Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль исполнения управленческих решений




Вследствие того, что управленческие решения всегда носят предварительный идеальный упрощенный характер и разрабатываются задолго до момента их реализации, фактическое исполнение (реализация) решений, как правило, всегда отличается от проектных. Объективной основой таких отклонений является диалектическая изменчивость объективного мира и, прежде всего, непосредственной инфраструктуры организационной деятельности. Для того чтобы эти отклонения были возможно меньшими и соответственно целевые задачи, устанавливаемые управленческими решениями, выполнялись как можно точнее, необходима соответствующая система мониторингового отслеживания процесса (хода) фактической реализагии (контроля исполнения) проектных решений и своевременной корректировки этих решений. Эффективность реализации управленческих решений в значительной степени зависит от применяемой системы контроля исполнения решений и системы оперативного регулирования процессов реализации управленческих решений.

Система оперативного регулирования (оперативного управления) собственно производственных и других организационных процессов рассматривается в соответствующих разделах дисциплины «Менеджмент» и потому здесь не приводится. Применительно к рассматриваемым вопросам необходимо отметить, что при оперативном регулировании производственных и организационных процессов изменяется не фактическое исполнение, т.к. оно уже свершилось, а будущие состояния производственных и организационных процессов путем корректировки разработанных ранее предварительных проектов, планов, графиков и др. управленческой документации. Методы, применяемые при корректировке управленческих решений, по существу точно такие же, как при разработке и принятии управленческих решений, и поэтому отдельно не рассматриваются.

Функция контроля исполнения управленческих решений реализуется в двух формах: как текущий или оперативный технологический контроль и как итоговый контроль.

Текущий технологический контроль выступает как документированная фиксация фактического состояния организационных производственных процессов во времени. Данные контроля предназначены для сопоставления с предварительными проектными или плановыми показателями, установленными для данного периода времени, выявления отклонений, анализа причин и принятия новых (откорректированных решений). Таким образом, для осуществления и организации контроля исполнения управленческих решений в документах должны быть предварительно заданы соответствующие точки контроля процессов.

Как правило, текущий оперативный контроль хода основных производственных процессов осуществляется во всех непрерывных технологических производствах химического, металлургического, энергетического и других типов производств, во всех типах транспортных грузо- и пассажиропотоков (железнодорожного, воздушного, автомобильного, морского, речного, трубопроводного транспорта) на основе соответствующих графиков производственных процессов с разными временными интервалами, в зависимости от специфики этих процессов (в энергетике — каждый час, на автомобильном, железнодорожном и авиатранспорте — часы и минуты, в строительстве — недельно-суточные графики и т.п.).

В производствах с большим количеством операций и межоперационным перемещением изготавливаемых изделий по различным рабочим местам осуществляется система обязательного оперативного технического трехступенчатого контроля качества* на основе технологических схем операционного контроля качества с обязательной фиксацией результатов контроля (либо в нарядах на работу, либо в специальных актах технического контроля, картах отступлений, браковочных извещениях и т.п.).

Системе обязательного технического контроля качества отдельных операций и видов работ подвергаются также технологические переделы, относящиеся к так называемым «скрытым работам» (например, работы нулевого цикла в строительстве — по устройству фундаментов, инженерных сооружений, сетей и т.д., сварочные работы ответственных трубопроводов и конструкций и т.п.

Можно выделить особую форму контроля, используемую при комплектовании сложных технических систем, строительстве сложных технологических комплексов и т.п. Например, как уже указывалось, в информационной системе «Диск» для учета и контроля комплектации строящихся электростанций предлагается специальные классификаторы конструктивных элементов и работ, которые позволяют получить структурное (в терминах конструктивных элементов) и процессное (в терминах работ) описание объекта. Классификатор конструктивных элементов (СТАДИОН) имеет три уровня описания: объект, подобъект и узел [21]. В подавляющем большинстве производственных организаций для контроля используются такие формы документов, как «Маршрутные технологические карты», «Ведомости комплектации», «Заявки на материальные ресурсы», «Технологические карты», «Карты комплектации объектов», унифицированная документация по комплектации и т.п.

