Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности




Тема 3. Проблемы личности в социальной психологии

 

 

Поиск специфики предмета социальной психологии личности как особой научной дисциплины осуществлялся путем сравнения общепсихологического, социологического и социально - психологического подходов к пониманию личности. Многообразны точки зрения на вопрос о том, в чем заключается специфика социально-психологического подхода к изучению личности. Наиболее четко эти представления сформулированы Г, М.Андреевой, Е. С. Кузьминым, Б. Д. Парыгиным, К, К. Платоновым, Е. В. Шороховой.

Так, по мнению Г. М. Андреевой, «социальная психология пользуется определением личности, которое дает общая психология, выясняет каким образом, т. е. прежде всего, в каких конкретных группах личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), и, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности)» (5, с. 331). В этой связи «для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения личности с конкретной группой)» (5, с. 323) Главными проблемами в этом изучении являются социализация и социальная установка.

Достаточно общим представляется определение личности в системе социально-психологических понятий, данное К. К. Платоновым. Указывая на то, что для социально-психологического анализа личности следует четко разграничивать понятия "личность", «индивид», «индивидуальность», он так определяет личность: «Личность — это человек как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а, следовательно, носитель сознания и самосознания» (33, с. 39). В этом определении слабо просматривается специфика социально-психологического аспекта личности.

В учебнике «Социальная психология» под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова утверждается, что «социальная психология осуществляет синтез социологического и общепсихологического подходов в исследовании личности, интегрируя на основе данных конкретно-научных исследований.., изучение структуры личности как объекта и субъекта исторического процесса, конкретно-социальных условий и отношений» (41, с. 79). Предмет социальной психологии личности - «исследование субъектотипа, типологии социального субъекта как индивида, изучение исторически и социально конкретно обусловленных типов социальной деятельности, взятых на уровне внутренней психической структуры: мотивации, ценностных ориентации, социальных установок и других диспозиционных образований» (там же).

Определенную эволюцию на предмет социальной психологии личности претерпели взгляды Б. Д. Парыгина. Он утверждал, что специфика социально-психологического подхода состоит в том, чтобы «раскрыть всю структурную сложность личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений и представляет собой органическое единство социального и биологически всеобщего, специфического и индивидуально неповторимого» (31, с. 109). Позднее автор считает необходимым введение новых измерений в исследования социальной психологии личности. Это дополнение реализовано в положении о том, что это исследование "предполагает соотношение всех психических сил и возможностей личности, ее духовно-нравственного потенциала с ее же психологической готовностью дать адекватный ответ на вызов времени. А это в свою очередь возможно лишь в условиях развития нового социально-психологического видения путей решения вечно актуальной задачи личности, связанной с ее потребностью самореализации в качестве уникальной индивидуальности, вносящей свой посильный вклад в общечеловеческую и общенациональную культуру в отведенной для нее жизни, пространстве и времени" (31, с. 153).

Определенные представления о том, что изучает социальная психология личности, содержатся в работах Е. В. Шороховой. Считая основой социально-психологического понимания личности характеристику социального типа личности как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь, Шорохова определяет предмет социальной психологии через перечисление объектов социально-психологического исследования. В качестве таких объектов выделены: общественно-историческая детерминация личности и ее поведения; психический склад личности; социальная мотивация поведения и деятельности личности в различных общественно-исторических и социально-психологических условиях; становление духовного мира человека; черты личности, возникающие под воздействием общественных отношений и взаимоотношений людей (социально- психологические черты личности); социальные типы личности, национальные, профессиональные, поло-возрастные особенности личности; ценностные ориентации; ролевые функции; жизненная позиция личности; закономерности проявления и формирования общественной активности личности; проблемы внутренней противоречивости личности и пути ее преодоления; самовоспитание личности. Главным в этом перечне является фактор социальности, который существует и проявляется в разных формах (46, 1975).

 

Лекция 2. Представления о личности в зарубежной социальной психологии (краткая характеристика основных моделей)

 

Все концепции складываются на основе некоторой условной и абстрактной модели личности. Шихирев П.Н. определяет несколько таких базовых моделей, задающих основной спектр представлений о личности в социальной психологии (45).

1) Человек реагирующего (механический)

Это самая примитивная модель. К ней близки все бихевиористски ориентированные теории (Халл, Роттер, Скиннер, Бандура).

Основная идея: человек – сложный биологический механизм, который реагируют на раздражители. Среда с набором стимулов выступает как комплексная система формирования личности (резец скульптора).

