Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производственная программа: понятие, место, показатели, процесс формирования




Задачи и виды производственного планирования.

Производственное планирование - непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации производственных целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определение средств их достижения, сроков и последствий реализации, определение потребности и распределение ресурсов.

Цели производственного планирования:

- обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений;

- перспективная ориентация и раннее распознование проблем развития производства;

- координация производственной деятельности структурных подразделений и работников организации;

- стимулирование (мотивирование) трудовой активности работников;

- создание объективной базы для эффективного контроля производства;

- информационное обеспечение работников организации.

 

Таблица 15 - Виды производственного планирования Признак Виды
Цель планирования Стратегическое (цели); Тактическое (средства); Оперативное (пути реализации);
Период планирования Долгосрочное (от 3 до 5 и более лет) Среднесрочное (от 1 года до 18 мес.) Краткосрочное (до 1 года)
Уровень планирования Организация в целом; Подразделение; Проект-заказ; Отдельный исполнитель;
Предмет планирования НИОКР; Производство; Сбыт; Снабжение; Персонал; Финансы; Прочие;
Содержание планирования Продуктово-тематическое; Ресурсное; Календарное;

 

Процесс планирования производства независимо от вида планов распадается на три формальные этапа: постановка задачи планирования; разработка плана; реализация планового решения.

В разные отрезки планового периода производственное планирование решает следующие задачи (табл. 16).

 

Таблица 16 - Задачи производственного планирования Содержание задач производственного планирования Временные горизонты
  1. Планирование продуктовой стратегии. 2. Планирование инвестиций. 3. Планирование и размещение производственных мощностей.   Долгосрочные планы
  4. Планирование реализации (сбыта). 5. Формирование производственной программы. 6. Планирование ресурсов (запасов).   Среднесрочные планы
  7. Распределение производственной программы. 8. Оперативное планирование работ (составление расписаний). 9. Диспетчирование.   Краткосрочные планы

 

Производственный план содержит указания: кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.

 

 

Производственная программа - объемы производства отдельных видов продукции и услуг на предстоящий период с учетом рационального использования имеющихся производственных мощностей (прогрессивных показателей работы оборудования).

На базе производственной программы разрабатываются все остальные разделы плана. Основой производственной программы является план выпуска продукции.

Процесс формирования производственной программы нужно рассматривать по следующим позициям (табл. 17).

Таблица 17 - Основные позиции формирования производственной программысостав (какие изделия) и структура программы (сколько и по какой цене) -номенклатура, ассортимент (качественные показатели); - объем производства;
уровня управления (планирования), - организация; - подразделения; - рабочее место/исполнитель
период времени   - год – кварталы; - квартал – месяцы; - месяц - смены.  

Номенклатура (лат. nomenclatura - перечень) классифицированный перечень производимой продукции.

Ассортимент (франц. assortiment) продукции – состав и соотношение отдельных видов изделий в продукции хозяйствующего субъекта или какой-либо группе товаров.

Принципиальная схема планирования производственной программы.

1. Формирование ассортиментного перечня изделий (номенклатуры). Программа формируется исходя из перспективного плана реализации продукции, разработанного в соответствии с принятой стратегией развития организации.

Уточнение спроса по каждой позиции перспективного плана осуществляется с учетом следующих факторов: - наличие платежеспособного спроса;

- наличие у организации конкурентных преимуществ;

- наличие или возможность обеспечения требуемого потенциала.

 

2. Определение объемов производства изделий. Производственная программа измеряется в объемах выпуска соответствующей продукции. Для измерения объемов производства (к оличественные показатели) используются единицы измерения: натуральные, условно- натуральные, стоимостные и трудовые (особенности определения для одного вида продукции и нескольких). Применение каждого измерителя определяется решаемыми задачами.

Nпр = Nр – Oн + Oк + Nвп – Nк, где Nпр – объем производства в натуральном выражении; Nр – планируемый объем реализации; Oн, Oк – остатки нереализованной продукции на складах на начало и конец периода; Nвп – количество изделий для внутреннего потребления; Nк – планируемая закупка готовых изделий по кооперации.

3. Проверка пропускной способности организации производится путем сравнения предварительной программы с производственной мощностью организации по каждой номенклатурной позиции и по всей совокупности изделий.

Ограничения:

объем реализации – спрос; наличие ресурсов – производственные мощности.

Задачи :

- согласование объемов производства и реализации (спрос - возможности):

Nпл = Nр – Nо – Nз, где Nпл –планируемый объем производства продукции (в периоды 1, 2, 3); Nр – планируемая реализация (поставки) продукции; Nо – остатки нереализованной продукции; Nз –планируемый объем закупок готовой продукции;

- загрузка оборудования:

Сn = Nпл / Поб Су; Kз.о. = (Сn / Су) 100 75 %, где Сn – потребное количество оборудования; Поб – производительность единицы оборудования; Су – установленное (наличное) оборудование; Kз.о. – загрузка оборудования, %;

- занятость персонала:

Pп = Nпл * t / F Pф; Pф = Pн (1 - g); Kз.п. = (Pп/ Pф) 100 75 %, где Pп – потребность в производственном персонале; t – трудоемкость изготовления единицы продукции; F – действительный фонд времени работы одного производственного работника; Pф – фактическое наличие производственного персонала; Pн – численность персонала на начало периода; g – коэффициент текучести кадров; Kз.п. – коэффициент занятости персонала, %;

- обеспеченность материалами:

Mп = H * Nпл; Md = max [(Mп – Mз), 0], где Мп – потребность в материале; H – норматив расхода материала на единицу продукта; Md – величина срочной закупки; Mз – запас материала на начало периода.

- равномерность производства

Nпл1 = Nпл2 = Nпл3 = NплN; (Nпл-min / Nпл-max) 100 25 %.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.