Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фактор энергетики Северо – Западной части СНГ




Нефтегазовый спор между «Газпромом» и Белоруссией может перерасти в противостояние в военной сфере. Примерно так можно оценить высказывания президента Белоруссии и министра обороны России. Как стало известно, сразу же после рождественских праздников Александр Лукашенко потребовал направить России «счет» за «бесплатное использование территории, арендуемой российскими военными объектами за все постсоветское времечко». В ответной реплике Сергей Иванов посетовал на то, что Александр Лукашенко ему лично обещал, что споры хозяйственных объектов не отразятся на военно-техническом сотрудничестве России и Белоруссии. Тем более что в бюджете такой статьи расходов не запланировано, но зато на другие проекты военного бюджета совместного Союзного государства на 2007 год выделено около 478 миллиона рублей.собенностью сотрудничества России со странами СНГ в военно-технической области является модель отношений крупной страны, которой является Россия, с государствами небольшими (за исключением Украины). В свою очередь малые государства, не ставя перед собой амбициозных планов и не теряя лица используют значительные выгоды из этой ситуации. Это позволяет им концентрировать усилия на узких направлениях и использовать различную тактику и в переговорном процессе, и в практической деятельности, выгодно обменивая свою «приверженность военно-техническому сотрудничеству с Россией» на конкретные экономические и политические уступки. Особенно ловко это получается у Белоруссии. Примером тому являются экономические уступки России в поставках энергоносителей в Белоруссию. Россия же при этом, честно сказать, не может полностью отказаться от кооперации по экономическим показателям.

Но и у Белоруссии примерно такая же заинтересованность, ведь большая часть конечной военной продукции производится в России. Поскольку альтернативы российской боевой технике на постсоветском пространстве нет, реально военно-техническое сотрудничество выливается в поставки запасных частей, подготовке специалистов, поставке отдельных образцов техники управления войсками на различной экономической основе – по бартеру, со скидками или бесплатно. Нелогично совместно производить военную продукцию и одновременно соперничать в военной области. Однако это не исключает соперничества в торговле вооружением с третьими странами, что и происходит реально у России с Белоруссией.оссия и Белоруссия активно участвуют в создании единой системы ПВО уже много лет. Но практически, кроме того, что регулярно проводится обмен мнениями между министрами обороны и поочередно без срывов и переносов проводятся в апреле и октябре заседания совместной коллегии, пожалуй, реальных результатов почти нет. Хотя очевидна стратегическая важность для России расположенной в центре Европы Белоруссии. Но ведь очевидно и то, что без российской помощи Белоруссии не обойтись.

Военно-техническое сотрудничество в рамках Союзного государства, ОДКБ.

Военно-политическое сотрудничество России и Белоруссии осуществляется на двусторонней основе, как в рамках Договора о создании Союзного государства, так и в формате Организации Договора о коллективной безопасности.

Оно осуществляется на основе нескольких базовых документов:

- Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о военном сотрудничестве;

- Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере;

- Концепция безопасности Союза Беларуси и России (решение Высшего Совета Союза Беларуси и России от 28.04.1999);

- Концепция совместной оборонной политики Беларуси и России (решение Высшего Совета Союза Беларуси и России от 22.01.1998);

- Военная доктрина Союзного государства (решение Высшего Государственного Совета от 26.12.2001г.).

Безусловно, определяющим документом является именно Военная доктрина Союзного государства. В основу Военной доктрины положены конституции Республики Беларусь и Российской Федерации, Устав ООН, международные обязательства обеих сторон в военной области. Она имеет оборонительный характер и направлена на обеспечение территориальной целостности и суверенитета, поддержание стратегической стабильности Союзного государства, создание условий для прочного и справедливого мира. Вместе с тем, Беларусь и Россия выражают твердую решимость обеспечить свою военную безопасность всеми имеющимися в их распоряжении силами и средствами, но также заявляют о своей приверженности политическим невоенным мерам по предотвращению и разрешению кризисных ситуаций. Военная доктрина Союзного государства определяет основные угрозы военной безопасности для государств-участников и политику Белоруссии и России в области обороны и безопасности в мирное время, конкретизирует основные направления строительства военной организации Союзного государства.

На Западном и Северо-Западном направлениях Белоруссии действуют оперативно-тактические командования ВВС и ПВО, каждое из которых включает более пяти зенитно-ракетных и радиотехнических бригад. В совокупности это позволило значительно усилить Объединенную с Россией систему ПВО, созданную на бумаге, пожалуй, около девяти лет назад, после проведенного анализа действий НАТО в Югославии. С 2001 года декларируется подписание основных документов, регламентирующих военно-техническое сотрудничество, и создание юридических оснований для деятельности совместной с Россией системы ПВО. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создание Единой региональной системы противовоздушной обороны Республики Беларусь и Российской Федерации» тоже не подписано и существует в виде ежегодно обновляемой даты на проекте. В 1995 году Белоруссия вошла в объединенную систему ПВО государств-участников СНГ, что позволило Белоруссии за 16 лет практически полностью обновить и отремонтировать свои средства ПВО, поскольку производственная база для систем ПВО имеется только в России. А с 2000 года в соответствии с указом Президента РФ № 1953 поставляются запасные части для систем ПВО Белоруссии. В Белоруссию в 2006 году были поставлены на перевооружение 115-й зенитно-ракетной бригады 4 дивизиона зенитно-ракетных систем С-300 ПС, которые заменили морально устаревшие С-125. При экспортной стоимости одного дивизиона примерно в 180 млн, долларов Белоруссия получила их по цене государственно заказа примерно 13 млн долларов, «сэкономив» на этом около 700 млн долларов.

