Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции бытия




II. БЫТИЕ КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ ФИЛОСОФСКОЙ К. М.

Наука стремится к построению целостной естественнонаучной картине мира. Однако представленная отдельными частными дисциплинами (только в физике существует более 70-ти конкретных наук!) наука сама по себе не даёт интегративного понимания мира. Такая задача решается на уровне философи и. Дать целостное, обобщённое, последовательное и логически непротиворечивое представление о мире – функция философии.

Философская картина мира формируется посредством системы категорий: бытие, небытие, субстанция, материя, сознание, пространство, время, движение, развитие, система и др.

Исходное понятие, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Любое рассуждение о мире начинается с констатации его бытия.

Быть = существовать. Этой категорией обозначается проблема существования в общем виде. Ещё используется слово «есть»: бытие – то, что есть.

Небытие – несуществование; то, чего нет; отсутствие.

Первым философом, выделившим бытие как категорию и сделавшим её предметом специального философского анализа, был древнегреческий философ Парменид (540-480 гг. до н. э.). Сущее есть однообразное/неизменное, беспредельное в пространстве и вечное во времени (характеристика бытия по Пармениду). «Бытиеесть. Небытия вовсе нету», - утверждал основатель элейской школы. Бытие совершенно (как сфера, как шар).

Способность человека, с которой связывал Парменид познание бытия, - способность мыслить. Бытие – то, что можно помыслить, а то, чего нет (небытие) помыслить нельзя, считал он. Он отверг небытие, поскольку его нельзя ни помыслить, ни выразить в словах. Бытие он отождествил с мышлением (иначе: мысль об объекте и само мыслимое совпадают). последователи Парменида развили его идеи и доказывали, что бытие едино и неизменно, неподвижно (Зенон Элейский – автор апорий, созданных в «поддержку позиции своего учителя).

Бытие есть становление, процесс. Утверждение изменчивости бытия. Такую позицию выражал Гераклит в античности: «Всё течёт, всё изменяется» / «Нельзя в одну и ту же реку войти дважды».

* Гегель в Новое время: основная характеристика изменяющегося бытия – становление (переход из одного состояния в другое).

Платон о бытии. Бытие как предел становления вещей. Подлинное бытие есть мир идей, мир вечных абсолютных истин. Мир вещей – бытие неподлинное, преходящее, несовершенная копия мира идей.

Античное миропонимание было космоцентрично. Космическая закономерность определяла законы полисной жизни, отражалась в человеческой жизни как в микрокосме. В натурфилософии античности бытие понималось как природа (натура). Проблема поиска первоосновы: см. натурфилософские школы.

В качестве предельного основания бытия в средневековье выдвинут Бог. Бытийственная проблематика средневековья теоцентрична, для неё характерны идеи креационизма и провиденциализма.

Для Нового времени суть бытия сокрыта не в божественном промысле, а в природных закономерностях. Весь тайный смысл бытия – в Природе. Складывается антропоцентрическое видение мира с культом индивидуализма. Однако, для этого времени более актуальными были гносеологические проблемы (проблемы познания реальности).

В философии XX в. проблему бытия актуализировал М. Хайдеггер. Главной темой стала проблема существования (экзистенции) человека.

Ядром новейшей истории в постижении сути бытия оказывается социальное творчество. Бытие понимается как процесс жизнедеятельности.

В современном строе мышления, условно говоря, проросли две мировоззренческие ориентации, связанные с позициями Демокрита и Платона.

Первая (Демокритова) предполагала понимание бытия в его дискретном ситуативно-эмпирическом виде и в своих крайних проявлениях выглядит как натурализм. В этом случае бытие сводится к эмпирическим конкретным актам и состоит из всего того, из чего состоит каждый человеческий день, и не более.

Вторая (платоновская) позиция нацеливает на отвлечённое умозрительное теоретизирование по поводу сути бытия, когда бытие становится идеей, нежизненным и нереальным процессом.

В реальном жизненном процессе эти две крайности снимаются взаимозависимостью единичного, особенного и всеобщего. Ибо нет ни одного предмета или явления, которые в своей единичности не представляли бы свою всеобщность, а фактом и данностью своего существования не предполагали бы изменение и исчезновение.

Категория бытия позволяет философии постулировать одинаковость всего того, что она изучает. Всё есть бытие. Все явления одинаковы, в том смысле, что они существуют, бытийствуют.

Т. о, бытие можно определить как всеобщую, универсальную и единственную в своём роде способность существовать, которой обладает любая реальность.

Определив сущность бытия как философской категории, отмечаем, она позволяет выразить весь мир как единое целое, во всём его многообразии и формопроявлениях.

Онтология – философское учение о бытии, его формах и фундаментальных принципах. Термин «онтология» употребляется в философии только с 17 в. (ранее всего этот термин встречается в «Философском лексиконе» немецкого философа Рудольфа Гоклениуса, одном из первых философских словарей), в переводе с греческого этот термин означает учение о сущем.

Учение о бытии составляет основу любого философского мировоззрения и тем самым во многом предопределяет понимание и интерпретацию других, не входящих в онтологию философских и мировоззренческих проблем.

  • Кардинальные онтологические проблемы. Онтология отвечает на вопросы: Существует ли мир сам по себе или он существует от Бога?
  • Обладает ли мир в своём существовании единством и что является основой этого единства?
  • Является ли мир в своём существе неизменным или он постоянно изменяется и развивается?
  • Что лежит в основе изменений, происходящих в мире?
  • Каковы основные законы и движущие силы его развития? и др.

