Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самоподготовки. 1. Что такое социальная группа и каковы ее отличительные особенности?

1. Что такое социальная группа и каковы ее отличительные особенности?

2. В чем заключается сущность основных функций социальной группы?

3. В чем различие малых, средних и больших социальных групп?

4. Какие социальные группы выделяют в зависимости от характера связей?

5. В чем различие реальных и номинальных социальных групп?

6. Какие виды квазигрупп Вам знакомы? В чем их особенность?

7. Что такое социальная общность?

8. Какие виды социальных общностей Вы знаете? В чем их сущность?

9. Какие типы этносов Вам знакомы? В чем их отличие?

Тема 7. Социальные институты и социальные организации

Вопросы:

1.Социальный институт: понятие, признаки, функции.

2.Социальная организация: понятие, структура, типология.

 

1 Социальный институт: понятие, признаки, функции

Социальный институт – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов. Понятие «институт» заимствовано социологией из юриспруденции, где его использовали для характеристики определенного комплекса юридических норм.

Социальные институты имеют историческое происхождение и находятся в постоянном изменении и развитии. Их становление называется институциализацией. Институциализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения определенных общественных потребностей.

В каждом обществе формируется своя система социальных потребностей, среди которых – универсальные социальные потребности, характерные для любого общества. Дж. Ленски выделяет шесть основных потребностей:

1) потребность в коммуникации между членами общества, которая обеспечивается единым языком;

2) потребность в производстве товаров и услуг;

3) потребность в распределении товаров и услуг;

4) потребность в защите членов общества от физических, биологических опасностей (стихийные бедствия, болезни), а также от других людей (войны);

5) потребность в воспроизводстве новых членов общества;

6) контроль над поведением и деятельностью членов общества (урегулирование конфликтов, создание благоприятных условий для общественно полезной деятельности).

В качестве источника общественных потребностей являются человеческие нужды: потребность в поддержании жизни, продолжении рода, безопасности, в отдыхе и т.д. Однако на уровне общества они приобретают дополнительное качество – становятся общим делом, необходимым не только для обеспечения существования человека, но и для поддержания функционирования общества в целом. С этой точки зрения армия как социальный институт обеспечивает не только безопасность конкретного индивида, но и общества. Семья является социальным институтом, создающим (биологически и социально) новых членов общества и т.д.

О том, что социальная потребность приобретает на общественном уровне новую значимость, подтверждается тем, что любые потребности, переходя на общественный уровень, могут вступать в конфликт с потребностями индивида. Например, каждый человек заинтересован в безопасности, но не каждый хочет служить в армии (особенно если служба обязательна).

В соответствии с основными потребностями можно назвать и основные социальные институты, которые эти потребности удовлетворяют:

· экономические (вся система производства, распределения, торговли и финансов, объекты инфраструктуры);

· политические (вся система государственных и политических органов и организаций);

· культурно-духовные (религия, наука, культура, искусство, народное творчество);

· семейно-брачные (этапы формирования, функционирования и распада семьи);

· здравоохранения (медицинские учреждения, учреждения рекреации, спорта и туризма);

· информации и коммуникации (средства массовой коммуникации и информации).

Каждый социальный институт имеет:

– более или менее четко сформулированные цели своей деятельности;

– набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам;

– систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;

–конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей.

Можно также назвать общие для всех социальных институтов признаки:

· наличие специально созданных учреждений (организаций), в рамках которых действуют социальные институты;

· наличие материальных ресурсов, с помощью которых обеспечивается функционирование социального института;

· наличие набора социальных норм, правил, предписаний, с помощью которых контролируется поведение граждан в соответствии с интересами общества;

· существование системы ценностей, связанных с идеологией;

· использование санкций и стимулов для регулирования отношений в рамках социального института.