Если говорить об объединенной системе ПВО СНГ в целом, то сегодня это 19 истребительных авиаполков (из них 11 российских), 22 радиотехнические части (9 российских), 2 части радиоэлектронной борьбы (российские), 4 бригады ПВО (все из состава Вооруженных сил Казахстана). На вооружении ракетчиков – зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Оса», «Бук», С-75, С-125, С-200 и С-300 нескольких модификаций. Истребительная авиация вооружена самолетами Миг-21, Миг-29, Миг-31, и Су-27.

Постоянно, поочередно в Москве и Минске проводятся заседания союзной коллегии пограничного комитета Союзного государства. При этом наши белорусские соседи все время напоминают о том, что они охраняют 2250 км союзной (западной) границы. На самом деле белорусско-литовская граница протянулась на 390 км, белорусско-латышская – 120 км, белорусско-польская -300 км, белорусско-украинская – 750 км, что суммарно составляет только 1560 км.. Немного лукавят наши белорусские товарищи, поскольку считают, что охраняют и российско-белорусскую границу, которая пролегла на 780 км. Для России с ее 58 000 км государственной границы она составляет 1,3 %, а для Белоруссии – почти 35%. Ежегодно союзный бюджет предусматривает около 100 миллионов рублей на финансирование программы «Подготовка белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Российской Федерации». Напомню, эта программа успешно действует с 1998 года. В настоящее время в соответствии с ней в России обучаются около 100 офицеров и примерно 400 курсантов ВС РБ.

Еегативные прогнозы некоторых аналитиков претворяться в жизнь и «батька Лукашенко» решит «содрать в России» за оставшееся время дополнительный куш взамен уплывающих из его рук нефтяных долларов, то он может пойти на частичный шантаж России по поводу двух объектов, имеющих стратегическое значение: СПНР в Барановичах и узла связи в Вилейке.

Может увеличить цены за аренду земли (правда, пока в Белоруссии нет закона об оценке земель). Может пригрозить тем, что поскольку СПНР задействуется только в интересах России, то возможно использовать «Белкосмос» для коммерческой программы контроля за космическим пространством, как это сделано на Украине. Ведь радиолокационный центр за сутки может сопровождать до 3000 космических объектов. Или Белоруссия поднимет цену на аренду, или будет «продавать» России информацию о пролетающих космических объектах. Крайний вариант шантажа – угроза демонтажа РЛС. Но при этом Лукашенко должен учесть (опираясь на аналогичный опыт Латвии), что на демонтаж станции потребуется $1,7 млн, на взрыв и уничтожение – около $3-3,5 млн, и столько же – на последующую очистку территории, а на консервацию военного городка и инфраструктуры уйдет около $1 млн, что суммарно составляет около 8,7 млн долларов. Найдется ли только в бюджете такая сумма?..

Но, к счастью для России, введенная в строй в ноябре станция СПРН типа «Воронеж» высокой заводской готовности практически закрыла окно невидимости и неслышимости в радиолокационном поле, появившееся после взрыва и уничтожения на территории Латвии СПРН, а также перекрыла пространство контроля СПРН «Волга», дислоцированную в Ганцевичах. Поэтому в крайнем случае Россия может отказаться от СПНР в Барановичах, но от этого пострадает военная безопасность России и Белоруссии.

Несколько сложнее с узлом связи ВМФ, но и его в какой-то степени Россия сможет подстраховать узлом связи Калининградского Балтийского района. В рамках сказки о создании Союзного государства Россия и Беларусь статс-секретарем – помощником министра обороны РБ по военной политике три года назад было сказано: «Мы прошли путь от двусторонних договоров и соглашений в различных областях военного сотрудничества до принятия военной доктрины Союзного государства, которая определяет развитие магистральных направлений совместной оборонной политики. Теперь пришла очередь подготовки проектов единых нормативно-правовых актов Союзного государства, касающихся оборонной сферы. Эта работа ведется на перспективу, с тем чтобы с юридическим оформлением создания Союзного государства мы могли бы быстро унифицировать, привести к единому знаменателю наши «военные» законы. Уже на коллегиях министерств обороны России и Республики Беларусь одобрена концепция Основ законодательства нашего Союза «О воинской обязанности и военной службе», отражающая согласованную систему взглядов на разработку единого нормативно-правового акта в области воинской обязанности и военной службы. В ней определены содержание и этапы подготовки этого документа. Кроме того, утверждены два перечня – терминов, используемых в законодательстве Союзного государства в области обороны, военной службы и социальной защиты военнослужащих, и первоочередных и последующих нормативно-правовых актов Союзного государства».

Военно-техническое сотрудничество России и Белоруссии.

