Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Форма права

 

План:

1.Понятие формы права. Соотношение формы права и источника права.

2.Виды форм права.

3.Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.

4.Пределы действия нормативных актов.

 

11.1. Понятие формы права. Соотношение формы права и источника права

Как целостное явление социальной действительности право имеет определенные формы своего внешнего выражения.

В науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней формой права понимают его структуру, систему элементов, составляющих его содержание. Под внешней – обьективированный комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установлений ознакомиться c их реальным содержанием и пользоваться ими.

Понятие «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» – истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

В правоведении различают материальные, идеальные и юридические источники права.

Материальные источники коренятся в системе объективных социально-исторических условий жизни общества и потребностей общественного развития: в уровне и своеобразии производства, господствующих или возникающих экономических отношений; в исторически сложившихся социальных отношениях, традициях, привычках, социально-групповых и классовых интересах, взаимоотношениях между различными социальными группами (национально-этническими, поло-возрастными, регионально-территориальными и др.); в состоянии политической системы, соотношении политических сил, особенностях государства и межгосударственных отношений, в состоянии международной и внутриполитической обстановки; в социально-исторической специфике правовой системы и правовых отношений, состоянии правовой культуры определенного общества; в конкретно-исторических особенностях культурного пространства данного общества, его социокультурных доминант.

Все эти социальные константы, условия и общественные потребности осознаются и корректируются законодателем в соответствии с уровнем его правосознания и политической ориентации. На его позицию могут оказать влияние некоторые иные факторы, такие как: философские, научные, религиозные теории и доктрины; господствующие идеи, установки, цели, ценности; нравственные, политические, идеологические приоритеты и т.п. Все эти обстоятельства в своей совокупности составляют источники права в идеальном смысле.

Результат комплексного идеологического осознания объективных условий и потребностей функционирования и развития общества законодатель воплощает в своей законодательной деятельности. Его понимание насущных задач и возможностей права в деле обеспечения развития общества и регуляции общественных отношений получает объективированное выражение в юридических актах, которые становятся юридическим источником права.

Для правореализующей деятельности, в отличие от правотворческой, не может быть иного источника права, кроме принятого и признанного государством. Поэтому источником права в юридическом смысле могут быть только формально закрепленные правовые установления. Соответственно, в этом случае источник права совпадает с имеющимися и действующими формами права.

Названные три источника в самой общей форме показывают систему правообразующих факторов и механизм их воздействия на формирование права. В реальной же действительности эта система гораздо разнообразнее. Она объединяет экономические, социальные, политические, национальные, религиозные, внешнеполитические, идеологические и иные обстоятельства.

 

11.2. Виды форм права

Основными формами права являются: правовой обычай, юридический прецедент, договор с нормативным содержанием и нормативно-правовой акт.

1. Правовой обычай – это правило поведения и взаимоотношений, которое сложилось исторически, в результате многократного повторения, и признано в силу своей полезности обществом и государством в качестве общеобязательной нормы.

Правовой обычай – одна из наиболее древних разновидностей социальных норм, в настоящее время он регулирует такие социальные отношения, где вмешательство законодателя или преждевременно, или нежелательно. Нередко законодатель возводит обычаи в ранг правовых, общеобязательных, закрепляет их в нормативно-правовых актах.

Например, каждый гражданин от рождения получает фамилию и имя, а отчество – согласно национальному обычаю, что фиксируется и в официальных документах.

 

2. Юридический прецедент представляет собой решение судебного или административного органа по конкретному делу, которое впоследствии принимается за образец (правило) при разрешении аналогичных дел.

Как форма (источник) права, юридический прецедент получил наиболее широкое распространение в системе общего права Англии, США, Канады, Австралии, где он имеет силу законодательного акта. Однако его элементы имеются и в российской правовой системе, например, в связи с разъяснительной деятельностью Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов.

3. Договор с нормативным содержанием – это соглашение двух и более субъектов права, содержащее правовые нормы, регулирующие их отношения, взаимные права, обязанности и ответственность.

Наиболее распространена такая форма права в условиях, когда официальное законодательство не успевает за развитием новых социальных отношений. Нормативные договоры получили распространение в трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовыми и текущими.

4.Нормативно-правовой акт является основной и наиболее совершенной формой современного права.

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, принятый в установленном порядке, исходящий от компетентного государственного органа, содержащий нормы права, предписания, требования общеобязательного значения, направленные на регулирование определенных общественных отношений и обеспечиваемые комплексом мер государственного воздействия.

