КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Украина и Молдавия: буферная зона между НАТО и РФ
Военно-морские силы Украины и морские силы пограничных войск (Севастополь) насчитывают: одну подлодку, 87 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов. Соединения и части морской авиации имеют на вооружении 50 бомбардировщиков Ту – 22М и 30 истребителей МиГ - 29. В состав флота входят бригада морского спецназа и два батальона морской пехоты. Численность личного состава ВМС около 18 тыс. человек. Силовые структуры Украины при решении политического кризиса. Две танковых и три общевойсковые армии, четыре воздушных армии, армия ПВО, входившие в состав трех военных округов СССР (Прикарпатского, Одесского и Киевского) составили костяк ВС Украины. В их составе числилось 780 тыс. военнослужащих, 9293 танка, 18 240 орудий и минометов, 2000 самолетов, 800 вертолетов. В военно-стратегическом плане Черное море – это скорее внутреннее озеро: его площадь невелика, крупным соединениям кораблей там просто негде развернуться. Кроме того, вся акватория Черного моря как на ладони для систем слежения, расположенных на прибрежных военных базах: крупная война в этих условиях невозможна. Средиземноморские проливы полностью под контролем Турции, в случае глобального конфликта флот в Черном море будет как в ловушке. Поэтому уже не раз еще с советских времен высказывалось мнение, что вместо ударной группировки кораблей в Черном море достаточно держать несколько соединений экранопланов, оснащенных противокорабельными ракетами типа «Гранит», которые вполне могут базироваться и в 100 км от береговой линии (лишь бы путь подлета к морю лежал по относительно ровной, желательно степной поверхности). И проблема базирования российского флота в Севастополе – это вопрос, имеющий для России скорее внешнеполитическое значение, чем военное. Хотя в этой проблеме важную роль играет и экономическая составляющая (военная инфраструктура Севастополя грандиозна, она создавалась десятилетиями огромной страной – СССР), и функция сдерживания для мелких агрессоров типа Грузии. Определенное значение наличие российских военных баз в Крыму имеет и для безопасности Украины, в которой уже открыто обсуждается вопрос, сможет ли украинская армия, пережившая несколько сокращений, отразить высадку турецкого десанта, если такое вдруг случится.
В последнее время на черноморском шельфе обнаружены довольно приличные запасы нефти и газа, но их активной разработке мешают многочисленные замороженные конфликты: грузино-абхазский, грузино-югоосетинский, молдаво-приднестровский. Угрозу потенциального взрыва в регионе несут и другие конфликтные точки, способные произвольно или в результате внешней провокации перейти в горячую фазу: замороженный на время армяно-азербайджанский конфликт (проблема Нагорного Карабаха), в который кроме прямых участников стремятся вмешаться Турция и Иран, и проблема Крыма, которая не ограничивается только нарастанием напряженности в среде русскоязычного населения, но также включает в себя агрессивную религиозную экспансию, действующей силой которой выступают экстремистские организации крымских татар. Очевидно, что нельзя строить какие-либо долгосрочные планы по добыче углеводородов на черноморском шельфе под прицелом орудий агрессивно настроенных противников, временно принужденных к миру российской вооруженной силой и ждущих нового повода для реванша. К этому можно добавить, мягко говоря, проблемные отношения между Арменией и Турцией, Россией и Грузией, которые также могут стать источниками новых политических конфликтов, прямое следствие которых – замораживание на некоторый (иногда на неопределенный) срок экономической активности и любых крупных проектов в регионе, высокие риски инвестиций. Не стоит сбрасывать со счетов и непростые отношения России с Украиной, которая вряд ли изменит свою позицию касательно российского транзита углеводородов и откажется от политики газовых конфликтов.
