Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бытие Небытие Инобытие Сверхбытие




Бытие не статично. Все конкретные формы существования, как данная качественная определенность, переходят в небытие. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия (инобытие). Возникающая форма бытия также есть результат перехода одной формы бытия в иную.

Небытие мыслится как относительное понятие: в абсолютном смысле небытия нет. Представления о бытии и небытии появляется ещё в дофилософских формах – в мифологии и религии (творение мира из ничего или возникновение его из хаоса). В философии первую попытку определить бытие и небытие предпринял Парменид Элейский.

Однако уже Платон понял, что отвергая небытие, мы лишаем себя возможности сравнивать, различать – т. е. познавать. Поэтому он допускает небытие как существующее «нечто». Небытие противостоит бытию как иное – тождественному. Например, истинно-сущему бытию – миру вечных и неизменных идей противопоставлена неопределённая и непознаваемая изменчивость. Сочетание этих двух противоположных начал рождает множественный мир изменчивых вещей – чувственно постигаемое бытие.

Возникший спустя пять веков после Платона неоплатонизм для объяснения и определения бытия прибег к идее сверхбытия – Единого. Бытие происходит от Единого как свет от лампы. Единое неопределимо и непознаваемо, оно и сверхбытие, и небытие.

Аристотель также считал своей задачей исследование бытия как такового. Следуя за Парменидом, он не различал бытие и понятийно оформленного мышления о бытии. По его мнению, выражает бытие понятие «сущность», которое есть «суть бытия». Таким образом, Аристотель не искал определения бытия как отдельного понятия. О небытии Аристотель утверждает: абсолютного небытия нет, но оно существует только относительно самого бытия: небытие – это бытие в возможности, без которого нет возникновения, рождения. Такое потенциальное бытие-небытие заключено в материальной причине каждой вещи, а первая материя – это потенциальное бытие всех вещей вообще (или их актуальное небытие). Первоматерии как чистой возможности Аристотель противопоставляет Бога – форму всех форм, чистую действительность, осуществлённость – наивысшее бытие.

Гегель продолжил традицию соотносительного определения бытия и небытия (нач. XIX в.) любое начало есть единство бытия и ничто (ничто, из которого возникнет нечто).

Чистое бытие = чистому небытию, но они не одно и то же, они абсолютно различны, но нераздельны. Их истина есть, следовательно, становление, т. е. такое движение, в котором они оба различны. В результате становления получится «наличное» (т. е. определённое) бытие. З аслугой Гегеля является диалектическое осмысление категорий бытия и небытия как взаимосвязанных, взаимопроникающих и взаимопереходящих друг в друга.

Ф. Энгельс – один из основоположников диалектического материализма – обращается к проблеме бытия. Он отбрасывает понятия «чистое бытие» и «чистое небытие» и отождествляет бытие прежде всего с материальностью. Бытие абсолютно и вечно, т. к. материя несотворима и неуничтожима, а потому абсолютное небытие невозможно, оно может быть только относительным, когда одни материальные формы переходят в другие.

Экзистенциалисты (XX в.) большое внимание уделяли проблеме бытия и небытия. Особенность состоит в том, что проблема бытия и небытия решается применительно к человеку, т. е. сужается. Небытие – смерть. Бытие, текущее к своему окончанию – экзистенция – есть «бытие-к-смерти». Ничто, небытие – источник и граница бытия.

Кардинальные онтологические проблемы:

Обладает ли мир в своём существовании единством и что является основой этого единства?

Является ли мир в своём существе неизменным или он постоянно изменяется и развивается?

Упорядочен ли мир в своём развитии и изменении, подчиняется ли он каким-либо законам или он изменяется и развивается совершенно произвольным образом?

Обладает ли мир и в целом, и в своих отдельных фрагментах системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов?

Философские концепции мира в зависимости от решения этих проблем подразделяются на материализм и идеализм, монизм и плюрализм, детерминизм и индетерминизм и т. д.

Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции.

Субстрат – это то, из чего всё сделано. Более высокую степень общности отражает понятие субстанции.

Субстанцияпервооснова всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые они существуют. Это понятие служит для обозначения полностью самообусловленного бытия. По выражению Б. Спинозы, субстанция есть «причина самой себя».

(*См. натурфилософы о первоначалах.)

Самореализация бытия происходит в атрибутахнеотъемлемых, существенных свойствах явлений.

Таким образом, через понятие субстрат философы разъясняют, из чего состоит бытие, понятием субстанции фиксируется всеобщее основание бытия.

Как правило, философы стремятся создавать картину мироздания, исходя из какого-то одного начала.

Монизм (от греч. monos – один, единственный) – учение, принимающее за основу всего существующего одно начало. Например: материализм, идеализм.

Монизму противостоит дуализм ( от лат. dualis – двойственный), рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо два равноценных начала. Установку дуализма формировало различение двух субстанций – духовной и телесной. Яркий представитель дуализма – Р. Декарт, который утверждал полную бездуховность материи. Духовная жизнь представала перед философом автономно от телесной. Декартово «cogito ergo sum» – «мыслю, следовательно, существую» говорит о безусловном превосходстве умопостигаемого над телесным.

Если в качестве первоосновы признаётся более двух субстанций, такое учение именуют плюралистическим (от лат. pluralis – множественный). Классическим примером плюрализма в учении о сущем является монадология немецкого философа и учёного Г. Лейбница (1646-1716), согласно которой мир состоит из бесчисленного множества духовных начал – монад. Более ранняя аналогия плюралистического подхода к вопросу о первоосновах бытия – учение древнегреческого мыслителя Эмпедокла (490-430 гг. до н. э.) о четырёх началах мироздания (земля, вода, воздух, огонь).

В истории философии преобладает монистический подход. В соответствии с решением (основного, по Энгельсу) вопроса: «Что первично: сознание или материя?» в истории философии существовали две основные формы монизма – идеалистический монизм и материалистический монизм. М атериалисты полагают, что мир изначально материален, а сознание является порождением этой материи. Идеалисты считают, что в основании мира находится нечто идеальное, предшествующее материи и создающее её. При этом различаются две разновидности идеализмаобъективный идеализм и субъективный идеализм.

К объективным идеалистам относят тех философов, кто началом всего сущего признаёт нечто нематериальное и независящее от человеческого сознания (Платон, Гегель, Н. Бердяев и др.). О субъективном идеализме говорят тогда, когда мир рассматривается лишь через призму индивидуального сознания (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Г. Фихте).

В истории философии известны также различные формы материализма:

наивный материализм (упрощённый) древнекитайских философов Лао Цзы и Ян Чжу, древнеиндийских философов школы локаята, философ античности – Гераклита, Эмпедокла, Демокрита и др.;

м еханистический материализм представляют П. Гольбах, П. Гассенди, Ж. Ламетри;

а нтропологический материализм – Л. Фейербах;

вульгарный материализм – Фогт, Бюхнер, Молешотт;

диалектический материализм – К. Маркс, Ф. Энгельс и др.

И материализм, и идеализм имеют фундаментальное философское обоснование, и оба эти течения в философии представлены в равной степени великими мыслителями прошлого и настоящего.

В рамках современной философии возникают учения, в которых предпринимается попытка синтетического подхода к описанию и объяснению мира, в которых материализм и идеализм рассматриваются как две стороны единого миропонимания. Эти тенденции в современной философии порождены рядом факторов, в том числе самой многосущностью мира, несводимого к материальному и идеальному. (Однако признаётся, что при решении определённых теоретических задач разграничение на материализм и идеализм является важным.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.