 

Военно-техническое сотрудничество - деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения (статья 1 Федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"). Оно призвано углубить интеграционные процессы, способствует развитию экономических систем. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко в ходе встречи с Министром обороны Российской Федерации Анатолием Сердюковым в рамках участия в совместной коллегии министерств обороны Беларуси и России, прошедшей в апреле 2007 года в Минске, особо подчеркнул, что «интеграция Беларуси и России в военной сфере носит стратегический характер и играет определяющую роль в системе обеспечения национальной безопасности».

На территории Беларуси расположен целый ряд объектов военно-технической инфраструктуры, оказывающих влияние на поддержание стратегической безопасности в регионе. Также эти военные объекты, находящиеся в Беларуси, имеют для России большое значение. В их числе радиолокационная станция под Барановичами – станция предупреждения ракетного нападения. Это – одна из восьми российских станций предупреждения о ракетном нападении. Станция предназначена для раннего предупреждения стартов баллистических ракет на значительной части Западной Европы, в том числе с территории Германии, Франции, Великобритании. Она стала на боевое дежурство в 2002 году и отслеживает небо практически над всей Западной Европой. Подобные станции с советского времени строились в Латвии, в Украине, на Кавказе и под Красноярском в России. Из них собирались сделать своеобразных пояс защиты центра России против стратегических ракет НАТО. С распадом СССР эти планы были забыты. Станция в латвийском городе Скрундзе была уничтожена, станции под Львовом и на Кавказе так и не достроили, и только Беларусь согласилась дать возможность космическим войскам России достроить станцию и арендовать ее для своих нужд.

Еще одним российским военным объектом на территории Беларуси является пункт управления подлодками в Вилейке. Станция в Вилейке предназначена для ретрансляции сигналов на российские корабли и подводные лодки, находящиеся в Центральной и Северной Атлантике.
Северо-западное направление воздушных границ России давно уже прикрывается системой ПВО Белоруссии. Собственных войск на северо-западе и западе у нас практически не осталось. Этот регион — зона ответственности объединенной системы ПВО двух наших стран, где ведущая роль принадлежит белорусам. Причем их прямые расходы по защите нашей воздушной границы составляют $40 млн. ежегодно[МК]. Военно-техническое сотрудничество, являясь неотъемлемой частью процесса интеграции, направлено на защиту национальных интересов и обеспечение общей безопасности, так как вызовы и угрозы общей безопасности в настоящее время разнообразны.

В сфере военно-технического сотрудничества Россия и Белоруссия придерживаются следующих принципов:

- приоритетность интересов Российской Федерации и Республики Беларусь при осуществлении военно-технического сотрудничества;

- государственная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества; этот принцип зафиксирован в законодательстве обоих государств, следовательно, сотрудничество ведется на государственном уровне;

- соблюдение международных договоров о нераспространении ядерного оружия, сокращении вооружения и разоружении, запрещении и уничтожении химического, биологического и других видов оружия массового поражения;

- соблюдение международных обязательств Республики Беларусь и Российской Федерации в области контроля за экспортом продукции военного назначения, товаров и технологий двойного назначения;

- защита государством прав и законных интересов юридических лиц, связанных с разработкой, производством и реализацией продукции военного назначения;

- государственный протекционизм в области военно-технического сотрудничества;
- недопустимость нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Республики Беларусь и Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества двух государств;
- сохранение и поддержание политических, экономических и военных интересов Республики Беларусь и Российской Федерации;
- соблюдение взаимовыгодных военно-политических и экономических интересов в области военно-технического сотрудничества;
- обеспечение равных условий участия в осуществлении военно-технического сотрудничества для субъектов военно-технического сотрудничества обоих государств;
- подконтрольность и подотчетность государственных органов исполнительной власти и всех юридических лиц, участвующих в военно-техническом сотрудничестве.

Белоруссия полечили от СССР самую высокоу контцетрация 1:43 военных. Потребовалось много сил и средств для сокращения армии. По Договору об ограничении вооруженных сил и вооружений в Европе, к которому страна присоединилась в 1992 г., были значительно сокращены количество танков, самолетов, орудий и другой военной техники. К концу 1996 г. Беларусь выполнила условия договора, что потребовало от нее значительных финансовых средств.

Среди последних достижений в данной области можно привести присоединение в 2003 году Республики Беларусь к Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении.

В 1992 г. за границы республики было выведено тактическое ядерное оружие. В 1993 г. белорусский парламент ратифицировал Договор о стратегических наступательных вооружениях (СТАРТ-1) и Лиссабонский протокол 1992 г., предусматривающий присоединение Республики Беларусь к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерной державы. В 1993 г. Беларусь подписала Конвенцию о запрещении химического оружия, в 1996 г. — Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия. В ноябре 1996 г. из страны было выведено стратегическое ядерное оружие, и она де-факто стала безъядерным государством. Последовательная политика Беларуси в области ядерного разоружения получила высокое международное признание.

Кроме того, во времена СССР Белорусская ССР обладала определенной специализацией в процессе производства продукции военного назначения.