Упорядочен ли мир в своём развитии и изменении, подчиняется ли он каким-либо законам или он изменяется и развивается совершенно произвольным образом?

Обладает ли мир и в целом, и в своих отдельных фрагментах системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов?

Онтологическая проблематика в чистом виде встречается у элеатов (рубеж VI-V вв. до н. э.) и занимает центральное место в философских системах Платона и Аристотеля.

По Аристотелю, бытие – это сущее; именно сущее является предметом философии, тогда как специальные науки изучают то или иное специальное бытие. Существуют онтологические построения Платона и Аристотеля, Декарта и Спинозы, Лейбница и Гегеля.

Для осмысления онтологических проблем философия применяет особые формы мышления – категории: бытие – небытие, качество - количество, сущность – явление, возможность – действительность, необходимость – случайность, единое – многое, целое – часть, движение – покой и т. д.

Основные проблемы онтологии:

* проблема единства мира

* проблема субстанциальной основы / первоосновы;

* проблема сознания

* проблема движения и развития;

* проблема Бога (Существует ли Бог? Как он относится к миру? и др.)

* проблема небытия;

 

Основные исторически сложившиеся позиции в онтологии:

1. Реализм – наиболее древняя, широкая и распространённая онтологическая позиция (можно сказать, что и самая популярная, поскольку в своём простейшее воплощении – наивном реализме – соответствует здравому смыслу: любой нормальный человек в своём повседневном поведении исходит из убеждения, что вещи таковы, какими мы их видим, ощущаем, и не зависят от того, что мы о них думаем, скорее – наоборот). Онтологический реализм не сводится к признанию независимости вещей от нашего знания о них, его следует определять шире: как признание реальности вне сознания, познающего субъекта и независимо от него (такую реальность принято называть объективной). Однако эта формула варьируется в широком диапазоне и открывает возможность для различных и даже противоположных решений у её приверженцев. Основные формы реализма: объективный идеализм и материализм.

Объективный идеализм признаёт объективно реальными и идеи, и вещи, и духовное, и телесное. Однако духовное более действительно, оно – высший род бытия. Вещи и события в материальном мире зависят от идей как от своих конечных причин. Бытие духовного вечно, телесного – временно.

Материализм в данном вопросе имеет противоположную точку зрения. Материализм упрощённый единственной реальностью считает материю (в разных формах её существования). Самостоятельное, независимое от тела существование духовных явлений (души) отрицает. Диалектический материализм предложил более сложное онтологическое учение, которое признавало два вида реальности: объективную материальную реальность и субъективную духовную реальность. Однако субъективная реальность (мир сознания) признаётся вторичным родом бытия, так как возникает лишь на определённом этапе эволюции бытия материального и существует как его отражение. В качестве особой реальности диалектический материализм выделил общественное бытие, которое определяет общественное сознание.

2. Субъективный идеализм в онтологическом плане является антиподом реализма как в материалистическом, так и в объективно-идеалистическом варианте. Представители: Дж. Беркли, Д. Юм. Онтологическое кредо этого направления кратко сформулировал его основоположник Дж. Беркли (XVIII в.): «Существовать – значит быть в восприятии». Таким образом, субъективный идеализм как будто бы признаёт единственным родом бытия субъективную реальность, и тогда ничего, кроме индивидуального душевного опыта, нельзя считать действительным. На практике такая позиция, именуемая солипсизмом, в философии не разрабатывалась в виду её бесперспективности. Обычно субъективный идеализм выступает в более «мягких» формах. Отвергая онтологию как спекулятивное учение о бытии, независимом от субъекта, представители данного направления предпочитают ограничивать реальность рамками опыта. Таким образом, своеобразие субъективно-идеалистической онтологии заключается в том, что она неявна и строится посредством гносеологии и психологии.

3. Феноменология возникает в нач. XX в. Это направление является реакцией на крайности субъективного идеализма и выражало тенденцию к реабилитации онтологии, которая обозначилась на рубеже XIX-XX вв. Основоположник – Э. Гуссерль. Идеальное, всеобщее содержание сознания – это и есть особый род объективного бытия – бытие феноменов, явлений.

4. Экзистенциализм. Особенность этой позиции состоит в том, что во главу угла она ставит вопрос о бытии человека. Экзистенциалисты видят принципиальную разницу между бытием человека и бытием вещей, неодушевлённых предметов. Человек – вопрошающее о своём собственном смысле бытие, сознающее себя бытие, свободное бытие, проектирующее себя бытие – бытие в возможности. Такое особое бытие получило название «экзистенция», в то время как бытие вещей именуют «просто-присутствием». Способ бытия человека как сознательного существа – жизнь.

 

Проблема многообразия способов и форм существования.

Основные формы бытия – природа, человек, духовность и социальность.

Современная онтология выделяет четыре формы бытия:

– бытие процессов природы и вещей, произведённых человеком;

– бытие человека;

– бытие духовного, которое делится на индивидуализированное духовное (то, что в субъекте) и объективированное духовное (внеиндивидуальное);

– бытие социального: а) бытие отдельного человека в природе и истории, б) бытие общества.

По способу существования бытие разделяют на объективную реальность, субъективную реальность и объективно-субъективную реальность.

Уровни бытия: существование в возможности и существование в действительности. Под возможностью понимается потенциальное бытие, под действительностью – реальное бытие. Эти уровни бытия иногда трактуются как формы бытия: «потенциальная форма бытия», «актуальная форма бытия».

* Виртуальная реальность – модель реальности, в которой создаётся эффект присутствия в ней человека (компьютерная реальность)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.