Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы и направления государственной политики в области охраны




Предмет, задачи и содержание дисциплины

Создание безопасных и безвредных условий труда на производстве является общегосударственной задачей и Предметом постоянного внимания управленческих и профсоюзных органон Республики Беларусь. Концепция государственного управления охраной труда, утвержден­ная Советом Министров Республики Беларусь в 2005 г., нацеливает нанимателя на профилактику травматизма и обеспечение безопасных и здоровых условий труда для всех трудящихся. Решение поставленной задачи в значи­тельной степени зависит от подготовленности руководя­щих кадров и в том числе специалистов среднего звена по вопросам охраны труда. Будущим работникам необходи­мо овладеть научными основами безопасности и гигиены труда, а также способами их практического применения для устранения опасных и вредных производственных факторов, предупреждения травматизма и профессио­нальных заболеваний.

При переходе к рыночной экономике роль и значение охраны труда на производстве будут многократно возрас­тать. В этих условиях наряду с выполнением традицион­ных функции специалист по охране труда предприятия должен выступать в роли консультанта нанимателя по вопросам условий труда и безопасности производства, вы­бора безопасного оборудования и технологических про­цессов, а также разработки рекомендаций по методам и средствам коллективной и индивидуальной защиты рабо­тающих.

В современном мире ежегодно более 160 млн рабочих получают травмы и заболевают в связи с неблагоприятны­ми условиями труда, из них свыше 1,2 млн человек поги­бают вследствие несчастных случаев и заболеваний, свя­занных с условиями труда. Только прямые издержки от несчастных случаев, по оценкам экспертов, в США, Вели­кобритании и Норвегии составляют миллиарды долларов. По экспертным оценкам, потери общества от одного несчастного случая со смертельным или тяжелым исхо­дом оцениваются суммой, эквивалентной около 75 тыс. дол. США. Во многих развивающихся странах смертность работников от несчастных случаев на производстве в 6-6 раз превышает аналогичные показатели промышленно развитых стран.

Известно, что в нашей республике около 30% от общей численности работающих вынуждены трудиться в небла­гоприятных условиях, в том числе на предприятиях хи­мической и нефтехимической промышленности - 53%, черной металлургии - 51%, электроэнергетики - 49%, ле­созаготовительной - 47%, текстильной - 43%. В настоя­щее время для промышленности республики характерна тенденция роста количества работников, занятых в усло­виях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нор­мативам. Неудовлетворительные условия труда являются причиной высокого уровня временной нетрудоспособнос­ти работников, которая также в последние годы имеет тен­денцию к росту.

Ежегодно в связи с нарушением требований безопас­ности труда на предприятиях республики травмируется более 5 тыс. работников. Из них около 200 чел. Погибают, а свыше 800 получают тяжелые травмы.

Причинами аварий и несчастных случаев нередко слу­жат технические факторы - конструктивные недостатки или неисправность машин и механизмов, несовершенство технологических процессов, отсутствие либо выход из строя защитных средств и т.п. Однако, как показывает опыт, во многих случаях виновником травматизма явля­ется сам работник, который по тем или иным причинам пренебрег требованиями безопасности. Зачастую это объ­ясняется недостаточным уровнем подготовки в области охраны труда, а также неумением принять оптимальное решение в условиях дефицита времени и психофизиологи­ческих перегрузок.

В современном мире уровень решения проблем безопас­ности жизнедеятельности человека может служить досто­верным и наиболее полным критерием степени экономи­ческого развития государства, его стабильности и соци­ально-нравственного состояния общества. В то же время решение проблем безопасности требует активного участия всех членов общества, высокого гражданского самосознания, внутренней дисциплины, готовности к определенно­му ущемлению сиюминутных интересов, а в некоторых случаях и ограничению индивидуальных свобод, во имя жизни настоящего и будущих поколений.

Реализация этих принципов может быть достигнута только на основе организации обязательной системы не­прерывного образования и воспитания в области безопас­ности жизнедеятельности, охватывающей все ступени от дошкольного воспитания до системы повышения квали­фикаций и переподготовки кадров. Важнейшей целью этого процесса является формирование у специалистов мышления, основанного на глубоком осознании основного принципа - безусловности приоритетов бесценности и безопасности человеческой жизни при решении любых Производственных задач.

Охрана труда - это отрасль науки, призванная обеспе­чить безопасные и безвредные условия труда на производ­стве. В соответствии с Трудовым кодексом Республики Бе­ларусь понятие «охрана труда» трактуется следующим образом: «... это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, орга­низационные, технические, психофизиологические, са­нитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реа­билитационные и иные мероприятия и средства».

Следует отметить, что в охране труда, в отличие от мно­гих других дисциплин, все термины строго стандартизи­рованы, что имеет большое значение при рассмотрении со­циально-трудовых конфликтов. Поэтому ниже и в дальней­шем по тексту будут приводиться определения основных терминов со ссылками на соответствующие документы.

Условия труда - совокупность факторов производ­ственной среды, оказывающих влияние на здоровье и ра­ботоспособность человека в процессе труда (ГОСТ 19605. Организация труда. Основные положения. Термины и оп­ределения).

Безопасные условия труда (безопасность труда) -состояние условий труда, при которых воздействие на ра­ботающих опасных и вредных производственных факто­ров исключено или воздействие вредных производствен­ных факторов не превышает предельно допустимых зна­чений (ГОСТ 12.0.002).

Опасный производственный фактор - производ­ственный фактор, воздействие которого на работающего я< определенных условиях приводит к травме, острому отравлению или другому внезапному резкому ухудшению здоровья или смерти (ГОСТ 12.0.002).

Вредный производственный фактор — производ­ственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях может привести к заболеванию, снижению работоспособности и (или) отрицательному влиянию на здоровье потомства (ГОСТ 12.0.002).

В соответствии с определением охрана труда рассмат­ривает вопросы организационно-правового регулирова­ния трудовых отношений, обеспечения безопасных и без­вредных условий труда, а также его нормирования. Курс «Охрана труда» состоит из следующих разделов:

♦ организационно-правовые основы;

♦ производственная санитария и гигиена труда;

♦ техника безопасности;

♦ пожарная безопасность.

Цель курса - вооружить будущих специалистов как те­оретическими, так и практическими знаниями, необходи­мым» для творческого решения вопросов, связанных с эксплуатацией и созданием новых технологий и техники, исключающих производственный травматизм и профес­сиональную заболеваемость, без чего невозможна реали­зация направления, провозглашенного в качестве осново­полагающего для этой области науки - «от техники безопасности к безопасной технике».

Задачи изучения дисциплины - дать будущему специ­алисту знания научных основ охраны труда, привить ин­терес к рационализации производства, творческому реше­нию проблем улучшения условий и безопасности труда на объектах хозяйственной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.