В настоящее время существует широкий спектр экспортного вооружения, создание которого ведется с применением комплектующих изделий белорусского производства.
Это российские танки (в том числе с Т-90С, Т-80У, Т-72С, Т-55АМ, ПТ-76Б), боевые машины пехоты и десанта всех поколений (БМП-1, БМП-2, БМП-3, БМД-2, БМД-3), бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ-1, БРЭМ-К, БРЭМ-Л), реактивные системы залпового огня (РСЗО) "Град", "Смерч", "Ураган" и реактивные снаряды к ним, самоходные артиллерийские орудия и гаубицы, противотанковые ракетные и зенитные ракетно-пушечные комплексы, стрелковое оружие и средства ближнего боя. К началу 1992 года оборонно-промышленный комплекс Беларуси обеспечивал до 20% от общего объема кооперационных поставок материалов и комплектующих для изделий военного и специального назначения в Россию. Основу поставок составляли пилотажные системы, авианавигационные приборы, средства спутниковой и космической связи, радиостанции, антенные устройства, стационарные и бортовые вычислительные комплексы, системы автоматизации и программного обеспечения, оптико-механическое, сборочное и контрольное оборудование для производства сверхбольших интегральных схем, оборудование для производства прецизионной оптики, изделия химической промышленности, электронной техники и оптики, большегрузные колесные шасси, прицепы и полуприцепы. В последующие годы поставки упали до 8 %. Основу белорусских предприятий, сохранивших оборонную специализацию, составили предприятия, дублирование которых в России требовало значительных материальных, финансовых и временных затрат, несоизмеримых с потребностями российских производств в их продукции. Вследствие этого значительно возросли расходы на оборонную промышленность.

Тесное взаимодействие оборонных отраслей промышленности Беларуси и России было налажено к 1997 году. В кооперационных поставках продукции военного назначения в Россию потенциал Беларуси стал использоваться более чем на 30%, а объемы поставок по кооперации продукции военного назначения возросли до 9%.

Впоследствии были разработаны и успешно применены концепции совместного оборонного заказа и совместной системы технического обеспечения региональной группировки войск (сил) Беларуси и России.

Таким образом, активно развиваются кооперационные связи между военно-промышленными комплексами Белоруссии и России. В области военно-технического сотрудничества осуществляются взаимные поставки комплектующих для производства, ремонта и модернизации вооружения и военной техники, проработаны варианты проведения совместных работ по модернизации зенитных ракетных комплексов и авиационной техники, радиолокационных систем. К наиболее значимым проектам можно отнести создание с участием российских партнеров новых автоматизированных систем управления, белорусской космической системы дистанционного зондирования земли, транспортной базы для перспективных систем вооружения и военной техники, разработки в области радиосвязи. российский ВПК по кооперации сотрудничает со 120 белорусскими предприятиями – монополистами по 1600 видам продукции.

Разработка и производство военной продукции осуществляется на основе межправительственных соглашений.

Направление совместной разработки и производства образцов вооружения и военной техники является наиболее перспективным направлением сотрудничества оборонных отраслей промышленности, предприятий и организаций Беларуси и России.

В последнее время российско-белорусское военно-техническое сотрудничество, прежде всего, в области противовоздушной обороны, а также в сфере создания оптических, оптико-электронных систем, специализированных средств связи значительно активизировалось, возросла и доля белорусских предприятий в российском экспорте систем и вооружений.

Утвержден механизм формирования цен и применения внутренних льготных цен при поставках продукции военного и двойного назначения между двумя странами.

«Наибольший потенциал военно-технического сотрудничества заложен в сфере капитального ремонта и модернизации военной техники, в том числе самолетов Су-22, Су-27, МиГ-29, вертолетов Ми-8 и Ми-17, боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2, бронетранспортеров БТР-60 и БТР-70, систем ПВО С-300В, средств связи» [Комлев, 1], считает генеральный директор федерального государственного унитарного предприятия "Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов. Такой вывод следует из анализа общего состояния оборонно-промышленной отрасли Беларуси. Сегодня в состав оборонно-промышленной отрасли входят около ста предприятий и организаций, которые относятся к радиотехнической, электронной, оптико-механической, авиационной, электротехнической, приборостроительной промышленности. Налажены спецпроизводства автомобильной и тракторной техники, военные ремонтные заводы, ряд других отраслевых предприятий, на которых выпускается оборонная продукция, а также НИИ и конструкторские бюро, которые непосредственно обслуживают оборонный сектор экономики. Предприятия Республики Беларусь способны производить модернизацию большинства современного вооружения, военной и специальной техники: от стрелкового оружия до комплексов ПВО, танков, самолетов новейших модификаций. Эта работа дает свои результаты. Модернизация известной реактивной системы залпового огня «Град», результат которой — РСЗО «БелГрад», значительно расширила боевые возможности этой системы. Прицелы для стрелкового оружия производства «БелОМО» и системы управления огнем танков разработки ОАО «Пеленг» в несколько раз повысили эффективность мотострелковых и танковых подразделений. Произведенная 558-м авиационным ремонтным заводом модернизация истребителей типа МиГ-29 и Су-27 повысила их суммарный боевой потенциал более чем в три раза[Волчков].

Модернизация военной техники имеет значение и с точки зрения ее экспорта. Особенно это относится к модернизации военной техники, произведенной в СССР, так как в свое время Советский Союз производил и поставлял в десятки стран мира большое количество вооружения и военной техники. Проходит время, и эта техника устаревает, но далеко не все государства имеют возможность полностью переоснастить свои армии путем закупки вооружений и техники новых образцов. В свете этих обстоятельств, большое значение приобретает проведение капитально-восстановительного ремонта и модернизации старой техники, а также поставки модернизированного вооружения советского производства.

