Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы планирования




P - VC

P – VC

в денежном выражении: Q кр = FC,

1 — _VC_

P

3. Объем продукции для обеспечения установленной суммы прибыли: Q = Pr + FC,

4. Предельный уровень цен: P = VC + (FC + Pr)

Q

ВОПРОС № 2

Одним из важнейших рычагов повышения эффективности производства является цена – это денежной выражение стоимости; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно-необходимого рабочего времени.

Функция цены является проявлением ее внутреннего содержания. Можно выделить 5 функций.

1. Учетная функция. Являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение потребности в той или иной продукции. Цена измеряет сколько затрачено труда, сырья, материалов и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете, цена показывает не только величину совокупных издержек, но и размер прибыли. В этой функции цена выступает одним их главных показателей эффективности производства и служит ориентиром для принятия хозяйственных решений и инструментом внутрифирменного планирования.

2. Стимулирующая функция. Выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению или сокращению выпуска и потребления тех или иных товаров. С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать: (НТП, экономию затрат ресурсов, изменение качества продукции, изменение структуры производства и потребления). Стимулирование осуществляется путем установления повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене.

3. Распределительная функция связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между: отраслями экономики, различными формами собственности; регионами страны; фондом накопления и фондом потребления; различными социальными группами населения. Так, с помощью высоким розничных цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили) обеспечивается перераспределение с помощью бюджета денежных средств определенной части населения с высоким уровнем доходов для формирования специальных фондов, используемых для социальной защиты малообеспеченных категорий населения. Распределительная функция цены предусматривает также учет в цене товара акциза, НДС и других форм, которые поступают в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды.

4. Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и потребления и требует принятия необходимых мер по их преодолению. Равновесие между ними достигается либо увеличением/сокращением производства товаров, либо путем роста/снижения цены, либо тем, и другим методом одновременно. В условиях рыночных отношений цена в этой функции выполняет роль стихийного регулятора общественного производства: сокращается количество товаров, не пользующихся спросом, а материальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпуска товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом.

5. Функция цены как критерия рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется «перелив» капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов – туда, где норма прибыли более высокая. В настоящее время капиталы вкладываются преимущественно в торгово-посредническую деятельность, где их оборот и норма прибыли существенно выше, чем в других отраслях. Вложение же капиталов в производственные виды деятельности при достаточно длительном цикле производства и в условиях инфляции приводят к обесцениванию средств, вкладываемых в эту сферу.

Установление цены – сложный и многоэтапный процесс. Обоснованная ценовая политика – одно из главных условий достижения целей предприятия. Необходимость установления или пересмотра цен возникает в связи с изменением рыночной ситуации, действиями конкурентов, изменениями в технологии производства продукции, изменениями на рынках ресурсов.

Этапами выработки ценовой политики являются:

- установление целей;

- анализ ценообразующих факторов;

- выбор метода ценообразования;

- установление цены.

Целями ценовой политики могут являться:

- сохранение или упрочение положения предприятия на рынке;

- максимизация прибыли предприятия (минимизация убытков);

- увеличение объемов реализации продукции или услуг;

- расширение рынков сбыта.

Основными факторами, влияющими на уровень цен, являются:

- уровень спроса и предложения и их соотношение;

- характер спроса и предложения (устойчивость, эластичность);

- ценовая конкуренция;

- государственное регулирование цен (прямое регулирование);

- налоговая, финансовая, валютная, внешнеторговая, социальная политика государства (косвенное регулирование);

- структура каналов товародвижения и объемы реализации продукции по каждому из них (зависят от вида производимой продукции и маркетинговой стратегии предприятия);

- динамика производственных издержек.

Учет перечисленных факторов позволят правильно выбрать метод ценообразования. Основой для установления цен, которая и определяет метод ценообразования, чаще всего является:

- производственные издержки;

- доход на капитал;

- текущий уровень цены;

- покупательская реакция.

