Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально- психологический тренинг – это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы




Понятие тренинговой работы

В ходе тренинга значительно эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные навыки. Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решать свои личностные проблемы. Участники пополняют свои психологические знания, у них появляется определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом. Они овладевают различными способами межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения.

Одно из основных достоинств тренинга в том, что во время занятий человек чувствует себя принятым и активно принимающим других. Он испытывает полное доверие группы, и самое главное – не боится доверять свои мысли и чувства, переживания и сомнения другим. В правильно организованной группе создаются условия, когда каждый член группы окружен человеческим вниманием и душевным теплом, он имеет возможность искренне заботится о других участниках тренинга, помогать им в случае необходимости и вправе рассчитывать на их помощь и поддержку.

Работая в тренинговой группе, участник может активно экспериментировать с различными стилями общения, осваивать и отрабатывать совершенно иные, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологическую поддержку, комфорт и личностную защищенность. При этом он не боится сделать очередную ошибку, обидеть своего партнера по общению, выглядеть глупым и неопытным. В тренинговой группе можно быть самим собой без всяких оговорок (в рамках правил). С этой точки зрения тренинг следует рассматривать как целенаправленную и интенсивную подготовку к более активной и полноценной жизни в обществе.

Важнейшая задача социально-психологического тренинга – помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами, именно своими, т.е. характерными для каждого члена группы, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.

Самовосприятие личности осуществляется по следующим направлениям:

Восприятие себя через соотнесение себя с другим человеком. Мы часто используем другого человека в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа своих личностных особенностей. В этом случае мы смотрим на себя как бы со стороны, соотносим свои поступки с поведение другого человека, про себя спрашивая: «А я так смог бы?» или утверждая: «А я могу лучше, выше, больше и т.д.». Тренинговые занятия дают участникам возможность идентифицировать, дифференцировать себя с другими членами группы. При этом происходит коррекция самооценки в ту или иную сторону.

Восприятие себя через восприятие себя другими людьми. Мы используем информацию, передаваемую нам окружающими. В данном случае функционирует механизм обратной связи. Обратная связь позволяет участникам узнавать мнение группы о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ними в контакт. Причем эта информация может быть легко проверена прямым вопросом: «А как ты относишься к моим словам? или Что ты думаешь о моем поступке?». Участники должны быть готовы к действенной и эффективной обратной связи. Это суть тренинга.

Восприятие себя через результаты собственной деятельности. Мы сами вправе оценивать то, что сделали. Это механизм самооценки, который может помогать развитию личности или мешать.

Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний. Мы в состоянии осмысливать, проговаривать, обсуждать с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения и мысли. Одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы – проникновение в свое «Я», получение опыта понимания своего внутреннего мира. Подавляющее большинство тренинговых этюдов, упражнений и процедур направлены именно на решение этой задачи – понять себя, свое «Я».

Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика. Мы принимаем свое физическое «Я» как то, что у нас есть от рождения. «Как здорово, что у меня такой нос, рот, уши, глаза и т.д. или Ну почему у меня такой нос, рот, уши и т.д.». В ходе тренинга участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть, и, приняв его, развивать себя и свои возможности. Основная гуманистическая идея любого тренинга заключается в том, чтобы не принуждать человека, не давить на него, а помочь ему стать аутентичным, принять и полюбить себя, преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими людьми в различных социальных сферах.

Примерные общие цели тренингов:

· развитие личности;

· повышение социально-психологической компетентности участников;

· формирование активной социальной позиции;

· развитие способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;

· развитие способности адекватного и н6аиболее полного познания себя и других людей;

· коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

· изучение и овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.

Цели тренинга отрабатываются на разнообразном социальном материале, отражающем основной замысел всей системы предлагаемых заданий и упражнений.

Важнейшим условием успешной работы тренинговой группы является понимание терапевтом (ведущими) того, что должны быть задействованы все органы чувств (анализаторы) участников. Они должны слышать, видеть, ощущать происходящее, чтобы потом воспроизвести целостный образ того, что было на тренинге, т.е. вид, звук, запах, вкус, прикосновение. Для этого терапевт должен владеть основными приемами визуализации, обеспечить в перерывах кофе-паузы и использовать упражнения, включающие тактильные ощущения и (или) телесный контакт участников.

Принципы, без которых тренинг может утратить сою специфику:

Принцип добровольного участия. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности. Важнейшая задача терапевта – создать условия, при которых клиенты сами стремятся активно участвовать в предлагаемых этюдах, заданиях, процедурах.

Принцип взаимодействия в стиле диалога. Основа - взаимное уважение участников, полное доверие друг другу, готовность выслушать собеседника и признать его право на собственную точку зрения. Диалог предполагает равноправное и полноценное межличностное общение в течение всего времени занятий группы. Если общение теряет характер диалога и переходит в русло монолога, то это противоречит самой природе тренинга.

Принцип постоянного состава группы. Тренинговая группа работает наиболее продуктивно, и в ней возникают процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта и не притока новых членов на каждой следующей встрече. Так же крайне нежелательно, чтобы приступившие к терапии уходили из группы до полного окончания тренинга.

Принцип постоянной обратной связи. В группе должны быть созданы условия, обеспечивающие готовность участников давать обратную связь и принимать ее.

Принцип оптимизации развития. Используя различные упражнения, терапевт стимулирует развитие участников и направляет их усилия в нужное русло.

Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер. С одной стороны, для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, участники искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроится на откровенность, в большей степени доверять партнерам, становится более гуманными по отношению друг к другу. С другой – активизируются интеллектуальные аналитические процессы. Главная форма такой интеллектуальной деятельности – групповая дискуссия, обсуждение событий. Для любого тренинга чередование интеллектуальной и эмоциональной нагрузок является принципиальной важным, так как длительность однородных занятий может привести к снижению эффективности проводимых этюдов.

Принцип баланса комфорта и дискомфорта. Суть его состоит в том, что в целом атмосфера в группе должна быть комфортной, удобной и безопасной. Однако в отдельные моменты у участников должен возникать дискомфорт для оптимизации терапевтического эффекта. Например, при действии механизма обратной связи, несрабатывании привычной модели поведения, при попытке выполнить инструкцию или обращении к другому участнику (команде) зная, что тебя ждет заведомый отказ.

Принцип изолированности. Безусловным требованием является то, что их никто не слышит и не видит. Если у терапевта есть необходимость аудио- или видеозаписи, он должен получить согласие всех членов группы.

Принцип образности. Явления, изучаемые и испытываемые в ходе тренинга должны быть отражены в рисунках, схемах, метафорах, символах. Это помогает участникам не только понять усвоить и запомнить, но и почувствовать внутреннюю гармонию феномена, развить его, открыть новое. Например, когда предлагается нарисовать свою семью, зачастую мы осознаем, что это довольно трудная задача, хотя раньше мы об этом не задумывались.

Принцип свободного пространства. Участники тренинга должны иметь возможность свободно передвигаться по помещению, особенно это важно при выполнении двигательных упражнений или при работе в малых группах по 2,3,4 человека, чтобы группы не мешали друг другу при обсуждении.

Принцип погружения. Продолжительность занятий должна быть определена в самом начале работы. Наибольший эффект при проведении социально-психологического тренинга достигается при работе крупными временными блоками-погружениями на 3-4 часа. Это обусловлено тем, что много времени уходит на вхождение участников в групповые процессы. Можно проводить интенсивные тренинги до 6-7 часов в день и, как один из возможных вариантов, тренинг-марафон от 8-12 часов до 24-36-48 часов.

Принцип направленности на применение результатов тренинга в жизни. Направлен на помощь участникам перенести полученный опыт на практику.

 

Литература:

  1. Карвасарский Б.Д., Ледер С. Групповая психотерапия / Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. - М.: Медицина, 1990. - С. 12 - 187.
  2. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе / А.С. Прутченков. - М.:ЭКСМО-Пресс, 2001.- 640с.
  3. Словарь практического психолога/ Составитель Головин С.Ю. – Мн.: Харвест, 1998.- 800с.
  4. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2000. – 272с.
  5. Ялом И.- Групповая психотерапия. / И. Ялом - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.- 416с.
  6. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Лидерс. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256с.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите задачи, которые решает личность в ходе участия в тренинге.

2. По каким направления осуществляется самовосприятие личности в ходе тренинговой работы?

3. Назовите примерные общие цели социально-психологических тренингов.

4. Охарактеризуйте специфику тренинга.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.