Однако планы по превращению Черного моря в нефтегазодобывающий регион не теряют привлекательности. Проводят или уже провели разведку своих черноморских запасов нефти Болгария, Румыния и Грузия. Грузия и Украина возлагают большие надежды на черноморскую нефть: независимые республики стремятся обрести энергетическую самостоятельность. Украина уже добывает газ на четырех из четырнадцати месторождений своей части азово-черноморского шельфа. Турция еще в 1995 году привлекла концерны Aramco и BP к разведке глубинных структур в западной и центральной части Черного моря, в результате чего было подтверждено наличие там 100 млн тонн нефтяного эквивалента. Несколько лет назад Анкара провела новые сейсмические исследования на своем черноморском шельфе, там были обнаружены запасы, оцениваемые в 10 млрд баррелей. С тех пор влиятельные нефтяные концерны проявляют интерес к углеводородным ресурсам Черного моря. Первый контракт на глубоководное бурение подписала с Турцией бразильская Petrobras: уже в 2010 году должны пробурить первую скважину. Затем к работам подключатся американцы: соглашение с ExxonMobil уже подписано, на очереди – Chevron. Когда речь заходит о Черноморском регионе, в первую очередь поднимают вопросы о транзите энергоносителей в Европу и о связанных с этим транзитом угрозах международной энергетической безопасности. Между тем значение ключевого звена в транзите углеводородов для экономики западных стран и США Черноморский регион приобрел совсем недавно – после распада СССР. Сегодня Черное море рассматривается как естественное продолжение энергетического коридора от Каспия, где сосредоточены огромные запасы нефти и газа, в Европу. Транспортировка нефти и газа осуществляется сейчас и будет расширяться в дальнейшем через Черноморский регион, увеличение поставок энергоресурсов будет происходить за счет Черного моря. Поэтому Черноморский регион становится зоной особого внимания США и ЕС.
Благодаря возрастающему значению региона в транзите углеводородов на Черном море все активнее начинают действовать разнонаправленные векторы мощных геополитических сил. Сюда зачастили военные корабли США, тут обосновались американские нефтяные компании. Свою игру ведет Турция, стремящаяся взять весь углеводородный транзит под свой контроль. Наконец, заметным действующим лицом на черноморской арене стал Европейский Союз. США пытаются утвердиться в регионе, получив для этого любые «законные» поводы и основания. В последние годы в Вашингтоне и вообще в западной политике все чаще звучит понятие «Расширенный Черноморский регион», к которому стремятся добавить еще и Ближний Восток. По мнению директора Центра стратегического развития А. И. Гушера, подобные геополитические манипуляции с названиями («Расширенный Ближний Восток», «Расширенный Черноморский регион», «Балтийско-Черноморский регион» и др.) отражают стратегические замыслы и устремления тех политических сил Запада, которые хотят войти и укрепиться в Черноморском регионе и активно ищут для этого «законные» основания, прикрываясь фразами о мире, защите прав человека, стремлении обеспечить международную безопасность и вести борьбу с международной террористической угрозой. Замысел этой психологической операции США построен на довольно примитивной игре географическими понятиями и теми ассоциациями, которые возникают в человеческом сознании при конструировании новых образов и политических мифов. Если Черноморский регион неразрывно связан с Ближним Востоком, и не только связан, но и является его неотъемлемой частью в рамках концепции «Расширенного Черного моря», то Соединенные Штаты имеют законное право на ведение в Черноморском регионе той же политики, которую они последовательно проводят в Ираке, Афганистане: с установлением единоличного контроля над добычей и транзитом углеводородов, с распределением квот на добычу и реализацию энергоресурсов, наконец, с обязательным военным присутствием и правом определять всех несогласных с такой политикой в «международные террористы». Также несомненно, что термин «Расширенный Черноморский регион» – это геополитическое обоснование расширения НАТО на Восток.
Резкое нарастание интереса Запада к Черноморскому региону сегодня обусловлено и последствиями вооруженного конфликта между Россией и Грузией в августе 2008 года, проблемой Крыма, а также тем, что это практически единственный регион, где еще не решен вопрос о границах евроатлантического сообщества. В общем, Черноморский регион представляется сегодня центром сосредоточения глобальных интересов могущественных политических игроков, опирающихся в утверждении своего присутствия в регионе на возможности международных союзов (ЕС) и военно-политических альянсов (НАТО), а также на содействие многочисленных сателлитов. Столкновение интересов этих игроков, относительно недавно пришедших в регион, но уже стремящихся навязать всем другим участникам свои правила, с интересами России, в прошлом доминировавшей во всем Черноморском регионе, несут объективную угрозу как ее национальной безопасности, так и безопасности Грузии и Украины, которых в разворачивающейся в регионе крупной политической игре откровенно используют «втемную».
