Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феномен человека




 

Человек как природное явление. Человек как социальная реальность. Человек как психическая реальность. Духовная реальность человека

 

Человек как природное явление

Предметом изучения психологии как науки является человек. Человек - существо многомерное, многостороннее, сложно организованное. Б. Г. Ананьев в своём труде «Человек как предмет познания» вслед за В.М. Бехтеревым высказал мысль о том, что человек есть некая целостность, обусловленная единством биологического и социального. Ряд свойств человека доступны непосредственному восприятию. Это, прежде всего внешние особенности человека: человеческое тело, его форма, его строение. Оно сходно с организмом высших приматов. Человеку присущи такие же как им органические потребности – поддержание гомеостаза, самосохранение, продолжение рода и т.д.

Виктор Франкл в книге “Человек в поисках смысла” знакомит читателей с различными точками зрения на человека, одна из которых заключается в следующем: “Человек – это не более чем биохимический механизм, приводимый в движение системой окисления, питающих энергией компьютер”. Перефразируя это высказывание можно сказать, что человек биохимическое существо в организме которого происходят различные биохимические процессы на уровне клеток. Биологическая составляющаячеловека отражена в понятии индивид – это совокупность природных, генетических обусловленных свойств, развивающихся в онтогенезе. Онтогенез – индивидуальное развитие человека от рождения до смерти.

 

Человек как социальная реальность

Человек отличается от животных тем, что он открыт миру, а животные не открыты миру, а привязаны к среде своего обитания. В этой среде содержится то, что отвечает набору инстинктов, присущих данному виду. Напротив, человеческое существование характеризуется преодолением границ обитания вида “Homo Sapiens”. Человек стремиться и выходит за его пределы и действительно достигает его – мир, наполненный другими людьми.

Человек общественное существо, живет в обществе себе подобных, он включен в систему связей и отношений с другими людьми, имеет в обществе собственную позицию. Социальная сущность человека определена в понятии личность. Личность способ жизни и действования, проявляющийся в свободном и творческом определении своего места в сообществе, в самостоятельных поступках, в принятии ответственности за последствия своих социальных деяний.

Одним из свойств личности является индивидуальность. Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей. Человеческая индивидуальность реализуется в человеке как субъекте деятельности (труд, познания, общения).

Б. Г. Ананьев выделил иерархические соподчинённые уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида.

Человек как психическая реальность

Специфической особенностью человека является наличие у него как бы двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой и внутренней, скрытой от посторонних глаз. «Чужая душа потёмки». Внутренняя жизнь человека – особый мир? Мир мыслей, переживаний отношений, желаний, стремлений. С точки зрения рассмотрения внутреннего мира, человека можно назвать субъектом, а наш внутренний мир человека – субъективным. Внешний противостоящий субъекту предмет или явление, на который направлена его познавательная или предметно-практическая деятельность есть объект.

Человеческий субъективный мир -сознания и самосознания. Самосознание еще один критерий, который определяет человека. В сознании человека способен познавать сущность предметного мира, понимать его и одновременно знать о том, что он знает или не знает. Предметом сознания может быть сам человек, его собственное поведение и внутренние переживания. Сознание здесь принимает форму самосознания, а способность человека обратить сознание на самого себя, на свой внутренний мир и своё место во взаимоотношении с другими, называется рефлексией.

Духовная реальность человека

Развивая эту идею дальше, В. И Слободчиков и Е. И. Исаев определяет самую глубинную суть человека- духовность. А высшая ступень духовного развития человека, осознающего своё бытие и место в мире, носит название – универсум.

Таким образом, основными критериями, определяющими человека, является:

1.ИНДИВИД.

2. СУБЪЕКТ.

3. ЛИЧНОСТЬ.

4. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

5. УНИВЕРСУМ.

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Основные структурные элементы подхода Б.Г. Ананьева к изучению человека: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

2. Объяснить суть понятия “индивидуальность”.

3. Охарактеризовать взгляды В. И Слободчикова и Е. И. Исаева на понятие “духовность”.

 

ЛИТЕРАТУРА.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Юнг К. Г. Проблема души нашего времени. М.. Дух и жизнь. 1994 №18

Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. М.,1994.

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания Опыт педагогической антропологии //Пед. соч.: В 6 т. М., т. 5.Предисловие.

Слободчиков В. И. Реальность субъективного духа // человек 1994. №5

Орлов А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее я человека // Вопросам психологии. 1995. №2.

Мир философии. Книга для чтения. М., 1991. ч. 2. Раздел 5. Человек и его место в мире.

Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека //Вопросам психологии. 1986 №6.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт–Петербург, 1998г.

Гиппентейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 1997г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.