«Очень перспективным и интересным проектом является белорусско-российский центр сервисного обслуживания, модернизации и ремонта вооружения и военной техники ПВО "Оборонпромсервис". Эта межгосударственная структура обеспечит оперативную деятельность по поддержанию боеготовности средств ПВО, размещенных на территории Беларуси, Калининградской области и в Северо-Западном регионе России» [Комлев,2].

Особое место в военно-техническом сотрудничестве России и Белоруссии занимают программы по совместным поставкам вооружений и военной техники в третьи страны. «ФГУП "Рособоронэкспорт" совместно с белорусским спецэкспортером ЗАО "Белтехэкспорт", разработчиком и изготовителем ОАО "Пеленг" и французской компанией "Талес" участвуют в международном тендере на поставку современной системы управления огнем (СУО) для модернизации основных боевых танков Сухопутных войск Индии Т-72М1. Установка СУО, основой которой служит дневной и ночной многоканальный тепловизионный прицел наводчика "Сосна-У" белорусского производства, существенно увеличивает огневую мощь машины.» [Комлев, 3]. Беларусь и Россия намерены развивать сотрудничество в области продвижения продукции военного назначения на рынки третьих стран. Успешно выполняются совместные программы по поставкам техники на экспорт. Например, белорусское ОАО «Пеленг» поставляет свои прицелы и системы управления огнем для российской бронетехники зарубежным заказчикам.

В развитии военно-технического сотрудничества России и Белоруссии большую роль играют межправительственные финансово-промышленные группы. Ряд белорусских и российских предприятий входят в состав межгосударственных финансово-промышленных групп. С белорусской стороны в составе МФПГ «Точность», ведущую роль в котором играет Конструкторское бюро приборостроения (г. Тула), – организация с мировой репутацией ОАО «Пеленг». Активно участвуют в проектах, реализуемых МФПГ «Оборонительные системы», белорусские УП «Минский завод колесных тягачей», РУП «2566-й завод по ремонту радиоэлектронного вооружения», расположенный в городе Борисове, спецпроизводство ПО «Минский тракторный завод». В состав МФПГ «Электронные технологии» входят НПО «Интеграл», ОАО «Горизонт», РУПП «Витязь», ПО «Монолит».

Совместная работа предприятий в рамках МФПГ направлена как на реализацию оборонных заказов обоих государств, так и на реализацию экспортных контрактов для третьих стран.

Наиболее успешным примером военно-технического сотрудничества Белоруссии и России является созданная в феврале 2000 года с целью разработки, производства и модернизации средств ПВО Межгосударственная финансово-промышленная группа (МФПГ) «Оборонительные системы», объединяющая 24 российских и 3 белорусских предприятия. В 2000-2001 гг. в рамках МФПГ «Оборонительные системы» (за счет собственных средств российских участников группы) была произведена глубокая доработка одного из самых массовых за рубежом маловысотных зенитных ракетных комплексов «Печора», белорусско-российский вариант модернизации которого - ЗРК «Печора 2М» недавно стал победителем международного тендера, проведенного в одном из государств Ближнего Востока.

Одним из направлений сотрудничества является обучение в российских военно-учебных заведениях белорусских военнослужащих. В соответствии с совместной программой «Подготовка белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации на период 1998 – 2008 годы» в российских ВУЗах прошли обучение 638 военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь (слушателей – 343, курсантов – 295).

Таким образом, основными направлениями белорусско-российского военно-технического сотрудничества являются взаимные поставки комплектующих изделий и запасных частей к продукции военного назначения, оказание услуг по ремонту и модернизации вооружения и военной техники белорусской армии, обучение в российских военно-учебных заведениях белорусских военнослужащих.

Перспективы развития военно-технического сотрудничества.

Основными перспективными направлениями военного сотрудничества Республики Беларусь с Российской Федерацией «являются участие соединений ВВС и войск ПВО Вооруженных Сил Республики Беларусь в коалиционном учении «Боевое содружество – 2007» на полигоне Российской Федерации «Ашулук», а также подготовка к подписанию в ходе заседания Совета Министров Союзного Государства проекта Основ функционирования военной организации Союзного государства и совместной программы «Совершенствование и содержание объектов военной инфраструктуры», планируемых к совместному использованию в интересах региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации» [Пресс-релиз посольства Республики Беларусь в Российской Федерации].

Важным звеном российско-белорусских отношений является военно-политическое сотрудничество в целом и военно-техническое сотрудничество в частности. Сотрудничество России и Беларуси в военно-технической сфере имеет особое значение и с точки зрения двусторонних отношений, и для эффективного участия в работе межгосударственных организаций, деятельность которых направлена на обеспечение безопасности.

Ослабление национальной безопасности и международных связей делает Россию весьма уязвимой для самых разнообразных угроз как внешнего, так и внутреннего характера. Можно сформулировать несколько основных угроз:

- международный терроризм;

- дальнейшее расширение НАТО на Восток и включение в этот блок бывших республик СССР;

- информационные войны, информационно-психологическое воздействие на Россию;

- несанкционированное распространение ядерного оружия;

- территориальные претензии к России со стороны сопредельных государств.

