Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа человеческого сознания




Сознание как высшая ступень развития психики. Функции сознания. Развитие сознание в филогенезе и онтогенезе. Самосознание как осознание самости. Структура сознания. Сознание и бессознательное.

Сознание как высшая ступень развития психики

Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных. Перед взором человека предстает мир, разворачивается зрелище бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов; люди пытаются объяснить причины своих переживаний, понять смысл своего существования, отыскать истоки своих мыслей и т. д. Но все переживания, чувства, мысли проходят через то, что мы называем сознанием. Сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует познанию мира. Чтобы войти в состояние сознания, недостаточно просто мыслить, просто переживать, чувствовать, воспринимать: необходимы какие-то дополнительные акты, с помощью которых я не просто мыслю, а “я мыслю, что я мыслю”, я не просто переживаю, а “я переживаю, что я переживаю”, я не просто знаю, а “я знаю, что я знаю” и т. д.

Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он чувствовал, подумал, переживал.

Психология определяет сознание, как способ бытия человека, проявляющийся в способности человека осознавать условия и формы своей жизнедеятельности, относиться к ним и делать их предметом практического преобразования.

 

Функции сознания.

 

Выделяют следующие функции сознания:

1.Отражательная – отражение мира. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: “Мое отношение к моей среде – есть мое сознание” (К. Маркс).

2.Порождающая (творчески – креативная) – мышление о мире. Сознание человека предполагает построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоций – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям.

3.Регулятивно – оценочная – способы регуляции человеком своего поведения, деятельности.

4.Рефлексивная функция включает сами процессы рефлексии и свое личное сознание.

 

 

Развитие сознание в филогенезе и онтогенезе.

Фундаментальной проблемой психологии развития человека является проблема происхождения, становления и развития сознания в истории и онтогенезе.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающих одновременно с сознанием в процессе труда.

В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным опосредованным путем. Психику ребенка нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого рождения существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. Но в пренатальный и постнатальный период ребенок является пассивным элементом этой связи, а мать, наоборот, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но и оформленную сознанием человеческую информацию. Другой момент – это собственно деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте и др. удовлетворяються любовным отношением матери к своему ребенку. Мать будто-бы “вылавливает” и оценивает все ценное в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно отсекает все негативные проявления. Любовь матери к ребенку как-бы “вытягивает” ребенка из бессознательности и вводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание. Фрейд отмечал, что “мать учит любить ребенка”, она действительно вкладывает свою любовь в психику ребенка, поскольку мать является для чувств и восприятия ребенка центром всех благ и неприятностей.

Следующий этап развития сознания, который называется первичным актом сознания – это идентификация ребенка с матерью, т. е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Это идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным человеческим отношением, прорубленным любовью матери окном в культуру для ребенка, первичным актом сознания. Мать здесь имеет значение прежде всего в смысле культурного образца социального поведения, а мы, конкретные люди, только выполняем эти образцы. Именно отсюда начинается жизненный путь человека, его развитие сознания. И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком.

Затем следует активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Третий, фундаментальный акт сознания (“развитие сознания”) – осознание своего невыполненного желания.

Сознание связано с рефлексией. В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит целое, например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Человеческое сознание не может до конца осознать все то, что происходит в окружающем мире, и это составляет неосознанную часть нашего сознания, что является условием периодического возвращения сознания к себе. Отсюда следует третий акт сознания – осознание своего невыполненного желания. Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.

Самосознание как осознание самости.

 

Венцом развития сознания является самосознание, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой.

Главная функция самосознания – сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

 

Структура сознания.

Предметная область сознания не дана непосредственно, значит, ее нужно принять как заданную, сконструировать (хотя бы нарисовать мелом на доске). Конечно, столь сложное образование должно обладать чрезвычайно сложной структурой. За каждым компонентом этой структуры скрывается богатейшее содержание, огромный опыт исследований. Все это накоплено в различных направлениях и школах психологии. В отечественной психологии этими проблемами занимались: Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, С. Л. Рубинштейн, Н. А. Бернштейн и др.

В. П. Зинченко выделил 2 слоя сознания:

1. Бытийное сознание (сознание для бытия)

2. Рефлексивное сознание (сознание для сознания).

Рефлексивное сознание включает в себя значение и смысл.