Чем сложнее общество, тем больше развита система институтов. История эволюции институтов подчиняется следующей закономерности: от институтов традиционного общества, основанных на предписанных ритуалом и обычаем правилах поведения и родственных связях, к современным институтам, основанных на таких ценностях, как компетентность, независимость, личная ответственность, рациональность, относительная независимость от моральных предписаний.

Социальный институт, удовлетворяя определенные потребности общества, выполняет функции:

воспроизводственную (закрепление и воспроизводство общественных отношений, обеспечение порядка и рамок деятельности);

регулятивную (регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов поведения);

социализации (передачи социального опыта);

интегративную (сплочение, взаимосвязь и взаимоответственность членов групп под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей);

коммуникативную (распространение информации внутри института и во внешнюю среду, поддержание взаимосвязей с другими институтами);

автоматизации (стремление к самостоятельности).

2 Социальная организация: понятие, структура, типология

Отношения в обществе координируют социальные организации, которые создаются как инструмент решения общественных задач, как средство достижения целей.

Термин «организация» может употребляться в нескольких значениях:

1) целевая группа, объединение людей, стремящихся к реализации общих целей (органы власти, предприятия, добровольные союзы);

2) определенная деятельность, способы руководства и управления, гармонизация усилий для достижения определенных целей (организация питания, организация труда т. д.)

3) система способов, образцов деятельности индивидов, институтов, социальных ролей и систем ценностей, которые обеспечивают совместную жизнь членов общности («организованная система», «эффективная организация»).

Возникновение организаций связано с достижением индивидуальных или коллективных целей. Любая организация может быть описана с учетом целого ряда компонентов: цели, типа иерархии, степени формализации и характера управления. Рассмотрим подробнее указанные компоненты.

Цель – это образ результата, в котором заинтересована организация и к которому она стремится.

Иерархия предполагает распределение ролей на две группы: роли, наделяющие их носителей властью, и роли, ставящие индивида в подчиненное положение. С точки зрения иерархии выделяют централизованные и нецентрализованные организации. Централизованные организации предполагают особую координацию и интеграцию усилий. Властные отношения могут определяться как личной зависимостью, так и существованием особых формальных правил.

Формализация отношений связана с созданием стандартных образцов поведения для индивидов. Важнейший, хотя и не обязательный, признак — договорное, документальное закрепление правил и норм в некой единой системе.

Существуют формальные и неформальные организации, понятие которых ввел в мировую социологию Э. Мэйо, проводивший в 20 – 30-е гг. XX в. знаменитые Хоторнские эксперименты. Он обнаружил, что в любой компании или на заводе помимо официальных служебных отношений (формальная организация) у людей обязательно возникают неофициальные, дружеские отношения (неформальная организация). Причем и первые, и вторые отношения не хаотичны и не случайны, а строго упорядочены и подчиняются определенным закономерностям. На них можно воздействовать, ими можно управлять.

Формальная организация включает различные регуляторы своей деятельности: программы деятельности, принципы и нормы вознаграждения, модели служебного поведения и др. Поскольку в ее основе лежит принцип сознательного движения к определенной цели, формальная организация рациональна по природе. Она характеризуется наличием органа власти и аппарата управления, а также безличностью отношений между ее членами, т. е. рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми предусмотрены исключительно служебные отношения.

Неформальные организации – сети межличностных связей, которые возникают в формальной организации, но не предписываются ею. Люди формируют неформальные организации на основе общих интересов, для достижения какой-то цели, либо просто в поисках теплоты и дружбы. Порою эти организации играют очень важную роль, выполняя функции управленческих структур в формальных организациях. Например, обеспечение трудовой дисциплины, мотивации и т.д.

Управление организацией – деятельность, которая обеспечивает функционирование всех элементов организации, удерживает в разумных рамках отклонение организации от поставленных целей. Управление представляет собой целенаправленное воздействие на индивида с целью побудить его совершать определенные действия, в которых заинтересована организация, но в которых сам индивид может быть не заинтересован. Средствами управления являются приказ (задание) и стимулирование. С этой точки зрения можно выделить:

1) организации, основанные на самоорганизации, т.е. спонтанном регулировании, которое предполагает принятие решений всеми членами организации в зависимости от обстоятельств;

2) организации, в которых управление осуществляется конкретными личностями.

