Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И развитии общества

Лекция 14.

Социальные институты и их роль в функционировании

1. Сущность процесса институционализации.

2. Понятие "социальный институт".

3. Функции социальных институтов.

 

1. Сущность процесса институционализации. Люди всегда стремятся упорядочить, институционализировать свои отношения, связанные с актуальными потребностями. Это стремление проявляется в самых различных областях деятельности. Например, продажа или распределение товаров среди значительной части людей порождает потребность в справедливом порядке такого распределения. Пришедшие первыми должны получить свое прежде, чем те, кто пришел позже.

Стихийно возникает очередь со своими нормами и правилами. Происходит закрепление в очереди определенных ролей – роль распорядителя (ведущего список), роль борца за справедливость (следящего за порядком), роль последнего в очереди и т.д. Таким образом, даже на этом уровне формируется институционализированная форма поведения. Процесс институциализации, т.е. образование социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2. формирование общих целей;

3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия;

4. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

5. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, одобренной большинством участников этого процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество жить не может.

2. Понятие "социальный институт" можно определить, как главный компонент социальной структуры, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в наиболее важных сферах общественной жизни.

Общество испытывает потребность воспитывать и обучать детей, производить и распределять товары и услуги, осуществлять социальный контроль над поведением людей и мобилизовывать человеческие ресурсы, в том числе и для защиты от врагов.

Каждая из этих функций выполняется посредством таких институтов, как семья, экономика, церковь, школа, правительство и др. Наиболее важными социальными институтами в развитых обществах являются институты семьи, политические, экономические, образовательные и религиозные. Они во многом определяют жизнь современного общества.

Если в социальных группах и общностях предметом (содержанием) социального взаимодействия выступает само коллективное объединение людей для лучшего удовлетворения самых разнообразных потребностей, то в социальных институтах - объединение людей для удовлетворения конкретной и особенно важной потребности для достижения целей, как личностного, так и общественного характера. Необходимой предпосылкой социальной стабильности и интеграции общества является наличие общеразделяемой системы ценностей, включающих в себя – общий язык, общие идеалы, ценности, верования, моральные нормы и др.

Социальный институт представляет собой относительно устойчивый тип социальной организации, тип деятельности и поведения людей, обеспечивающий социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию. Успешная деятельность института возможна лишь при реализации определенных условий, которые сводятся к следующему:

1. Наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института.

2. Интеграция института в социально – политическую, идеологическую и ценностную структуру общества. Это, с одной стороны, обеспечивает формально правовую основу деятельности института, а с другой – позволяет осуществить социальный контроль над институциональными типами деятельности.

3. Необходимо также наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний институтов и осуществление социального контроля.

Любой социальный институт возникает и функционирует в обществе, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование социального института становится бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

Зарождение и гибель социального института хорошо просматривается на примере института дворянских дуэлей чести. С XVI до XVII века дуэли в Европе были институциональным методом выяснения отношений между дворянами. Постепенно система процедур вызова, принятия, подготовки и проведения дуэлей и норм поведения развивалась и спонтанные споры и скандалы превращались в высоко формализованные бои и поединки со специальными ролями (секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт призван был поддерживать идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в привилегированных слоях общества.

Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль должен был или принять вызов или уйти из общественной жизни с позорным клеймом труса. Но с развитием капиталистических отношений изменились этические нормы в обществе, что выразилось в, частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Так Авраам Линкольн выразил свое пренебрежение к дуэли, сделав абсурдный выбор оружия: бросание картошин с расстояния 20 метров. Так институт дуэлей чести постепенно прекратил свое существование.

3. Функции социальных институтов. Под функциями социальных институтов обычно понимают различные аспекты их деятельности, которые определенным образом влияют на сохранение и поддержание стабильности социальной системы в целом. Сам термин "функция" трактуется в положительном смысле, т.к. имеются в виду благоприятные последствия деятельности института, его позитивный вклад в интеграцию и сохранение общества.

Поэтому деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Однако, если деятельность социального института мешает выполнению социальных потребностей системы, работает не на ее сохранение, а на разрушение, то эта деятельность может расцениваться как отрицательная, т.е. как дисфункциональная.

Например, деятельность православной церкви после революции была дисфункциональной, поскольку пришла в противоречие с господствующей коммунистической идеологией, насаждаемой с религиозным фанатизмом. Поэтому институт православной церкви в стране был, если не уничтожен, то существенно ослаблен.

Усиление дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации и разрушению системы в целом. В примитивных обществах взаимосвязь институтов и стабильность общества обеспечивались почти автоматически за счет безраздельного господства религиозного сознания, обычаев и традиций. Стабильность современного общества достигается в значительной мере взаимной скоординированной деятельностью различных социальных институтов.

Механизм этой координации вырабатывается часто автоматически, и большинство людей даже не представляют всего многообразия связей, существующих, например, между семьей, наукой, экономикой и т.д.

Для социологического анализа социальных институтов полезным оказывается разделение выполняемых ими функций на два больших класса – явные и латентные функции. Явными называются такие функции (дисфункции), последствия которых носят намеренный характер и осознаются людьми. Латентными принято называть скрытые функции (дисфункции), последствия деятельности которых не осознаются участниками и носят ненамеренный характер. Эти результаты могут иметь большое значение для общества.

Так, церковь стремится закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает в этом успеха (явная функция). Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые начинают гонения на иноверцев, что может привести к крупным социальным конфликтам на религиозной почве (возникающая латентная дисфункция).

Другой пример – явными, т.е. достаточно самоочевидными функциями института образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных социальных ролей и усвоению господствующих в обществе ценностных стандартов морали и идеологии. Но институт образования наделен и рядом латентных, скрытых, неявных функций, не всегда осознаваемых его участниками: наделение человека определенным статусом и фактическое закрепление социального неравенства.

Таким образом, истинную картину социальной жизни можно определить, изучая не только явные, но и скрытые (латентные) социальные функции. Например социологи, часто сталкиваются с явлением, когда социальный институт продолжает существовать, перестав выполнять свои функции. У такого института есть.скорее всего латентные функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Подобное явление очень часто можно наблюдать среди политических институтов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ причин девиантного поведения | Лекция 15
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.