Какими боевыми кораблями основных классов располагает ныне российский Черноморский флот: одна дизель-электрическая подводная лодка проекта 877В с водометным движителем, один ракетный крейсер, два больших противолодочных корабля проекта 1134Б (один – в длительном ремонте), по одному СКР проектов 61М, 1135 и 1135М, три больших десантных корабля проекта 1171 и четыре БДК проекта 775М, два ракетных корабля на воздушной подушке проекта 1239 со сверхзвуковыми ПКР «Москит», два малых ракетных корабля проекта 12341 с ПКР «Малахит» (один из них – МРК «Мираж» – потопил в ходе недавнего конфликта грузинский боевой катер), семь малых противолодочных кораблей, а также шесть ракетных катеров, вооруженных противокорабельными ракетами «Термит» (1 РКА), «Уран» (1 РКА) и «Москит» (4 РКА) и девять тральщиков. Суммарный боезапас противокорабельных ракетных комплексов составляет 96 ракет (16 ПКР П-500 ПКРК «Базальт»; 8 ракет комплекса «Метель», способных поражать надводные цели; 16 ПКР Х-36 комплекса «Уран», 8 ракет комплекса УРПК-5 «Раструб», 32 ПКР комплекса «Москит», 12 ПКР П-120 комплекса «Малахит» и 4 ПКР П-15М комплекса «Термит»), а также 368 ракет комплексов «Оса-М» и «Оса-МА», 16 ЗУР комплекса «Волна», обладающих способностью поражать надводные цели на малых дальностях. Таким образом, по количеству противокорабельных ракет и ЗУР большой дальности, способных применяться по надводным целям, весь российский Черноморский флот проигрывает в 1,5 раза всего лишь пяти «натовским» кораблям. К тому же, за исключением ПКР комплекса «Уран», все остальные противокорабельные ракеты являются разработками 30-летней и более давности и имеют системы управления и наведения, уже плохо отвечающие жестким требованиям современной войны на море. Состояние Украинской армии. . Ориентировочный состав войск (сил) в условиях военного времени составит около 25 боевых бригад в сухопутных войсках, 40 бригад (авиационных и ПВО) в Воздушных Силах и 50 кораблей в ВМС. Численность личного состава на военной время составит 308 тысяч человек (в т.ч. 54 тысячи офицеров). В настоящее время ВС Украины включают: 200 тыс. в том числе 160 тыс. военнослужащих, из них офицеров 32 тыс, в том числе: генералов 190, полковников 3.3 тыс. человек, 40 тыс. контрактников и 40 тыс. гражданских лиц. На военное время предполагается иметь армию численность 308 тысяч человек (в т.ч. 54 тысячи офицеров). Военизированные формирования МВД – 387 тыс. человек и 44 тыс. человек во внутренних войсках; пограничные войска – 30 тыс. человек; органы государственной безопасности и внешняя разведка. В целом Украинская армия по численности занимает 13 место в мире, но второе место в Европе по количеству боевой техники и вооружений в соответствии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе. Сухопутные войска объединены в три оперативных командования: «Запад» (со штабом во Львове) в составе 2 армейских корпусов (5 ВВС и ПВО (Главное командование Военно - Воздушных сил в Виннице, а штаб ПВО в Днепропетровске) в свой боевой состав включают авиационных дивизий: одну бомбардировочную, две истребительно-бомбардировочных, две истребительных; авиационных полков: четыре разведывательных, восемь учебных. В частях имеется: 830 боевых самолетов, 160 транспортных самолетов ИЛ - 76 и около 100 транспортных самолетов других типов, 120 вертолетов разных типов. Численность личного состава ВВС - около 50тыс человек, ПВО -20 тыс. человек. МВД Украины в свом составе имеет: шесть территориальных командований внутренних войск, каждое из которых состоит из двух-трех оперативных полков, мотополков милиции и отдельных батальонов. В составе внутренних войск входят отдельный полки СпецНаза «Барс» (Киев), «Ягуар» (Винница), «Гепард» (Запорожье), «Тигр» (Крым) и батальоны СпецНаза – «Кобра» (Симферополь). Непосредственно МВД подчинены отряд спецназа «Сокол», полк «краповых беретов» «Беркут». Отдельные отряды «Беркут» (аналог российского СОБРА), имеются во всех региональных управлениях милиции. В составе антитеррористического центра, базирующегося в Крыму имеются батальон спецназначения с уникальными подразделениями: горно-стрелковой ротой "Лаванда", ротой разведки "Тень" и отрядом боевых пловцов «Омега». Подразделение специального назначения внутренних войск МВД Украины «Скорпион» выполняет задания, связанные с осуществлением охраны 5 атомных электростанций и научно-исследовательских учреждений. Внутренними войсками выполняют задачи в 24 областных центрах, городах Киеве, Севастополе, в 23 городах областного подчинения, осуществляется охрана 9 объектов военно-промышленного комплекса. Служба безопасности Украины (СБУ), имеет свои подразделения во всех регионах страны. Служба внешней разведки - самая молодая силовая структура Украины, образованна в 2004 году вместо департамента разведки СБУ. Сегодня