Эта модель дополнена моделью человека гедонистического (Бентам), в которой при взаимодействии с другими человек пытается получить выгоду. Для этого и строит все отношения с другими. Сами межличностные отношения становятся торгом (теория Бандуры, Хоманса, Тибо и Келли).

Вклад

- Строгость в теории и эксперименте

- анализ проблемы социализации

- проблема социального контроля

- социальные установки

Недостатки:

- Исследователь отказывается исследовать внутренние психические процессы, познавательные процессы и «Я» человека;

- Если взять за основу эту модель, то мы не сможем объяснить моменты альтруизма.

Но в определенных социальных сферах эта модель очень хорошо работает – например, на производстве.

В настоящее время эта теория теряет свой научный статус

 

2) Человек когнитивный (познающий)

В центре сознание как система знаний (Левин, Хайдер, Фестингер, Пиаже, Кольберг).

Основная идея: личность обладает способностью к переработке информации, усвоению информации. Руководствуется в своем поведении субъективным образом действительности. Акцент на направленность поведения (а не на его источники). Стремится к достижению непротиворечивости картины мира. В случае противоречия возникают мотивирующие тенденции, стремящиеся возвратить систему в состояние равновесия, баланса.

Вклад: социальное мышление, внутренняя трансформация и переработка социальной информации

- динамика групповых процессов

- Феномен «Я-концепции»

Недостатки

- Сознание отрывается от реального поведения человека. Это просто знание и оно не связано с деятельностью;

- Мотивационная стерильность – игнорирование внутренних желаний, стремлений.

Наивысший научный статус и он сохраняется.

 

3) Человек психоэнергетический (желающий)

Эта модель вытекает из теории психоанализа (Фрейд, Юнг, Адлер, Фромм, Хорни).

Основная идея: поведение человека иррационально, зависит от желаний. Тип личности формируется изначально по типу регулирования психической энергией. Акцент теории на энергетический источник поведения, а не на его направленность

Вклад

- развитие личности

- социализация

- агрессия

- соотношение культурного и социального в личности

Недостатки

- Происходит возврат только к внутренним психическим источникам

- Постулируется конфликт с социальностью.

 

Научный статус снижается.

 

4) Человек самореализующийся (играющий)

Эта модель вытекает из гуманистической психологии (Маслоу, Роджерс).

Основная идея: человек характеризуется высоким социальным потенциалом. Способности реализуются в группах.

Вклад

- «Я-концепция»

- Межличностные отношения

- Общество и индивид

- модель показала себя адекватной для определенного социального пласта (интеллигентов и рефлексирующих людей)

Недостатки

- Человек рассматривается как самопереживающий, самопознающий, не зависимый от впечатлений реальности.

Увеличивается авторитет в науке.

 

5) Человек качественный

Данную модель разработал Кеттелл.

Основная идея: человек рассматривается как набор качеств, свойств, черт. Эта модель связана с экспериментальными исследованиями путем измерения и стремлением прогнозировать поведение.

Выявление симптомокомплексов производится с помощью тесто, шкал, опросников.

Достоинства

- на практике хорошо и легко работает

Недостатки

- фактически все отношения структурируются самими исследователями, без фундаментальных оснований

 

 

6) Человек ролевой

Ч. Кули, Дж. Мид, Шибутани.

Основная идея: личность как носитель и исполнитель совокупности социальных ролей. Акцент на человека как социального.

Взрослый человек занимает определенные позиции внутри социальной системы, где существуют нормативные ожидания и ролевое поведение. Эти позиции, ожидания и роли независимы от конкретного исполнителя.

Обучение ролям обеспечивается тем, что с момента рождения человек попадает в среду, где есть коммуникативная сеть и символы, которые опосредуют коммуникацию между людьми и способны к раскодированию (интерпретации).

Человек включается в эту среду и осваивает через систему символов роли.

 

Недостатки

- Социальность сводится к межличностным социальным отношениям.

 

7) Человек психодинамический

Вытекает из теории гештальтпсихологии. Ведущий психолог – К.Левин. Ф. Хайдер, Г. Келли.

Эта модель более приближена к адекватной модели социального человека.

Основная идея: человек как существо представляющее динамическую систему субъект-объектных отношений с окружающей средой. Есть среда и есть субъект: происходит их постоянное взаимодействие. В зависимости от баланса влияющих на субъекта сил, изменяется его поведение.

Достоинства

- Не замыкается на человеке, а выводится и на взаимодействие человека с окружением.

Недостатки

- Слишком большая зависимость от внешнего окружения, оторвали от личностной мотивации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.