Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Оценка имущества должника




Тема 6-2. Обращение взыскания на имущество должника

Вопросы:

3. Оценка имущества должника

4. Реализация арестованного имущества

5. Использование гражданско-правовых средств при обращении взыскания на имущество должника

 

 

Оценка арестованного имущества — один из основных этапов прину­дительного обращения взыскания на имущество. Необходимо учиты­вать, что в данном случае активно применяются не только положения ст. 85 Закона об исполнительном производстве, но и нормы Закона об оценочной деятельности.

Оценка имущества должника может проводиться судебным приставом-исполнителем и назначенным им спе­циалистом.

Оценка имущества производиться специалистом в следующих случаях:

1) в случаях, прямо предусмотренных законом;

2) по решению самого судебного пристава-исполнителя, когда оцен­ка отдельных предметов затруднительна;

3) если должник или взыскатель возражает против оценки, произве­денной судебным приставом-исполнителем.

В последнем случае сторона несет расходы, связанные с назначением специалиста.

Согласно ст. 85 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки:

1) недвижимого имущества;

2) ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке цен­ных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и ин­тервальных паевых инвестиционных фондов)1;

3) имущественных прав (за исключением дебиторской задолженнос­ти, не реализуемой на торгах);

4) драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;

5) коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной ва­люте;

6) предметов, имеющих историческую или художественную цен­ность;

7) вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает 30 000 руб.

В случае привлечения оценщика судебный пристав-исполнитель:

1) в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки;

2) назначает специалиста из числа отобранных в установленном по­рядке оценщиков;

3) выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика.

Стои­мость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позд­нее 10 дней со дня их извещения о произведенной оценке.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества или имущественных прав направляются сторонам испол­нительного производства не позднее дня, следующего за днем его вы­несения.

Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполните­лем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами ис­полнительного производства в соответствии с законом или оспорена в суде не позднее 10 дней со дня их извещения о произведенной оценке.

Согласно ст. 8 Закона об оценочной деятельности проведение оценки обязательно при продаже и ином отчуждении объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образова­ниям (в том числе имущество государственных и муниципальных уни­тарных предприятий).

Правоприменительная практика показывает, что оценка арестованного имущества судебным приставом-исполните­лем достаточно редкое явление, в большинстве случаев привлекается специалист.

В итоге конечная оценочная стоимость имущества процессуально оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя. При этом немаловажное значение имеет информационное письмо Прези­диума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2005 г. №92 «О рас­смотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущест­ва, произведенной независимым оценщиком». В соответствии с п. 1 указанного информационного письма, если законом или иным норма­тивным актом для сторон сделки, государственного органа, должностно­го лица, органов управления юридического лица (в нашем случае — для сторон и судебного пристава-исполнителя) предусмотрена обязатель­ность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, следует иметь в виду, что оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной и, следовательно, самостоятельное ее оспарива­ние посредством предъявления отдельного иска не допускается.

Сейчас п. 3 ч. 4 ст. 85 Закона об исполнительном производстве пре­доставляет взыскателю и должнику право оспорить в судебном порядке стоимость объекта оценки, указанную оценщиком в отчете. Поэтому отдельные авторы полагают, что законодательство предусматривает возможность оспаривания стоимости объекта оценки путем предъяв­ления иска к оценщику. Такой вариант вряд ли обоснован.

Единственно верным способом защиты по результатам оценки является обжалование поста­новления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества, так как в соответствии с ч. 1 ст. 85 Закона об исполнительном производстве оценку имущества должника производит судебный пристав-исполнитель. Поэтому даже в том случае, когда для оценки имущества судебный пристав-исполнитель привлекал независимого оценщика, в судебном порядке может быть оспорено толь­ко постановление этого судебного пристава-исполнителя, определяющее цену такого имущества.

Например. Так, постановлением ФАС Северо-Западного округа от 21 июля 2005 г. № А56-44114/2004 суд отказал в иске о признании недостоверной произведенной ответчиком оценки имущества истца, поскольку в соответствии с Законом об исполнительном произ­водстве 1997 г. оценку имущества должника производит судебный при­став-исполнитель, а когда для такой оценки привлекается независимый оценщик, в судебном порядке может быть оспорено только постановле­ние судебного пристава, определяющее цену имущества.

По сложившейся практике Минюст России несет ответственность за неправомерные действия судебного пристава-исполнителя, если он занизил оценку арестованного имущества.

Оценка имущества производится:

1) по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа;

2) в случаях, предусмотренных законом, в ином порядке (например по регулируемым ценам).

Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности, под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой он может быть отчужден на открытом рынке в условиях кон­куренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются ка­кие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В качестве примера оценки имущества по регулируемым ценам мож­но указать совместный приказ Федеральная Энергетическая Комиссия России и Федерального долгового центра при Правительстве РФ от 4 сентября 2000 г. №101, которым утвержден Временный порядок реализации арестованной электричес­кой энергии организаций-должников – субъект он федерального (об­щероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности). Согласно ему оценка арестованной электрической энергии организаций-должников производится судебным приставом-исполнителем, а также специалистами (специализированными организациями ) по регулиру­емым тарифам, установленным ФЭК России в виде фиксированных значений или предельных уровней указанных тарифов. В акте описи или ареста имущества указывается стоимость электрической энергии всходя из стартовых тарифов ее реализации на торгах, установленных ФЭК России.

Кроме перечисленных способов, возможна также оценка и по балан­совой стоимости. Так, согласно приказу Минюста России от 3 июля





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.