Двустороннее сотрудничество помогает снизить опасность этих угроз, а в некоторых случаях и полностью исключить их влияние.

В свете сложившихся обстоятельств, сотрудничество в области противовоздушной обороны приобретает особое значение. Сотрудничество России и Белоруссии активно развивается в этой сфере, в том числе в рамках Содружества Независимых Государств. Будучи сферой наукоемких и высокоточных технологий, система противовоздушной (а тем более- воздушно-космической) обороны оказалась неподъемной для стран, решивших ее организовать в одиночку. Каждое из суверенных государств Содружества было не в состоянии создать, содержать и совершенствовать системы вооружения, обеспечивающие зенитное ракетное и истребительное авиационное прикрытие госграниц в воздушном пространстве, эффективную систему радиолокационной разведки необходимой глубины и информативности. Объединенная система ПВО решает следующие задачи:

- обеспечение охраны границ государств-участников Содружества в воздушном пространстве;

- совместный контроль порядка использования воздушного пространства;

- оповещение друг друга о воздушно-космической обстановке, предупреждение о ракетном и воздушном нападении;

- ведение совместных действий войск ПВО по отражению воздушно-космического нападения.

На территории Беларуси расположен целый ряд объектов военно-технической инфраструктуры, оказывающих влияние на поддержание стратегической безопасности в регионе. Это радиолокационная станция под Барановичами и пункт управления подлодками в Вилейке. Совместное использование и обеспечение функционирования этих объектов позволяет поддерживать на должном уровне боеспособность российской и белорусской армий, а также оказывает качественное влияние на обеспечение безопасности во всем регионе.

«Региональная российско-белорусская группировка выполняет задачи предотвращения угроз на европейском направлении в рамках участия России и Беларуси в Организации Договора коллективной безопасности. Вместе с тем при определенных обстоятельствах эта группировка могла бы стать участницей многонациональных вооруженных сил Евросоюза, действующих вне НАТО, в случае реализации новых региональных инициатив ЕС. Военные возможности региональной российско-белорусской группировки таковы, что ей могут быть приданы параметры, рассчитанные на быстрое развертывание при возникновении кризисов в географически близких регионах» [Михайлов В.А., Сыздыкова Ж.С., 2005. С.144]. Таким образом, эта военная группировка приобретает значение и в общеевропейском масштабе.

Российско-белорусское военно-техническое сотрудничество является значительным вкладом в развитие отношений между участниками Договора о коллективной безопасности. Участники этого объединения «непосредственно входят или примыкают к наиболее взрывоопасному региону мира – Центральной Азии и Кавказу, Ближнему и Среднему Востоку, являющемуся своего рода водоразделом между Севером и Югом, Востоком и Западом, узлом их старых и новых противоречий, по сути геополитическим центром нынешнего мира» [Николаенко В.Д., 2003. С.9].

Модернизация вооруженных сил, которая проводится в рамках военно-технического сотрудничества России и Белоруссии, необходима для современной армии, для поддержания ее боеспособности и это напрямую влияет на обеспечение безопасности в регионе, так как современная боеспособная армия – залог успеха в защите государства.

Военно-техническое сотрудничество Белоруссии со странами СНГ.

Военно-техническое сотрудничество Белоруссии с Россией всегда было приоритетным. Потому, что Белоруссия строит свою военную политику исходя из условий максимальной реализации потенциальных возможностей имеющихся ВВТ за счет их модернизации и достижения оборонным сектором экономики такого уровня производства, которое позволяет в рамках военно-технической кооперации с Россией обеспечить потребности государства в области оснащения современной техники.

За последние годы военная промышленность Белоруссии разработала, а армия приняла на вооружение мишени для подготовки ракетных комплексов «Стриж-3» со скоростью полета 1800 км/час (многократно превышающей скорость полета Крылатой ракеты). В войсках появились: универсальная инженерная землеройная машина на базе колесного тягача МоАЗ -40484-025; грузовой автомобиль многоцелевого назначения МАЗ -531605 грузоподъемностью 6 тонн; транспортная машина переднего края «Мул». Созданы и испытаны новые командные пункты авиационных баз истребительной и ударной авиации «Неман-С», предназначенные для автоматизированного управления приведении боевых действий. В ходе учений «Боевое содружество -2004» прошли практические испытания автоматизированного командного пункта ракетной бригады «Поляна РБ» для решения задач разведки у управления огнем зенитно-ракетным комплексом (ЗРК) «Бук –М1-2» и «Бук МБ».

Белоруссия активно участвует в создании единой с Россией системы ПВО. На Западном и Северо – Западном направлениях действуют оперативно – тактические командования ВВС и ПВО, каждое из которых включает более пяти зенитно – ракетных и радиотехнических бригад, а также базы ВВС. «Новым – старым» оружием белорусских войск ПВО являются аэростаты, которые используются для ведения глубинной разведки, как альтернатива натовским самолетам – разведчикам «Авакс». В совокупности это позволило значительно усилить Объединенную с Россией систему ПВО, созданной после проведенного анализа действий НАТО в Югославии. В рамках военно-технического сотрудничества на территории Белоруссии располагается отдельный радиотехнический узел типа «Волга» в районе Барановичи и Узел связи ВМФ в Вилейке. Белоруссия проводит и свою независимую военно-техническую политику, как со странами СНГ, так и странами «дальнего зарубежья». Наиболее тесные отношения сложились с Арменией, откуда получает стабильные заказы на ремонт техники и вооружений. Во всяком случае, при проведении в Белоруссии крупномасштабных учений «Чистое небо - 2003» единственным главой военного ведомства был министр обороны Армении, остальные государства ограничились приездом военных атташе.