общая численность правоохранительных органов и органов безопасности в Украине значительно превышает численность Вооруженных сил Украины. Нынешнюю ситуацию на Украине можно сравнить с ситуацией в России в октябре 1993 года с большой натяжкой. Сейчас на Украине ситуация только внешне похожа: противоставление президента и парламента с частью исполнительной власти. Похоже, как в свое время российские, так и сейчас украинские политики стремятся втянуть в свои «разборки» армию, и силовые структуры. Однако в отличие от России, на Украине четко просматривается разделение пристрастий силовиков по политическому и местному географическому признаку. Когда украинские политики говорят о поддержке, которую им оказывают Как правило, выяснялось, что письменных приказов высшие Сами силовые структуры, а вернее сказать военнослужащие и работники правоохранительных органов, в своем большинстве не горят желанием выступать пешками в чужих играх. К тому же, в условиях отсутствия в Украине достаточной нормативно-правовой базы применения силовых структур при разрешении внутренних кризисных ситуаций вместе с традиционным для украинской политэлиты отсутствии политической воли при принятии «сильных решений», легко предсказать возможную реакцию представителей фактора силы Украины. Военная организация и правоохранительные органы при изменении нынешнего «status guo», приложат все силы, чтобы держаться в стороне от политической свары и постараются «не во что не вляпаться» и перейдут на сторону победителя. В рамках СНГ Украина занимает твердое вторе место не только по численности населения, но и по размерам ВВП. Однако, как показали последние десять лет сам потенциал мало, что стоит без интеграции в общее экономическое пространство с Россией или общеевропейский рынок. Сложное положение Украины состоит в том, что создание системы коллективной безопасности на континенте тормозится тем, что в случае ухудшения отношений между Москвой и Вашингтоном такая система вряд ли будет создана. В случае военной опасности для Украины Совет безопасности ООН не сможет принять никакого решения. Поскольку оно будет блокировано одной из двух держав, которые являются его постоянными членами. Страна постепенно превращается в буферную зону между НАТО с одной стороны и странами, входящими в ШОС и ОДКБ, военным союзом между Россией и Белоруссией, или даже одной Россией. Это полностью относится и к военной промышленности. Стремление Киева резко увеличить военные связи с Брюсселем, привело к резкому ухудшению двусторонних отношений с Москвой. Россия в области производства вооружений попыталась найти адекватную замену практически всем украинским компонентам и смогла практически за последние десять лет создать автономную от Украины оборонную промышленность. Военно-техническое сотрудничество России с Украиной пока не прервалось полностью, но в последнее время стало давать трещины и сбои и существенно сократилось. Россия и Украина, по сути дела, яркий пример двух народов, имеющих между собой так много общего, так глубоко взаимосвязанных, что только недальновидные российские политики, навязывающие свое мировоззрение, и реакция экстремистски настроенных украинских националистов могут разрушить развитие таких же тесных отношений, которые имеются сейчас у Германии и Австрии или Канады и США. Жизненные интересы России требуют от нее уважения независимости и территориальной целостности Украины, что, в свою очередь, служит укреплению умеренных политических сил в Киеве. По ряду направлений отношения между нашими странами характерны только для самых близких союзников, ибо речь идет о ядерном сдерживании, которое невозможно без надежной системы раннего предупреждения и дальнего обнаружения ракетного нападения. Америка имеет такие станции только на территории Великобритании и Дании. То же самое относится и к договоренностям по поддержанию в боевой готовности стратегических ракет. Такие отношения у США только с Англией, которой она поставляет ракеты под британские боеголовки "Трайдент". Поэтому попытки манипулировать поставками энергоносителей в угоду газовым монополистам и попытки дискредитации Украины в глазах российского населения и в глазах Запада противоречат национальным интересам и безопасности России. Ничем нельзя оправдать появление огромной бреши в системе противоракетной обороны, на что толкают Россию недальновидные политики. Давление на Украину вызовет противоположную реакцию и только усилит пронатовские настроения населения и части политической элиты в стремление искать "защиту" у Запада. Хотя ни в НАТО, ни в ЕС ни Россию, ни Украину не ждут. НАТО не может переварить маленькие страны Прибалтики, что уж говорить о таких гигантах, как Россия или Украина. Украина самостоятельно продвигает свою продукцию на рынки вооружений и развивает военно-техническое