Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умение слушать




Психологический контакт

Легко ли установить психологический контакт с клиентом? Теоретически это может показаться не очень сложным. На практике дело обстоит иначе. Ведь ме­неджеру туристской фирмы достаточно часто прихо­дится делать одновременно несколько дел: и отправ­лять факс, и отвечать на звонок, и искать в компьюте­ре информацию о туре, и встречать пришедшего посе­тителя.

Поэтому для того чтобы выбрать способ установле­нии психологического контакта с клиентом, необходи­мо исходить из целой совокупности факторов. К ним относятся: степень загруженности работой самого ме­неджера, психологический тип клиента, наличие или отсутствие других потребителей, которые ждут своей очереди, цель визита клиента, его внутреннее состоя­ние и другие. Известно несколько психологических способов, которые содействуют установлению контак­та с покупателем турпродукта.

Можно вообще сразу же приступить к проблемам, которыми всецело поглощен потенциальный турист, семи, конечно, менеджер увидел и почувствовал, что в том есть необходимость. Можно начать с какой-нибудь потрясающей фразы или яркого и запоминающе­гося комплимента. Лучше всего, конечно, принять клиента как личность. Каждый человек нуждается в признании. Это создаст созидательную и доброжелательную атмосферу. Однако это возможно, если ни ме­неджер, ни в особенности клиент не испытывают в момент обслуживания дефицита времени. Если же покупатель торопится, то лучший способ установки психологического контакта будет заключаться в том, чтобы сразу же приступить к обсуждению основного вопроса, сформулировать предложение, которое не может не заинтересовать клиента. Кто же останется равнодуш­ии к предложению не только сэкономить время, но и получить качественное обслуживание? На такое предложение трудно ответить отказом. Кроме того, такая постановка вопроса позволяет лучше выявить потреб­ности клиента.

 

Важным элементом стадии выявления потребностей клиента является слушание. Однако во время слуша­ния следует избегать трех основных ловушек: пред­взятости, избирательности и отвлеченности.

Предвзятое слушание: процесс, при котором у слушающего заранее определено отношение к тому, что еще только будет сказано.

Избирательное слушание: процесс, при котором слушающий слышит только то, что хочет услы­шать, фильтруя информацию говорящего.

Отвлеченное слушание: процесс, при котором слушающий не включен в его, отвлечен своими мыслями или чем-то другим.

Неумение слушать является основной причиной не­эффективного обслуживания туристов в офисе, посколь­ку приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам.

Почему же клиент и менеджер туристской фирмы на том или ином этапе обслуживания могут не слы­шать друг друга? В чем состоят главные причины?

Первая причина — чрезмерная занятость собствен­ной речью. По замечанию одного психолога, разговор — это соревнование, в котором первого, кто задержит дыхание, объявляют собеседником. Собеседником упор­ным и безнадежным, который по существу не слуша­ет совсем.

Вторая причина — ошибочное представление о том, что слушатьзначит просто не говорить. Это да­леко не так. От высказываний воздерживаются по мно­гим причинам. Клиент, возможно, вежливо ждет сво­ей очереди или обдумывает предстоящее высказыва­ние. Слушание — активный процесс, требующий вни­мания к тому, о чем идет речь. Поэтому оно требует постоянных усилий и сосредоточенности на предмете беседы. Даже очень разговорчивый человек может быть хорошим слушателем, особенно если он действительно заинтересован тем, о чем говорят, умеет слушать внима­тельно и знает, как правильно обработать информацию.

И клиент, и менеджер туристской фирмы могут быть поглащены сами собой, своими переживаниями, забо­тами или проблемами. Люди часто не слушают как раз в критические моменты жизни, когда им особенно надо было бы прислушаться.

Причина может заключаться в особенностях лич­ностных качеств как менеджера, так и клиента — свойств их темперамента и характера (лень, отсутствие выдержки, дисциплинированности и т. д.). Мы не слу­шаем потому, что не умеем слушать. Это нисколько не удивительно, если вспомнить, что люди приобретают мобые навыки, в том числе и навыки слушания, сле­дуя примеру или подражая другим в период формиро­вания личности. Те, кто воспитываются в семье с низ­кой культурой общения, склонны повторять дурные привычки, как, например, стремление переговорить собеседника, истолковать его молчание как слушание, высказать скоропалительные выводы.