Отношения Украины и Белоруссии далеки от идеальных, особенно когда правительсто Ющенко объявило о планах Киева по вступлению в ЕС. Во всяком случае, при разработке учений в Белоруссии используется сценарий вторжения со стороны Припятских озер (т.е. с территории Украины). Особые отношения складывались у Белоруссии с Турецкой Республикой, которая была первым государством установившим дипломатические отношения с суверенной республикой и сейчас она представляет страны НАТО. После начала внешнеполитической изоляции Турция была единственной страной НАТО продолжавшая сохранять отношения с Минском, но особой поддержки Минску во взаимоотношениях с НАТО не оказывают.

Независимо от России Белоруссия наращивает усилия по развитию военного экспорта в рамках военно-технического сотрудничества. На фоне угасания белорусско-китайских отношений происходит активизация отношений Минска с Ханоем. Программы военно-технического сотрудничества с Вьетнамом. носят долгосрочный характер и включают в себя в основном сотрудничество в сфере ВВС и ПВО. Белорусские специалисты продлевают ресурс до 10-12 лет зенитной управляемой ракеты (ЗУР) 9М33, стоящей в комплекте на «Осе». Военно-техническое сотрудничество с Индокитаем важно для Минска и политически на фоне «нулевых» отношений с Европой. С 2004 года Белоруссия начала завоевывать стратегические позиции в южноамериканском регионе открыв белорусское посольство в Аргентине и генеральное консульство в Рио-де –Жанейро.

 

  БЕЛОРУССИЯ ПРИНЯЛА НОВУЮ КОНЦЕПЦИЮ ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА   Совет безопасности Белоруссии недавно утвердил Концепцию строительства и развития Вооруженных Сил до 2020 года, а также новый План обороны страны. Соответствующие документы подписал президент государства Александр Лукашенко, под председательством которого 15 декабря в Минске прошло заседание Совета безопасности. В официальных сообщениях пока нет подробных комментариев к принятым документам. Однако, судя по выступлению на Совбезе главы Белоруссии, новая Концепция военного строительства до 2020 года и План обороны приняты в связи с "существенным изменением за прошедшие годы как внешней ситуации, так и внутренних условий, влияющих на оборону государства. Определенную трансформацию претерпели методы и формы современной войны".
 

Среди внешних условий главным явилось изменение военно-политической и стратегической обстановки в Европе и мире. "Международное право уже не может защитить суверенитет и территориальную целостность государства, не обладающего достаточной силой для отражения возможной агрессии. А война, к сожалению, негласно признается некоторыми государствами приемлемым инструментом их внешней политики", - сказал Лукашенко.

Говоря о внутренних условиях, президент Белоруссии отметил, что устойчивое развитие экономики и социально-политическая стабильность в обществе позволяют его стране обеспечить высокий уровень обороноспособности и защиту суверенитета. При этом президент Белоруссии акцентировал внимание на том, что "важнейшим направлением укрепления национальной безопасности является участие страны в международных системах безопасности, Организации Договора о коллективной безопасности, а также в создании единого оборонного пространства с Российской Федерацией".

Здесь следует заметить, что аналогичные документы, которые обсуждались на Совбезе РБ 15 декабря, приняты и в России. О направлениях реформирования ВС РФ до 2020 года рассказал недавно членам Совета Федерации РФ министр обороны России Анатолий Сердюков. По его словам, в российской армии будет существенно сокращено количество офицерских должностей, управленческих органов и войска перейдут на трехзвенную структуру управления: бригада - оперативное командование - военный округ. Что-то подобное в ходе минувших реформ имело место в белорусской армии, которая в 2000-2001 годах также перешла на трехзвенную структуру управления войсками, и основным оперативно-тактическим соединением там сейчас считается бригада. В белорусской армии также существенно сокращено количество офицерских должностей, а взводами командуют сержанты и прапорщики.

Однако есть в формировании белорусской армии два принципиальных отличия от того, что существует в российской армии. Во-первых, комплектование войск в этой республике идет по территориальному принципу (в РФ - по экстерриториальному). То есть призванные на военную службу солдаты проходят ее в частях, расположенных недалеко от их дома. Для компактной и маленькой Белоруссии это благотворно влияет на обороноспособность. Судя по официальной информации Минобороны Белоруссии, задачи, возлагаемые на территориальные войска, следующие: это и участие в вооруженной защите границ, и охрана государственных и военных объектов, и борьба с десантными диверсионными силами, и проведение инженерных работ по подготовке городов и районов к обороне.

Во-вторых, в отличие от российской армии в ВС Белоруссии введена служба в резерве. То есть, находясь в резерве, призванные на военную службу юноши живут не в казармах, а дома. При этом в специальных учебных центрах они проходят войсковую подготовку и обучаются военным специальностям, совмещая их со своей трудовой деятельностью. В основном в резерв призывают граждан из числа высококвалифицированных работников, деятелей науки, культуры, спорта, прерывание трудовой деятельности которых на период прохождения срочной военной службы не соответствует государственным интересам.

