Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновации и цикличность их использования. Экономическая эффективность инноваций




Инновация (нововведение) представляет собой конечный результат деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынок, нового или усовершенствованного процесса, нового подхода к социальным услугам.

Инновационная деятельность предприятий – это система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

Для успешной инновационной деятельности необходимо тщательное изучение нововведений. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Получение принципиально нового продукта – это продуктовая инновация. Процессная инновация – освоение новых или значительно усовершенствованных способов производства, технологий, форм организации и управления производством.

По степени новизны инновации подразделяются на новые для отрасли и новые для данного предприятия (группы предприятий). В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации радикальные (базовые), улучшающие и модификационные (частные).

Инновационная деятельность предприятий по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:

1 – проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;

2 – подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;

3 – разработку технологического процесса изготовления новой продукции;

4 – проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;

5 – разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

6 – исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;

7 – подготовку, обучение, переподготовку и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;

8 – проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентному оформлению, приобретению ноу-хау;

9 – организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций.

Мотивами инновационной деятельности предприятий является стремление увеличить объем продаж, расширение доли рынка, переход на новые рынки, повышение конкурентоспособности фирмы, экономическая безопасность и финансовая устойчивость предприятия, максимизация прибыли и др.

Наиболее характерными показателями нововведений являются такие показатели, как абсолютная и относительная новизна, приоритетность и прогрессивность, уровень унификации и стандартизации, конкурентоспособность, адаптивность к новым условиям хозяйствования, способность к модернизации, а также показатели экономической эффективности, экологической безопасности и др.

Жизненный цикл инноваций представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.

Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий:

1 – зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема НИОКР, разработкой и созданием опытной партии новшества;

2 – рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукции на рынок);

3 – зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличения объема продаж);

4 – насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);

5 – упадок (свертывание производства и уход продукции с рынка).

На первой стадии жизненного цикла новой техники и технологии производительность труда низкая, себестоимость продукции снижается медленно, медленно возрастает прибыль предприятия либо экономическая прибыль даже отрицательная. В период быстрого роста выпуска продукции заметно снижается себестоимость продукции, окупаются первоначальные затраты. На третьей и четвертой стадии предприятие получает устойчивую прибыль. На пятой стадии предприятие переходит на новую технику и осваивает новые технологические процессы, что ведет к снижению эффективности производства.

 

При проектировании, разработке и внедрении новой техники и технологии определение экономической эффективности состоит из четырех этапов:

1 – определение необходимых затрат для реализации инновационных мероприятий;

2 – определение возможных источников финансирования;

3 – оценка экономического эффекта от внедрения новой техники и технологии;

4 – оценка сравнительной эффективности новшества путем сопоставления экономических показателей.

Экономическая эффективность инноваций характеризуется соотношением экономического эффекта, полученного в течение года, и затрат, обусловленных внедрением данного мероприятия. При сравнении различных вариантов новой техники и технологии сопоставляют общие и удельные капитальные вложения, себестоимость единицы продукции и другие.

Обобщающими показателями, характеризующими экономическую эффективность инноваций, являются следующие:

1 – прирост производительности труда;

2 – прирост материалоотдачи (снижение материалоемкости);

3 – прирост фондоотдачи (снижение фондоемкости);

4 – ускорение оборачиваемости оборотных средств, высвобождение оборотных средств;

5 – прирост объема выпуска продукции за счет рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

6 – прирост прибыли или снижение себестоимости продукции;

7 – улучшение финансового состояния и повышение платежеспособности предприятия.

Для сравнительной экономической эффективности инноваций рассчитывают приведенные затраты на инновации (ПЗ = С + Ен х К) и годовой экономический эффект от применения новой техники и технологии. Показателями эффективности инноваций являются также срок окупаемости и коэффициент эффективности инвестиций.

Результатами инновационной деятельности в сельском хозяйстве являются повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных, производительности труда, снижение себестоимости и материалоемкости единицы продукции, прирост прибыли, а также снижение экономического ущерба от загрязнения окружающей среды.

Экономический эффект от инновационной деятельности (Э) в сельском хозяйстве целесообразно рассчитывать по следующей формуле (руб.):

Э = (Пнн – Пбб) х Ан, где

Пн, Пб – прибыль по новому и базовому вариантам, руб.;

Ан, Аб – объем произведенной продукции по новому и базовому вариантам, тонн.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.