Итоговый контроль исполнения управленческих решений, как правило, реализуется в форме отчетной документации как управленческая функция учета и обычно соответствует календарным планово-отчетным периодам и соответствующим плановым документам, т.е. отчеты составляются только по тем параметрам результатов производственно-хозяйственной деятельности и состояний внешней среды, которые планируются.

Особая форма контроля используется применительно к организационным процессам, связанным с исполнением документов в системе управления, которая выступает как форма контроля исполнения отдельных поручений (например, решений совещаний, подготовке различных запросов, ответов и т.п.). При такой форме контроля на те документы, исполнение которых ставится на контроль (обозначается на документах буквой «К»), обычно заводится специальная карточка контроля, или краткое содержание документа заносится в специальный банк контроля исполнения документов при автоматизированной системе контроля. Контроль исполнения осуществляется специально выделенным для этого сотрудником или поручается секретарю.

______________________________________________________________________________________________

 

* Система трехступенчатого операционного контроля предполагает последовательный технический контроль качества, осуществляемый непосредственно самим рабочим (самоконтроль), производственным мастером и мастером отдела технического контроля (ОТК).

Вопросы для самопроверки:

1. Понятие управленческого решения. Классификация управленческих решений.

2. Понятие технологии управленческой деятельности. Этапы разработки управленческих решений.

3. Назовите основные методы принятия решений, особенности их применения. 4 В чем заключается сущность и особенности использования системных методов принятия решений?

5. Формально-логические и экономико-математические методы принятия решений.

6. Экспертные методы принятия решений: сущность, особенности применения экспертных методов принятия решений.

7. Метод «Дельфи»: сущность, особенности принятия решений методом «Дельфи».

8. Методы принятия решений в условиях коллективной деятельности.

9. Организация реализации и контроля исполнения решений.

 

 

Тема 8. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ. КОНФЛИКТНОСТЬ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

 

КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

Для того чтобы разумная совместная предметно-практическая деятельность материального производства осуществилась, необходимо предварительно разработанные управленческие документированные решения, отраженные в документах в форме планов, графиков, заданий, нарядов на работу, технологических операциональных схем трудовых процессов и т.п., которые необходимо довести («донести») до сведения исполнителей — субъектов деятельности. При этом управленческую информацию необходимо выразить, «перевести» в такие знаковые формы (вербальные, символические, схематические, чертежные и т.п.), которые будут понятны исполнителю, т.е. выражены на «языке», понятном субъекту деятельности. Способы перевода абстрактной управленческой информации в осмысленные действия исполнителей и являются методами осуществления управляющего воздействия субъектов управления на объекты управления. Поэтому методы управления, по существу, являются методами управления персоналом.

В связи с тем, что в основе управления лежит понимание, поэтому в качестве субъекта и объекта управления может выступать только человек как Ното sарiеns. Жесты и другие способы невербального воздействия могут рассматриваться в качестве управляющих воздействий только в том случае, когда они «понятны по смыслу» без слов (на самом деле они именно потому и понятны без слов, что их смысл до этого был описан в вербальной форме и знаком каждому из участников этого взаимодействия). Безусловно, при подобном осуществлении управляющих воздействий присутствует властная (волевая) компонента, которая ориентирована на сознательное ее восприятие. При реализации властных воздействий, когда требуется беспрекословное выполнение приказа, властная компонента, являющаяся основой воздействия, подкрепляется одновременно обязательными угрозами применения различного рода «силовых» санкций, построенных не на понимании, а «силе» (в армии — трибунал, в гражданской жизни — штраф, арест, тюрьма и т.п.).

Таким образом, под методами управления понимаются способы (приемы), с помощью которых субъект управления (управляющий, руководитель) воздействует на объект управления (исполнителя, группу) с целью побуждения их к деятельности по достижению поставленных перед ними целей и задач.