Значение. В психологической традиции это термин в одних случаях употребляется как значение слова, в других – как значение, как содержание общественного сознания, усваиваемые индивидом. Понятие значения фиксирует то обстоятельство, что сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором исторически заключен опыт деятельности, общения и мировосприятия, который индивиду необходимо не только усвоить, но и построить на его основе собственный опыт. Значения могут быть операционными, предметными и вербальными.

Смысл. Понятие смысла указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию, что оно всегда страстно, что сознание есть не только знание, но и отношение. Таким образом, смыслы – это субъективное понимание и отношение к ситуации, информации.

Смыслы, как и значения, связаны со всеми компонентами структуры сознания. Наиболее очевидны отношения между значениями и смыслами, существующими в рефлексивном слое сознания.

Таким образом, мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением. Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслом.

Бытийное сознание включает в себя биодинамическую и чувственную ткань.

Биодинамическая ткань – это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма движения. Термин “ткань” подчеркивает, что это материал, из которого строятся произвольные движения и действия. По мере их построения, формирования, все более сложной становится внутренняя форма, внутренняя картина таких движений и действий.

Чувственная ткань – представляет собой строительный материал образа. Таким образом, мир производственной предметно – практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия. Мир представлений, воображение, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью.

Эгоцентром сознания является сознание собственного “Я”.

 

Сознание и бессознательное.

 

В зоне сознания находит свое отражение малая часть сигналов из внешней и внутренней среды. Остальные сигналы не осознаются человеком. Бессознательное – неотъемлемая часть психической жизни человека. Бессознательное- понятие, обозначающее совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдаёт себе отчёта.

Первое упоминание о бессознательном встречается у Платона. Однако, 1-е международное совещание, посвященное проблеме бессознательного, состоялось лишь в 1910 году, в Бостоне (США). На этом совещании ученые осознали, что бессознательное есть фактор, учет которого необходим при анализе самых различных вопросов поведения, наследственности, природы эмоций, взаимоотношения людей, произведений искусства.

Новая эра в изучении бессознательного была начата З. Фрейдом, который первым обратил внимание на то, что многие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами, которые сам человек не осознает. Эти мотивы проявляются также в сновидениях, невротических симптомах, продуктах творчества и др.

С точки зрения современного понимания, сознание и бессознательное работают в режиме гармоничного единства. Когда перед человеком возникают обстоятельства, затрудняющие выбор стратегии поведения или требующие нового способа решения, эти обстоятельства попадают в зону ясного сознания. Но как только стратегия выбрана, решение принято, управление поведением попадает в сферу бессознательного, а сознание освобождается для решения вновь возникших затруднений (н/р, операции).

Бессознательное объединяет все те факторы, которые воздействуют на регуляцию поведения, протекающего без непосредственного участия сознания. Кроме того, многие ученые считают, что в область бессознательного входят: психические явления, протекающие во сне; ответные реакции, которые вызываются неосознанными раздражителями (движения, ставшие автоматизированными); неосознанные механизмы творческих процессов, результатом которых являются вдохновение, творческое озарение и др.); и т. д.

Бессознательное нельзя считать низшим уровнем развития психики, т. к. это специфическое, человеческое психическое явление, которое непрерывно связано с сознанием. Сознательное и бессознательное в психике человека неотъемлемы друг от друга, переливаются одно в другое, в зависимости от конкретной деятельности.

 

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Раскройте концепцию В.П. Зинченко о структуре сознания человека.

2. Сознательное и бессознательное в психике и поведение человека.

 

ЛИТЕРАТУРА

Слободчиков В. М, Исаев Е. М. Психология человека. М.: Школа –Пресс, 1995г.

Общая психология: курс лекций / Составитель Е. М. Рогов. М.: Владос, 1995г

Психологический словарь / Под редакцией Давыдова В. В., Зинченко В. П и др. М.: Педагогика-Пресс, 1996 г.

Зинченко В. П, Моргунов Е. Б. Человек развивающийся М., 1994 г.

Столяренко Л. Д. Основы психологии. Роств-на-Дону, 1997 г.

Философия / Под ред. Кохановского В. П. Ростов-на-Дону, 1995 г.

Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989 г.

Велихов Е. П, Зинченко В. П, Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода//Вопр философии. 1988 г. № 11.

Мамардашвили М. К. Сознание-это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть // Как я понимаю философию М., 1992 г.

Михайлов Ф. Т. Сознание и самосознание М., 1991 г.

Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990 г.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.