Нормативные акты обладают рядом характерных признаков, которыми отличаются от всех иных правовых актов

Эти признаки заключаются в следующем:

1) нормативные акты есть результат правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц государства, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;

2) они содержат в себе, общеобязательные правила поведения (нормы);

3) содержащиеся в них предписания являются выражением государственной воли;

4) принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке;

5) имеют строго определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т.д.);

6) направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений;

7) рассчитаны на постоянное либо длительное, неоднократное действие;

8) не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределенно большому числу субъектов.

Среди нормативно-правовых актов особое место занимают законы.

Закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

В Российской Федерации действуют законы следующих видов: Конституция (Основной закон); законы Федерального уровня и законы субъектов федерации.

Конституция – основной закон государства. Как акт высшей юридической силы, она составляет нормативную базу всего текущего законодательства, а в федеративных государствах является основой не только текущих законов, но и конституций субъектов, входящих в Федерацию.

Законы, принимаемые на Федеральном уровне, подразделяются, в зависимости от значимости в системе действующего законодательства, на Федеральные конституционные законы и Федеральные законы. Конституционные законы закрепляют основы государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства.

Федеральные законы подразделяются на текущие (обыкновенные) законы и чрезвычайные. Текущие законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство, регулирующее различные стороны общественной жизни.

Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются в различных чрезвычайных обстоятельствах, отличаются жесткостью и категоричностью предписаний и санкций, подлежат неукоснительному соблюдению, носят временный характер.

Особую разновидность текущего законодательства составляют органические (кодифицированные) законы. Это юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений. Они комплексно регулируют определенные стороны общественной жизни и общественных отношений. Сюда относятся основы законодательства и кодексы (по различным отраслям – уголовный, гражданский, уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный и т.д.).

 

11.3.Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Норма права не во всех случаях совпадает со статьей закона или иного нормативного акта. Не всегда в словесной формулировке отдельной статьи можно обнаружить все три известных нам элемента соответствующей правовой нормы.

В наиболее общем виде различают три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов.

1. Норма права и статья закона или другого нормативного акта совпадают. В этом случае в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму.

2. Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта или даже другого нормативного акта.

3. В одной статье нормативного акта содержатся две или несколько юридических норм.

11.4. Пределы действия нормативных актов

Все нормативные акты действуют в специально ограниченных пределах пространства и времени, адресованы определенному кругу лиц.

Действие нормативных актов во времени. Действие нормативных актов во времени включает в себя время вступления нормативного акта в действие и прекращение его действия. Можно выделить несколько вариантов вступления нормативно-правовых актов в действие.

1. Наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования.

Так, федеральные законы и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на территории РФ по истечении десяти дней после дня их опубликования, а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, – по истечении семи дней после их официального опубликования. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти и организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

 

2. Начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или подписания.

3. Время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом или в специально принятом по этому поводу акте.

4. Нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан срок введения их в действие.

Прекращение действия нормативных актов возможно в связи:

1) с истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;

2) с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом;

3) с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений;

4) с противоречием текущему законодательству, установленным Конституционным судом.

Обратная сила закона. Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет, им нельзя руководствоваться при регулировании отношений, возникших до его принятия.

Однако из этого правила есть исключения:

1) когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;

2) когда нормативный акт смягчает наказание;

3) когда нормативный акт отменяет ответственность или больше не квалифицирует определенные действия (бездействие) как правонарушение.

Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов.

Территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.

Под государственной (или фактической) территорией принято понимать часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними. Территории посольств, военных баз, военных и иных кораблей в открытом море, военных, транспортных и гражданских самолетов в воздухе называют юрисдикционной территорией.

В федеральных государствах регулирование отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ местных территорий.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределами территории его юрисдикции.

Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства. Кроме того, в соответствии с законодательством РФ, при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на решение возникшего конфликта, должен применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

 

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. Существует общее правило, в соответствии с которым нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства).

Однако из этого правила есть исключения:

1. действующее уголовное законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и на граждан за границей;

2. адресность нормативных актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (Конституция или УК РФ). Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (студентам, пенсионерам, военнослужащим, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, и т.д.);

3. свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства:

- им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы, обязанность службы в Вооруженных Силах РФ);

- представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершенные на территории РФ, решается дипломатическим путем.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 10. Норма права | Тема 12. Система права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.