 

ВОПРОС № 3

В современных условиях хозяйствования большое значение придается планированию внешней и внутренней среды предприятия. Предположение, что рынок исключает планирование, ничем не обосновано. Наоборот, в условиях конкурентной борьбы за потребителей поставщики товаров вынуждены тщательно планировать свою деятельность. Известно, что около 40% рыночных неудач объясняются недостатками планирования. Любые просчеты в планировании неизбежно ведут к нарушению производственного ритма, потерям средств и времени.

План – это целевое описание последовательно связанных действий и событий, в котором поэтапно от начала и до конца планового периода характеризуется обязательное качественное и количественное состояние планируемого объекта. В нем предельно четко и подробно указываются:

· цель деятельности предприятия и его структуры на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей (с указанием конкретных видов выпускаемой продукции и характера работ);

· правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана;

· этапы и сроки выполнения работ;

· исполнители плана по срокам и видам работ;

· методы, этапы и средства контроля выполнения плана.

 

Планирование – это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности предприятия на ближайшую и отдаленную перспективу.

Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. Основными задачами планирования являются:

1) согласование по времени осуществления мероприятий, охватывающих сферу производства, маркетинга, управления;

2) маркетинговые мероприятия;

3) эффективное использование производственных ресурсов предприятия;

4) обеспечение стратегии специализации, кооперации и интеграции производства за счет координации внутренних и внешних связей и взаимодействий;

5) решение проблем социального развития трудовых коллективов, экологических проблем и рационального использования природных ресурсов;

6) осуществление контроля деятельности предприятия.

1.Балансовый метод выражает свою экономическую сущность в виде балансовых моделей. Их разработка позволяет устанавливать материально-вещественные, трудовые и стоимостные пропорции на уровне балансов. Главной задачей составления любого баланса является обеспечение соответствия распределяемых потребностей с возможными ресурсами. Балансы широко используются при разработке оперативных, годовых, среднесрочных и долгосрочных прогнозов и планов.

В планировании четко выделяются следующие основные балансы: трудовые, материальные, земельных угодий, энергетические, финансовые и др. В планировании сельского хозяйства, в частности, используются балансы сельскохозяйственных угодий, пашни, посевных площадей, семян, органических и минеральных удобрений, энергетических мощностей, средств механизации, трудовых ресурсов, кормов по видам и группам, основных фондов, производства и распределения продукции растениеводства и животноводства и др.

 

2.Программно-целевой метод используется для разработки целевых программ. Он основывается на выборе реально поставленной цели функционирования объекта и разработке для него нескольких вариантов взаимоувязанных экономических и социальных программ.

Этот метод используется при решении отдельных крупных проблем и предполагает многообразие целей: научно-технических, организационно-экономических, экологических и т.д. В процессе планирования все эти цели пересекаются, находятся в определенных взаимосвязях и соотношениях, в итоге необходимо сопоставить подготовленные программы с учетом различных целей, т.е. провести «конкурс целей».

 

Программно-целевой метод имеет два подхода: целевой и комплексный.

Целевой подход определяет разработку иерархически взаимосвязанных целей развития предприятия, выделение ведущих целей и подцелей, определение приоритета целей и их реализацию во времени.

Комплексный подход предполагает увязку технических, технологических, организационных факторов процесса производства.

3.Нормативный метод базируется на нормативной базе планирования, которая включает совокупность прогрессивных норм и нормативов.

Прогрессивная технико-экономическая норма – это научно обоснованная мера предельной или минимально допустимой величины технико-экономического показателя плана конкретного хозяйства (например, нормы затрат материальных ресурсов, естественной убыли, затрат труда и заработной платы, личного потребления и др.).

Норматив – регламентированные, обобщенные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов. Их устанавливают аналитическим или расчетным путем на укрупненные измерители (на единицу оборудования, на квадратный метр площади и т.д.). В планировании предприятий широко используются следующие нормативы: оценки производственного потенциала, основных и оборотных средств, социально-экономического развития, финансовые, штатные и др.

4.Расчетно-конструктивный и экономико-математические методы

В основе вариантного, или расчетно-конструктивного, метода лежит разработка различных вариантов технико-экономических коэффициентов, материально-денежных затрат, балансовой увязки отраслей и элементов производства. Он широко применяется в разработке прогнозных сценариев, оперативных и перспективных планов.