Следует различать методы управления как способы активизации деятельности и методы как способы собственно организации деятельности, т.е. непосредственного выполнения отдельных операций, функций.

Методы управления как способы активизации деятельности направлены на изменение отношения к деятельности субъекта деятельности, а методы управления как способы организации деятельности — на структуризацию предметов и средств деятельности через субъекта деятельности во времени и в пространстве.

Методы управления могут быть охарактеризованы с различных точек следующим образом:

а) по способу воздействия различаются методы прямого воздействия, или активные методы, которые направлены непосредственно на исполнителей, и методы косвенного (пассивного) воздействия, когда лишь создаются условия, побуждающие к деятельности, или вынуждающие действовать определенным образом. В качестве таких косвенных условий воздействия на объекты управления выступают прежде всего общие законы, нормативно-правовые акты, организационные нормы, относящиеся ко всем работникам организации, регулирующие гражданские и регламентирующие организационно-трудовые отношения;

б) по характеру, или форме воздействия, методы управления делятся на методы убеждения. принуждения или стимуляции, мотивации (поощрения или наказания);

в) по характеру субъекта управления методы управления могут быть индивидуальные, общественные или групповые;

г) по характеру объекта управления (субъекта деятельности) — индивидуальные, групповые, коллективные.

Необходимо иметь в виду, что подобная характеристика свидетельствует не о различных методах управления, а лишь о некоторых специфических особенностях их реализации, которые могут в различной композиции относиться к одним и тем же методам управления.

Основой классификационного разделения методов управления является характер отношений, т.е. способов организации взаимодействия, которые складываются между субъектом и объектом управления в процессе осуществления совместной деятельности в организации.

По способам организации деятельности методы управления подразделяются на следующие классы:

административные (организационные, функционально-технологические);

экономические;

социально-психологические.

Реально в действительности все специфические особенности применения методов управления, указанные ранее, присущи каждому классу методов управления.

Основной вопрос, который дискутируется в литературе, — эффективность применения тех или иных методов. В настоящее время основной упор делается на преимущественное использование экономических методов управления как наиболее эффективных, взамен административных, которые обозначаются как командные. Предварительно в самом общем виде можно отметить, что эффективность применения тех или иных методов управления обусловливается конкретными условиями деятельности, в которых осуществляется управление. Например, в критических ситуациях на первый план выдвигаются и наиболее эффективные административные методы управления, реализуемые в форме жестких команд. В условиях коллективной творческой деятельности ни административные, ни экономические методы практически неприменимы (невозможно по приказу или за деньги изобрести что-то новое), наиболее эффективны социально-психологические методы управления, хотя, безусловно, используются экономические и административные методы управления. Экономические методы управления также имеют объективные ограничения по их использованию, обусловленные социально-психологическими возможностями человека, и потому не являются единственно возможными. Кроме того, их автономное применение, как с научной, так и с социальной точки зрения, представляет большие сложности. Поэтому без учета социально-психологических особенностей их применение достаточно проблематично, а без организационных административных методов практически невозможно. Более того, в действительности в «чистом виде» ни один из указанных классов методов управления не применяется. Административные методы в своей подоплеке объективно всегда имеют характер экономических отношений, т.к. отношения в процессах жизнедеятельности всегда имеют экономическую интерпретацию, хотя не всегда выраженную явно. Социально-психологические методы также обязательно присутствуют в той или иной форме (явной или косвенной), т.к. даже в сугубо формализованных системах отношения между работниками всегда объективно носят характер человеческих отношений. Кроме того, эффективность применения административных и экономических методов реально всегда предопределяется мотивационной структурой личности, т.е. социально-психологической характеристикой, которая внутренне присуща каждому человеку, а тем более в структуре отношений. Поэтому на практике реально используются одновременно все методы управления, только внешне на первый план выступают те или иные. Обоснованность применения тех или иных методов управления и эффективность их использования в конкретных условиях организованной жизнедеятельности можно понять на основе характеристик различных классов методов управления.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.