Такое Белоруссия может позволить, поскольку ее армия относительно небольшая - 65 тысяч человек, из которых 50 тысяч - военнослужащие. Количество призывных ресурсов в этой стране значительно больше потребности войск. Поэтому призывается только каждый третий из 10 человек. Остальные юноши призывного возраста проходят службу в резерве. К слову сказать, такая система подготовки призывных ресурсов введена в Узбекистане, где количество молодых людей значительно больше того, что может государство призвать в войска.

Оценивая перспективы военного строительства в Белоруссии, можно предположить, что она в ближайшие годы не откажется от соблюдения в своей армии двух вышеназванных принципов (то есть территориальной обороны и службы в резерве). Однако эти принципы могут быть подвергнуты корректировке или полностью отвергнуты, если руководители Союзного государства договорятся иметь единые вооруженные силы. Хотя, скорее всего, в нынешней редакции новая Концепция построения в стране обороны будет включать совершенствование качественных параметров.

В первую очередь, видимо, предполагается переход на новые виды вооружения. В Сухопутных войсках это, возможно, оснащение подразделений оперативно-тактическими комплексами "Искандер" (об этом уже заявлял президент страны Александр Лукашенко), а также другими видами вооружения: новыми образцами танков, бронетранспортеров, артиллерии и так далее. Не исключено, что это будут собственные разработки.

Также вполне вероятно, что руководство страны при определенных обстоятельствах (дальнейшее расширение НАТО на Восток, создание вблизи границ Союзного государства новых военных баз альянса) даст согласие на размещение на своей территории российского тактического ядерного оружия и использование ядерных боеприпасов малой и сверхмалой мощности.

Вполне очевидно, что ВС РБ будут совершенствовать свою воздушную оборону в рамках создаваемой единой региональной системы ПВО Союзного государства. Вполне вероятно дальнейшее оснащение войск страны новыми видами зенитных ракетных комплексов (С-400) и самолетов (Су-35) и так далее.

Можно также допустить, что в планы Минска входит объединение российской и белорусской армий. Это, видимо, будет возможно, если Союзное государство состоится де-факто. Хотя здесь много проблемных вопросов. Скажем, будет ли предусмотрена служба белорусских юношей в российской армии и наоборот? Здесь также немаловажен вопрос, связанный с военными расходами. Для обеспечения своей армии Белоруссия тратит чуть больше 1 процента от ВВП страны. В России же расходы на национальную оборону составляют около 2,7 процента от ВВП. Согласится ли Белоруссия увеличить военные расходы до российского уровня? На этот вопрос пока нельзя ответить утвердительно.

Таким образом, в Белоруссии, как и в России, озабочены проблемами укрепления военной безопасности. Принимая важные документы в военной области, Минск намерен строить свою оборону, опираясь на взаимодействие со странами ОДКБ и в рамках Союзного государства. Однако организация такой безопасности требует вложения значительных средств, повышения уровня военного бюджета не менее чем в два раза. Ответ же на вопрос, готов ли к этому Минск, пока остается открытым.

 

 

 

Черноморский регион – это собственно Черное море, семь прибрежных государств (Россия, Абхазия, Грузия, Турция, Болгария, Румыния, Украина) и еще ряд стран, считающих себя причерноморскими (Азербайджан, Армения, Греция, Молдова, Албания). Так, в организацию экономического сотрудничества ОЧЭС входят двенадцать государств, некоторые из них (например, Албания) не имеют к этому морю прямого географического отношения. Однако в последнее время регион становится центром активности Соединенных Штатов и блока НАТО, сделавших Черноморский регион площадкой для реализации своих стратегических доктрин. Параллельно с операциями НАТО в регионе укрепляет свое влияние другая политическая организация – Европейский Союз, политика которого в отношении причерноморских государств направлена на их активную идеологическую европеизацию, формирование идентичности с общеевропейскими интересами и ценностями, с нередким противопоставлением этих новоприобретенных ценностей и концепций развития российским интересам в регионе.

Черное море и причерноморские территории долгое время считались второстепенным по своему политическому и экономическому значению регионом. Действительно, ни одна из великих держав не граничит с Черным морем, чтобы считать этот регион средоточием своих первоочередных и жизненно важных интересов. Окружающие Черное море страны, за исключением Турции, – довольно слабые и несамостоятельные игроки на политическом поле: это либо бывшие соцстраны, например, Болгария и Румыния, послушно пристроившиеся в кильватер более мощной политической силы, такой как США, ЕС, НАТО, либо государства, недавно образовавшиеся на постсоветском пространстве, такие как Украина и Грузия, политические метания которых в условиях постоянного пребывания в состоянии внутреннего политического кризиса представляют опасность для их союзников (или хозяев) даже большую, чем для их противников.

Исключение составляет Турция – государство, исторически претендующее на политическое доминирование в регионе, но ее пока еще довольно слабая экономика и зависимость от экспорта природных ресурсов мешают оказывать институциональное воздействие на региональную политику и диктовать другим игрокам свои условия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.