Как в прогнозировании, так и в планировании все шире используются экспертные методы, методы экстраполяции, вся система экономико-математических методов и математических теорий.

 

В зависимости от специфики планируемого объекта, сложности решаемых задач, состояния внутренней и внешней среды предприятия, период, на который составляется план, может измеряться днями, месяцами, годами. Интервал планирования – заранее установленный период, необходимый для достижения конечного результата, предусмотренного планом. В зависимости от интервала планирования различают долгосрочное (стратегическое), краткосрочное (тактическое) и оперативное планирование. В целом долгосрочное, текущее и оперативно-календарное планирование взаимосвязаны и представляют собой единую систему планирования.

Стратегическое планирование осуществляет постановку стратегических целей и четкое предвидение детальных событий во внешней экономической деятельности объекта на перспективу. Оно основывается на прогнозах вероятного изменения рыночной среды. Стратегические (перспективные) планы определяют направление, масштабы и темпы экономического и социального развития предприятия на несколько лет вперед. Они основываются на основе оптимального варианта, т.е. при прогнозе максимального количества продукции при минимальных затратах труда и средств и получения максимальной прибыли. По предприятию план должен быть органически связан с прогнозом развития отрасли в районе, регионе.

На предприятиях составляют два вида перспективных планов: организационно-хозяйственного устройства и экономического развития (обычно охватывают 2-5 лет).

План организационно-хозяйственного устройства (оргхозплан) с.-х. предприятия представляет собой проект рационального построения предприятия, в котором все элементы производства находятся в научно обоснованных пропорциях, обеспечивающих расширенное воспроизводство и высокорентабельное ведение хозяйства

План экономического и социального развития более конкретен. В нем разрабатывается система ведения хозяйства с обоснованием производственной и социальной структуры предприятия.

Перспективный план является основой для составления годового плана, представляющего собой программу работы хозяйства на конкретный календарный год (текущее планирование). Его разрабатывают по большему числу показателей, детализируя сроки выполнения заданий, доводят их до исполнителей. Форма годового плана едина для предприятий различных организационных форм. При текущем планировании учитываются перечень наименований выпускаемой продукции, величина затрат ресурсов по срокам и направлениям их осуществления, численность персонала, основные финансовые показатели.

Цехи, участки, бригады работают в основном по оперативно-календарным планам и хозрасчетным заданиям, которые разрабатывают одновременно с производственно-финансовым планом. Они могут охватывать квартал, месяц, декаду, сутки, смену, иногда даже час. По сути, этот план представляет собой детализацию текущего плана.

Период, на который разрабатывается план, а также функциональное количество разделов плана предприятия, их названия различаются в зависимости от отраслевой принадлежности, размеров предприятия и сложившихся традиций. В частности, на малом предприятии отсутствуют цеховые планы, не разрабатываются долгосрочные планы, финансовое планирование совмещается с бухгалтерским учетом и отчетностью.

В промышленности используются следующие показатели и нормативы:

· подетальный перечень и объем выпуска продукции в течение планируемого периода;

· качество изготовленной продукции по соответствующим оценочным показателям;

· численность персонала по категориям и объем выпуска продукции на одного работающего;

· фонд заработной платы;

· нормы расходования материалов на единицу изделия или на плановый объем работы;

· нормы потерь, в т.ч. брака, поломок, естественной убыли, внеплановых простоев оборудования и ремонтов и т. д.

В строительстве в зависимости от размеров строящегося объекта и степени специализации бригад и участков используются различные варианты. Комплексным бригадам устанавливаются следующие показатели и нормативы:

· возведение объекта в заданный по договору срок;

· смета затрат на СМР, исчисленная по нормативам;

· численность персонала;

· фонд заработной платы, исчисленной но нормативам.

На транспорте, в т.ч. в транспортных цехах важнейшими плановыми показателями являются:

· объем перевозимых в течение периода (месяца, суток) грузов или количество пассажиров на единицу транспортных средств по их категориям;

· расход топлива (электроэнергии) на единицу перевозимых грузов (пассажиров);

· фонд заработной платы персонала;

· расход вспомогательных материалов и нормы затрат на ремонт подвижного состава;

· коэффициент загрузки подвижного состава (использование нормативной грузоподъемности);

· коэффициент выхода подвижного состава на линию (работоспособность транспорта);

· соблюдение графиков движения и сроков доставки грузов.