Следующая причина — ожидание услышать нега­тивную или знакомую информацию. У клиента мо­жет возникнуть боязнь услышать то, о чем он меньше всего хотел бы узнать. Большинство людей резко реа­гирует на персональную критику, хотя это как раз именно то, из чего можно извлечь пользу, слушая вни­мательно. Принимая критику близко к сердцу, можно подчас обесценить свое «Я», но и вовсе не обращать внимания на нее будет стоить дороже. С другой сторо­ны, едва ли станет внимательно слушать тот, кто счи­тает себя специалистом обсуждаемой темы и имеет го­товые ответы на все вопросы.

Причиной невнимания может стать и различие меж­ду скоростью речи и умственной деятельностью, особенно в случаях, когда говорят медленно, монотон­но или неинтересно. Обычно люди говорят со скорос­тью 125 слов в минуту, хотя мы способны воспринимать речь, произносимую со скоростью в три-четыре раза быстрее обычной.

Важная причина того, что клиент или менеджер могут не слышать друг друга, состоит в присущей лю­дям склонности к суждениям, оценкам, одобрению и неодобрению заявлений собеседника. Мы намерены судить всех и вся, что видим или слышим потому, что это касается нас самих. Наша первая реакция — это суждение о явлениях со своих личных позиций. Одна­ко очень часто реакция, основанная на личных убеж­дениях, является серьезной помехой эффективного слу­шания.

Простым способом сохранения заинтересованности и внимания в процессе устного общения является ме­тод нерефлексивного слушания. Нерефлексивное слу­шание представляет собой по существу простейший прием и состоит в умении молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Подчас этот метод — единственная возможность, поскольку кли­ент туристской фирмы может быть эмоциональным, возбужденным или испытывать трудности в формули­ровании своих мыслей. Иногда можно прибегнуть к минимизации ответов. Нейтральные и малозначащие ответы («Да!», «Это как?», «Понимаю Вас...») позволя­ют содержательно продолжить беседу. Однако суще­ствуют ситуации, в которых использование нерефлек­сивного слушания бывает недостаточно. Во-первых, это может быть расценено как нежелание говорить. Во-вторых, есть риск восприятия молчаливого слушания как согласия со сказанным. Кроме того, возможно го­ворящему требуется получить более активную поддер­жку или одобрение. Нерефлексивным слушанием, как правило, злоупотребляют чрезмерно разговорчивые люди.

Рефлексивное слушание помогает преодолеть огра­ничения и трудности, возникающие в процессе обще­ния. К таким трудностям можно отнести: многознач­ность большинства слов, необходимость обратной свя­зи для уяснения смысла сказанного, а также трудности открытого самовыражения, так как людей сковы-па ют сложившиеся установки, переживаемые эмоции, приобретенный опыт. К видам рефлексивного слуша­ния причисляют: выяснение (обращение к говоряще­му за уточнениями), перефразирование (формулиров­ки мысли в другой форме) и отражение чувств.

Эмпатическое слушание отличается от рефлексив­ного установкой, а не приемами. Оба вида слушаний означают одно и то же: внимание и отображение чувств. Разница заключается в цели и намерениях. Цель рефлексивного слушания — осознать как можно более точ­но сообщение говорящего, то есть значение его идей пли переживаемых чувств. Цель эмпатического слуша­нии — уловить эмоциональную окраску этих идей и их значение для человека, проникнуть в систему и понять, что истинно означает высказанное сообщение и какие чувства при этом испытывает собеседник. Эмпатическое слушание особенно ценно при устранении разногласий и урегулировании конфликтов.

Кроме выслушивания, выявлению потребностей кли­ента, пришедшего в офис туристской фирмы, помо­жет также знание и учет менеджером основных фак­торов туристской мотивации. М.Б. Биржаков отмечает, что «без изучения и понимания мотивации, жела­нии клиента невозможно правильно построить тур и предложить его на рынке потребителя, а главное, удов­летворить желания клиента, обеспечив ему подожительную гамму туристских впечатлений и эмоций». Поэтому остановимся на этом более подробно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.