Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Равновесие в долгосрочном периоде




Минимизация убытков

Максимизация прибыли

 

MR
АVС
Q0
Q1
Р0
P
Q
D
АТС
МС

 


Функция максимизирует Pr по правилу МС = MR, точка пересечения задаёт размер выпуска Q1, продавая по цене P0, фирма максимизирует прибыль или минимизирует убытки (Q1 < Q2). Если бы та же самая цена Р0 сложилась на рынке совершенной конкуренции, то фирма выбрала бы объём продаж Q2.

 

Предположим, что кривая затрат не меняется и первоначально фирма получает экономическую прибыль.

D3
D2
D1
ATC
Q0
Р1
Р
Q

 


Выход на рынок относительно свободный, поэтому в долгосрочном периоде в него проникнут другие компании, увлечённые экономической прибылью. В результате кривая спроса на продукцию фирмы – старожила снизится, так как часть клиентов перейдёт к конкурентам и её сегмент рынка сократится. Очевидно, этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнет экономическая прибыль и кривая спроса не займёт положение касательной кривой затрат (D3).

Таким же будет финал, если в начальный момент фирма несла экономические убытки. Только в этом случае компании будут сужать ассортимент убыточных товаров и кривая спроса для той фирмы, которая не покинет рынок, будет повышаться, пока не займёт положение касательной.

3. Поведение фирмы – олигополиста в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Олигополия – рынок, на котором существует несколько крупных фирм. Вступление на данный рынок новых фирм затруднено, т.к. требуется значительный первоначальный капитал.

Продукция дифференцированная и однородная

Дифференцированная – на рынках, производящих автомобили, сельхозтехнику и т.д.

Однородная, на рынках сырья и полуфабрикатов – производство руды, цемента.

Можно выделить три принципиальные возможности поведения фирмы на олигополистическом рынке.

1) Нескоординированная олигополия.

МR2
МR1
Q0
Q1
Р1
РN
О1
РА
МC
N
D2
А
О
D1
Q2
Р0
Р
Q


 

Пусть фирма находится в некоторой точке А(QA, PA) своей кривой спроса D1 и стремится придти в точку О, дающую максимальные прибыли (МС = MR). Если остальные фирмы не отреагируют, данная фирма благополучно достигнет точки О. Но расширение сбыта данной фирмой означает понижение спроса на их продукцию. Поэтому они могут сами снизить цены и за счёт этого расширить сбыт.

Если конкуренты начнут ответное снижение цен, после того, как цена товаров данной фирмы упадёт до PN, то, начиная с точки N, кривую спроса D1 сменит новая более резко падающая кривая D2. соответственно изменится и кривая предельного дохода с MR1 на MR2. При этом, если кривая спроса приобретает ломаную форму, но для кривой предельного дохода становится характерным разрыв.

Точка О в этой ситуации перестаёт быть оптимальной. Ведь MR2 MC пересекаются в другой точке. Да она и недостижима вообще: в соответствии с новой кривой спроса продать по цене Р0 объём производства Q0 просто невозможно, так как О лежит выше кривой спроса D2, таким образом первоначальная цель максимизации прибыли, ради которой и началось снижение цен, оказалась нереальной.

Снижая цены, фирма – олигополия вызывает реакцию ответных мер конкурентов и снижение спроса на продукцию и в итоге не повышает, а понижает прибыль.

Принципиально то же самое происходит при повышении цен, только фактором неопределённости может быть и то, что фирмы тоже поднимут цены. Тогда потеря клиентов данной фирмой будет невелика. Но конкуренты могут не поднять цены, тогда снижение спроса окажется значительным.

2) Картели или сговор фирм, ориентирующихся на долгосрочное монополистическое равновесие.

Фирмы на данном рынке взаимозависимы и отдельная фирма старается не изменять цены, боясь войны цен, в основном неценовая конкуренция:

-техническое превосходство

-качество и надежность изделия

-методы сбыта

-характер предоставляемых услуг и гарантий

-дифференциация условий оплаты

-реклама

-экономический шпионаж.

Крупные размеры и значительный капитал не мобильны на рынке. В этих условиях – большие выгоды дает сговор между олигополистическими фирмами, которые заключают картельное соглашение.

Картель – соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта, долю каждого участника в общем объеме производства и сбыта. Его цель – повышение цен сверх конкурентного уровня, а не ограничение снабженческо сбытовой деятельности

Соответственно цены и объём производства устанавливаются на ином уровне, который избрала бы монополия. После достижения цели участники делят между собой полученную монополистическую прибыль.

3) Картелеподобная структура рынка (или игра по правилам), при которой фирмы делают своё поведение понятным и предсказуемым для конкурентов. Фирмы получают при этом олигополистическую прибыль.

Наиболее часто употребляемым приёмом «игры по правилам» является лидерство в ценах. Лидер единолично определяет поведение фирмы – монополиста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.