инспектор;

- оперуполномоченный, уполномоченный, инспектор, государственный таможенный инспектор;

3) Должностные лица таможен, таможенных постов:

- начальник таможни, таможенного поста, отдела, специального отряда быстрого реагирования и их заместители;

- начальник отделения, старший уполномоченный по особо важным делам, старший уполномоченный по особо важным делам, главный инспектор, главный государственный таможенный инспектор;

- оперуполномоченный по особо важным делам, уполномоченный по особо важным делам, ведущий инспектор;

- старший оперуполномоченный, старший уполномоченный, старший инспектор, старший государственный таможенный инспектор;

- оперуполномоченный, уполномоченный, инспектор, государственный таможенный инспектор;

- командир большого таможенного судна, командир среднего таможенного судна, командир малого таможенного судна и их помощники.

Указанные функции по производству по делам об административных правонарушениях составляют несудебную административную юрисдикцию таможенных органов.

При этом виновные в совершении административных правонарушений в таможенной сфере физические и юридические лица подлежат административной ответственности по нормам и правилам КоАП РФ.

 

Любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. Отказ лица от права на обжалование решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица недействителен

Вред, причиненный юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, а также гражданину вследствие действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов при проведении или осуществлении ими таможенных процедур, признанных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством. Данные предписания касаются также контрольных мероприятий, которые могут проводить сотрудники таможенных органов.

Административные процедуры, реализуемые в деятельности таможенных органов, должны защищать граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, однако данной цели административные процедуры достигают далеко не всегда. В связи с этим в ходе реализации таможенных процедур возникает необходимость в защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Административные правоотношения в ходе реализации административных процедур порождаются не только позитивными действиями, но и действиями, которые носят противоправный характер. В этой связи граждане, юридические лица, а также индивидуальные предприниматели вынуждены прибегать к восстановлению или защите своих нарушенных прав.

Законодательством предусмотрены три формы защиты нарушенных прав:

- судебный способ защиты;

- административный способ защиты.

Решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд. Подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, поданная в таможенные органы и в суд, арбитражный суд, рассматривается судом, арбитражным судом. Порядок подачи, порядок рассмотрения и порядок разрешения жалоб, направляемых в суды и арбитражные суды, определяются законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.