Социальную организацию можно представить в виде иерархического построения, в котором социальные позиции и роли «нижнего» уровня контролируются «верхними». Оптимальным воплощением такой власти является бюрократия.

Социологическую теорию бюрократии разработал М. Вебер. Бюрократия (от франц. bureau – канцелярия и греч. kratos – власть, господство, сила) – это организация публичной власти, состоящая из ряда официальных лиц, занимающих должности и посты и образующих определенную иерархию. Согласно М. Веберу, бюрократия, возникшая в начале XIX века, способствовала четкости в принятии решений в организациях и требовала от чиновников высокого профессионального мастерства.

Можно выделить отличительные признаки бюрократии:

· индивиды, входящие в органы управления организации, лично свободны и действуют только в рамках «безличных» обязанностей, существующих в данной организации;

· ярко выраженная иерархия должностей и обязанностей;

· индивиды нанимаются и продолжают работу на основе контракта;

· людям, занимающим должности в организациях, выплачивают заработную плату, размер которой зависит от занимаемого ими уровня в иерархии;

· бюрократия представляет собой карьерную структуру, в которой продвижение производится по заслугам или по старшинству, независимо от суждений начальника;

· деятельность представителей бюрократии основывается на строгой служебной дисциплине и подлежит контролю.

Таким образом, М. Вебер разработал идеальный тип управления организацией. Бюрократия в таком идеальном виде представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации.

Однако американский социолог Р. Мертон определил и негативные последствия деятельности бюрократических организаций:

– узкая специализация внутри бюрократической организации может тормозить процесс их прогрессивных изменений, отчего может страдать и общество в целом;

– бюрократический стиль мышления, порожденный рутинизацией и формализацией, формирует особый тип личности, консервативной по складу ума и психологии;

– реальное выполнение задач и целей, признанных обществом в качестве позитивных ценностей, может подменяться внутренними целями безупречного формального стиля исполнения должностных инструкций, а служебная карьера для членов бюрократической организации выдвигается на первое место;

– в результате идеология и интересы бюрократии становятся выше интересов тех людей, которых они призваны обслуживать. Интересы бюрократии становятся выше общественных интересов, и бюрократия превращается в тормоз общественного развития.

Управление всегда основывается на презумпции власти и полномочий, на подчинении нижестоящих вышестоящим, на неравенстве в доступе к экономическим и социальным благам.

Сегодня одной из основных задач современного управления в Республике Беларусь является гуманизация бюрократии (дебюрократизация), т.е. изменение ее роли в деятельности организации. Путь к достижению этой цели многие исследователи видят в установлении связи благополучия и карьеры представителей бюрократии с конечным результатом деятельности организации.

В социологической литературе существует множество подходов к построению типологий организаций.

Традиционно выделяют три вида:

1) предприятия и фирмы (производственные, торговые, обслуживающие);

2) учреждения (финансовые, культурные, научные, управленческие, образовательные, медицинские);

3) общественные организации (религиозные, профсоюзные, добровольные).

Существует деление организаций на основе общественных отношений: экономические, социальные, культурные и управленческие (государственные, политические и общественные). В каждом из этих типов есть существенное сходство, определяющее близость целей и функций организаций.

Американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы:

1) добровольные, члены которых объединяются на добровольной основе (политические партии, профсоюзные союзы, клубы, религиозные объединения и др.);

2) принудительные, членами которых становятся принудительным путем (армия, тюрьма, психиатрические лечебницы и др.);

3) утилитарные, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы, финансовые структуры и др.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типология социальных групп | Тема 8. Социальные конфликты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.