сотрудничество со многими странами Юго-восточной Азии. Примером тому поставка устаревших танков Т-59 производства и модернизация своей машины Т-55, (ставшей прототипом для китайских Т-59) для Народной республики Бангладеш, и представление на конкурс нового танка Т- 84, конкурирующего с российским Т-89У и китайским МТБ- 2000. После фактического самоустранения России от участия в программе Ан -70, Украина самостоятельно завершает работы по этому самолету и выходит с ним на мировой рынок. При техническом задании длинны разбега 600 -650 метров, а длинны пробега 520 -550 метров в период испытаний на бетонном аэродроме Бельбек длинна разбега машины была 310 метров, а длинна пробега 350 метров. Многие страны проявили заинтересованность в самолетах базирования на коротких грунтовых взлетно-посадочных полосах. Ряд зарубежных стран проявили заинтересованность к этой машине среди них Индия, Китай, Чехословакия.В страны Персидского залива Украина продвигает свои самолеты Ан -70 и Ан -148. Наиболее тесное военное сотрудничество Украина развивает с Арменией, Грузией, Азербайджаном, США, и странами НАТО. Украина первой из стран СНГ в 1994 году подписала рамочный документ программы НАТО «Партнерство во имя мира». В 1995 году Украина присоединилась к процессу планирования и осмотра сил, и в 1997 году Украина и НАТО заключили Хартию об особом партнерстве, которая и в настоящее время обеспечивает Украине статус особого партнера НАТО. Военное сотрудничество с Великобританией было начато с 1992 года. За последние два года улучшилось сотрудничество и с Китаем. С назначением министром обороны Гриценко, участились контакты с руководителями оборонных ведомств стран – участниц Вышеградской группы в которую входят, Венгрия, Польша, Чехия и Словакия, с которыми обсуждаются перспективы и направления военного сотрудничества. Тесные контакты с Грузией помогают восстановить ее систему ПВО. В конце апреля 2002 года Тбилиси утвердил программу восстановления грузинской системы ПВО, разработанную при активном участии украинских специалистов. В рамках данной программы в Грузию страну будут поставлены украинские зенитно-ракетные комплексы малой и средней дальности - соответственно С-125 и С-75, произведенные лет сорок назад. Возможно создание системы радиолокационного обнаружения для грузинских ПВО. Молдавия, как нейтральное государство в течение последних лет находилась в тени внимания и неопределенности Москвы и Запада и нечеткой позицией Киева в отношении Приднестровского конфликта. Период неопределенности продолжается второй десяток лет. Москва рассматривает неопределенность в Приднестровье, как один из аспектов российско-украинских отношений. В начале 2000 годов наблюдалась более активная политика. Были возвращены совместные маневры России и Молдавии. Однако после выборов Президента Молдавии в 2005 году продолжился курс на интернационализацию урегулирования приднестровского конфликта и исключения России из миротворческого процесса и замены российских миротворцев натовскими или украинскими. В нарушение договоренностей 1997 года Украина и Молдавия под видом пресечения контрабанды из Приднестровья 3 марта 2006года начали экономическую блокаду Приднестровья. Целью, которой является привлечения США и ЕС к переговорному процессу по нейтрализации независимости Приднестровья и принуждения Тирасполя к присоединению на условиях Кишинева. Юридически Молдова нейтральное государство. И как у всякого нейтрального государства большая часть сил приходится на полицейские и пограничные войска. В состав вооруженных сил РМ входят национальная армия, войска карабинеров и погранвойска. В национальной армии по постановлению парламента должно состоять 7200 человек. На сегодняшний день насчитывается 6800 военнослужащих и около 2000 гражданских лиц. Общая численность военнослужащих примерно в три раза больше. В Национальной армии Молдовы шесть бригад: три мотопехотные, одна артиллерийская, одна ПВО и смешанная авиационная. Полк связи, инженерно-технический батальон, отдельный батальон охраны и обеспечения, батальон "голубых касок". Батальон спецназа "Фулджер" ("Молния"). На вооружении армии имеются 229 единиц бронетехники, артиллерийских орудий – 226, около 30 вертолетов "Ми-8". Средства ПВО: ЗРК "С-200", "С-125", "С-75", ПЗРК "Игла". Корпус карабинеров около 11000 человек. Из его состава вдоль границы с Приднестровьем размещены около 3800 человек, 19 единиц бронетехники. СпецНаз МВД – 2500 человек, 4 батальона ОПОНа, части РУОПа и ГУОПа – всего внутренние войска составляют около 27 000 человек. Пограничные войска насчитывают около 7000 человек. Численность министерства национальной безопасности неизвестна Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) и 7 отрядов черноморского казачьего войска.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |