Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая система. Основные субъекты финансовых отношений подразделяются на три груп­пы:




Основные субъекты финансовых отношений подразделяются на три груп­пы:

1. Общественно-территориальные образования.

2. Коллективные субъекты.

3. Индивидуальные субъекты.

В группу, объединяющую общественно-террито­риальные образования, входят:

¨ Российская Федерация;

¨ субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область, автономные ок­руга;

¨ муниципальные образования; административно-территориальные единицы, вхо­дящие в состав муниципального образования;

¨ административно-муниципальные образования особого режима (имеются в виду административ­но-муниципальные образования, на территории которых расположены объекты Минобороны РФ. См. Закон РФ “О закрытом территориально-административном образовании”).

Коллективные субъекты финансовых отношений - это ор­ганизованные, обособленные, самоуправляющиеся группы людей, наделенные правом выступать в отношениях с други­ми субъектами как единое целое.

К коллективным субъектам финансового права относятся:

1. Органы государственной власти

2. Уполномоченные кредитные организации

3. Другие организации и юридические лица

Индивидуальные субъекты финансовых отношений - это физические лица, выступающие как: граждане РФ; иностранные граждане и подданные; лица без гражданства; граждане, осуществляющие предприниматель­скую деятельность без образования юридического лица; должностные лица: сборщики налогов и (или) сборов; нотариусы государственных нотариаль­ных контор, должностные лица органов исполни­тельной власти и учреждений, уполномоченные взимать пошлину за совершение нотариальных действий.

Финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями задач каждого звена, а также методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Во всех финансовых отношениях можно выделить:

¨ общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит и фонды страхования);

¨ финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне (финансы предприятий различных форм собственности);

¨ финансы населения.

Финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственную бюджетную систему; внебюджетные специальные фонды; государственный кредит; фонды страхования; финансы предприятий различных форм собственности. Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

В настоящее время государственная бюджетная система России включает три звена:

1) республиканский бюджет РФ, или федеральный бюджет;

2) бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных областей, автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга: бюджеты субъектов Федерации);

3) местные бюджеты. Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.

Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. Важнейший — Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателей и работающих, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. К социальным фондам относятся также Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридич. и физич. лицами, при которых гос-во выступает главным образом в качестве заемщика средств. Политику в отношении гос. внутреннего долга определяет Федеральное Собрание РФ, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.

В условиях административно-командной системы действовала государственная монополия на страховое дело. Государство безвозмездно изымало из страховых фондов крупные средства для покрытия бюджетного дефицита. С переходом к рыночной экономике созданы объективные условия для активного развития страхования. По мере развития рыночных отношений имущественное и личное страхование и страхование ответственности приобретают все большее значение, поскольку степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает. Ведущую роль на страховом рынке занимает государственная страховая компания Росгосстрах. Успешно действуют АСКО, Ингосстрах,. "Росно", "Энергогарант", "Макс", "Россия" и др.

Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и др.) составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны. В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль. Предприятия стали свободны от мелочной опеки со стороны государства, но вместе с тем резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы.

Финансовая политика — это совокупность мероприятий государства в области финансов. Главная задача финансовой политики — обеспечение соответствующими ресурсами реализации государственной программы экономического и социального развития.

Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение принимаемых в ней решений. Законодательными правами наделено только государство. Однако можно говорить о фин. политике региона, города и т.д. (местные органы власти), поскольку они обладают определенными законодательными правами.

Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Финансовая политика, как и любая политика, сводится к трем основным элементам.

Первый — определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей на определенный период жизни общества (что надо сделать?).

Второй — разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кротчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом (как это надо сделать?).

Третий — подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение (кто это сделает на практике?).

В условиях перехода к рыночной экономике роль финансовой политики в общей политике государства повышается. Однако возможности государства по регулированию финансовых отношений в условиях рыночной экономики сокращаются. Например, в нашей стране при командно-административной системе цены и уровень заработной платы устанавливались централизованно, вся кредитная сфера контролировалась государством и т.д. В настоящее время государство может диктовать цены только на узкий круг продукции, а регулирование кредитной сферы осуществляется исключительно на уровне Банка России.

Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия — это долговременный план.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличается гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени.

Финансовый рынок – это часть рынка ссудных капита­лов, на котором происходит перераспределение капи­тала между кредиторами и заемщиками в форме эмис­сии и купли-продажи ценных бумаг. Его можно рас­сматривать как совокупность первичного и вторично­го рынков.

Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг, на нем мобилизуются финансовые ресурсы.

На вторичном рынке происходит неоднок­ратное перераспределение этих ресурсов. В свою оче­редь, вторичный рынок подразделяется на биржевой и внебиржевой (где происходит купля-продажа цен­ных бумаг, которые по разным причинам не котируются на бирже).

На биржевом рынке, представленном спе­циализированными фондовыми биржами, осуществ­ляется купля-продажа акций ведущих компаний.

К индикаторам состояния финансового рынка обычно относят: процентные ставки, денежные агрегаты, валютный курс, фондовые индексы, ставку рефинансирования центрального банка (ЦБ).

Процентные ставки – ставки финансового рынка, под которые ведется кредитование.

Денежные агрегаты – показатели, используемыедля описания состава и структуры денежной массы, поскольку ее компоненты неоднородны по степени ликвидности. Денежные агрегаты в России:

М0 = наличные деньги населения и остатки наличности в кассах предприятий и организаций;

М1 = М0 + средства на расчётных счетах предприятий и организаций + депозиты населения в Сбербанке до востребования + депозиты населения и предприятий в коммерческих банках. Обычно денежный агрегат М1 включает наличные деньги и трансакционные депозиты, т.е. наиболее высоколиквидные средства для текущих сделок и платежей.

М2 = М1 + срочные депозиты населения в Сбербанке. В РФ агрегат М2 в условиях неразвитого денежного рынка не содержит многих современных его зарубежных инструментов, таких, как взаимные фонды и депозитные счета денежного рынка, соглашения об обратном выкупе.

МЗ = М2 + депозитные сертификаты + облигации госзайма.

Валютный курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах

Фондовые индексы – средние или средневзвешенные показатели курсов ценных бумаг, как правило акций.

Ставка рефинансирования ЦБ. Рефинансированием банков Банк России обязан заниматься как “кредитор последней инстанции”. Из закона о ЦБ прямо следует, что Центробанк для каждого из возможных видов кредитов пользуется особыми процентными ставками. Базовой для них является общая ставка рефинансирования (используемая и в других целях) — достаточно важный финансовый индикатор и ориентир. Ее величина в динамике отражает существенные тенденции в реальной денежной и кредитной политике государства. При помощи маневрирования учетным процентом ЦБ РФ стремится регулировать объем денежной массы в обращении и темпы инфляционного обесценения денег. Так, понижение официальной учетной ставки приводит к удешевлению и увеличению предложения кредитных ресурсов на рынке. Проведение обратнонаправленной учетной политики ведет к сжатию денежно-кредитной массы, замедлению темпов инфляции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.