Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема бюрократии




Проблема противоречия между личностью и социальным институтом.

Функции СИ.

1. Кумулятивная (накопительная): закрепление и воспроизводство социальных отношений, социального опыта, социальных способов удовлетворения потребностей и реализации интересов групп и индивидов. СИ – носитель «социальной наследственности».

2. Социализирующая: включение людей в систему социальных отношений посредством передачи им накопленного социального опыта, норм и алгоритмов деятельности и взаимодействия.

3. Регулятивная: эта функция реализуется в два этапа:

· Ориентационный: задание мотивации поведения через ознакомление с продуктами деятельности.

· Корректирующий: задание структуры институциональной деятельности через формальные нормы и осуществление социального контроля посредством установленных санкций.

 

 

Суть проблемы.

Сама сущность СИ предполагает, что оптимальное функционирование людей достигается в том случае, если человек становится безличным исполнителем социальной роли, заданной его статусом, чётко следует нормам и предписаниям СИ, не внося в это исполнение личностных особенностей. В то же время, эффективное функционирование и, тем более, развитие СИ осуществляется в процессе жизнедеятельности человека и зависит от личностных качеств ассоциированных членов. Общество развивается через личность.

Социально-практическое значение проблемы:

· Опасность деградации творческого потенциала личности в результате усиления зависимости личности от институционального воздействия и, как следствие,- стагнация общества. Институциональная тотальность «усредняет» людей, нивелирует личности, плодит «культурную серость». (К.Поппер и др.).

· Чрезмерная формализация снижает коммуникативную способность людей, понижает уровень коммуникации в обществе, что приводит к нарастанию конфликтности между субъектами социальных отношений. (Г.Маркузе и др.).

· Чрезмерная регламентация жизнедеятельности подавляет спонтанность и креативность личности, что является базой для появления неврозов и нарушения ролевого поведения. (Дж.Морено и др.).

Аспекты анализа проблемы:

· Предметный. К.Маркс. В процессе институционального опредмечивания деятельности возникает отчуждение личности от продуктов собственной деятельности. Возникает зависимость сознания и поведения личности от результатов деятельности предшествующих поколений. Возникает ситуация, когда предметный мир становится для человека враждебным, угрожающим, абсурдным. Происходит подавление живого труда опредмеченным трудом. Проблема предстаёт как подавление индивидуальности в условиях товарно-денежного фетишизма: вместо того, чтобы развивать свои сущностные силы, самореализовываться в творчестве, человек стремится к накоплению денег, т.к. они являются мерилом социального успеха, предметом, в котором воплощается всеобщий труд, универсальным эквивалентом – товаром, который можно обменять на что угодно. «Степень власти денег – степень моей власти…Я ужасен, но я могу купить для себя самую прекрасную из женщин. Следовательно, я не ужасен…Я глуп, но деньги – это реальный разум всех вещей и как же тогда их обладатель может быть глуп? Кроме того, он может купить для себя талантливых людей, и тот, кто имеет власть над талантливыми людьми, разве не более талантлив, чем талантливые люди? Разве не я, кто благодаря деньгам, способен на всё, чего страстно желает сердце, обладаю всеми человеческими способностями? Разве, следовательно, не мои деньги трансформируют всю мою несостоятельность в свою противоположность?»

· Организационный. М.Вебер. Институционализация отношений непосредственно предстаёт в виде организаций, поведение в которых полностью формализовано и стандартизовано. Бюрократические структуры осуществляют насилие над личностью не только в плане регламентации поведения, но и в плане мышления: продукты деятельности СИ, являясь эталонами и образцами, задают правила и нормы рассуждений, оценки, постановки целей. В духовной сфере жизнедеятельности человека складывается «формальная рациональность» – стиль, логика и мировоззренческая направленность мышления. Проблема предстаёт как подавление индивидуальности в условиях формализации жизнедеятельности. Внеинституциональным феноменом, способным противостоять формализации является этика – система ценностей, являющейся подлинной основой существования личности.

· Смысловой. Ю.Хабермас, унаследовавший основные идеи Маркса («отчуждение») и Вебера («формальная рациональность») определяет современную социокультурную ситуацию как ситуацию разрыва между «трудом» и «интеракцией» в результате гипертрофии «технической рациональности». Он выделяет три основных вида человеческих интересов: «технический», направленный на удовлетворение витальных потребностей посредством науки и техники; «практический», направленный на взаимодействие и общение с людьми (интеракция и коммуникация); «эмансипационный», направленный на освобождение от всех и всяких форм отчуждения и подавления. Современное западное общество культивирует, поддерживает и насаждает «технический» интерес, наука и техника фактически стали идеологией: они определяют характер потребностей и ориентаций личности; задают модели поведения, разрабатывая «социальные технологии»; формой власти становится экспертократия, выражающая интересы технократов. Проблема предстаёт как подавление свободы индивидуальности в условиях тотального идеологического насилия со стороны всего общества в форме сциентистски-технократического мышления, в ситуации прагматизации и функционализации отношений. На языке Хабермаса эта проблема формулируется как антиномия неотчуждённого «жизненного мира» и отчуждающей «системы» современного «позднего» капитализма, «колонизирующего» жизненную основу межличностной коммуникации, утверждая принцип «технической рациональности»: подчинение всей жизни прагматическим, научно-оптимальным целям, которые зачастую не связаны, а порой и противоречат экзистенциальным интересам личности. На феноменальном уровне индивидуального существования наблюдается утрата смысловой определённости жизни в результате дисбаланса инструментально-технологического («как делать») и ценностного («что делать») компонентов (сторон) коммуникации, что порождает вопрос: «зачем делать?», свидетельствующего об утрате смысла происходящего. Смысл может появиться в процессе «эмансипации» личности: стремления к самоутверждению, самореализации и трансценденции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.