Контроль исполнения внутрипроизводственных планов на предприятиях в большинстве случаев ведется по отклонениям. При несовпадении планового и фактического значений показателя обязательно проводится анализ его причин.

Учет и контроль исполнения порученной работы наряду с планированием – главные составные части производственного управления. На многих предприятиях устанавливаются непрерывный учет и контроль (мониторинг) за ходом производственного процесса, предусматривающее информирование руководителя об отклонениях от планового задания сразу после обнаружения или по установленному режиму (каждый час, в конце рабочей смены, раз в сутки и др.).

 

ВОПРОС №4

Важнейшим условием успешной работы предприятия является обеспечение производства заказами потребителей, которые формируются за счет поддержания постоянных связей с потребителями и на основе маркетинговых исследований. На основе заказов составляются текущие и оперативно-календарные планы предприятия. План производства предприятия на основе полученных заказов формируется отделом сбыта. При этом портфель заказов отдела сбыта состоит из трех разделов:

1. текущие заказы, обеспечивающие безостановочную повседневную работу предприятия;

2. среднесрочные затраты (со сроком исполнения до 1-2 лет и более);

3. перспективные заказы (в том числе прогнозные на 2-5 лет и более).

Текущие заказы в основном подкрепляются договорами, заключенными отделом сбыта на поставку продукции. Изготовление продукции, на которую не заключен договор, может быть начато лишь при твердой уверенности предприятия в ее реализации. Перспективные и среднесрочные заказы также было бы желательно готовить на основе договоров. Однако далеко не всегда можно найти заказчика, который мог бы гарантировать покупку продукции на несколько месяцев и даже лет вперед. Поэтому предприятия вынуждены постоянно рисковать, полагаясь на прогнозы и данные маркетинговых исследований.

Чтобы минимизировать риск, не обанкротиться многие предприятия придерживаются следующих правил:

· Наличие договора на поставку как условия для начала процесса создания продукции, которую планируется вывести на рынок.

До этого может быть проведена подготовка технической документации, необходимых производственных мощностей, расчет себестоимости, перспективной цены и трудоемкости изделия, определены потенциальные поставщики сырья, материалов и комплектующих изделий для выпуска продукции. Далее подготовку останавливают, ожидая реального заказа.

 

· Максимальная унификация комплектующих узлов, технологии по всей номенклатуре изготовляемых изделий.

В этом случае при отказе потребителя от изделия, производство которого уже начато, можно быстро и без больших потерь переключиться на изготовление другого изделия, имеющего спрос.

 

· Непрерывный поиск надежных и выгодных рынков сбыта продукции.

Необходимо также иметь в наличии страховые рынки сбыта, где готовую продукцию с меньшей выгодой можно было бы реализовать, но не допустить простоя мощностей предприятия из-за отсутствия заказов потребителя.

 

· Стремление к достижению хотя бы минимальных преимуществ продукции предприятия по сравнению с продукцией конкурентов.

Эти преимущества (внешний вид, простота в эксплуатации, цена) могут касаться лишь какого-то одного параметра изделия и учитывать интересы какой-то одной группы потребителей, но обязательно должны присутствовать. Стремление превзойти конкурента по всем параметрам обойдется очень дорого. Предприятие при этом проиграет в получении дохода. Однако на новые рынки, где прочно закрепились конкуренты, предприятия должны выходить с продукцией, имеющей явные преимущества.

 

· Осуществление активного комплекса маркетинговых мероприятий в рамках процесса продвижения продукции.

Реклама, личные продажи, стимулирование сбыта, связи с общественностью и др.

 

· Удержание потребителей.

Стремление стать как можно более надежными партнерами для всех потребителей, помня, что малозначительных упущений и второсортных потребителей не бывает. Добрая и дурная слава о предприятии распространяется очень быстро.

 

· Работа с поставщиками.

При этом отбирать их по: качеству поставляемой продукции; его надежности; цене поставляемых товаров; гибкости производства, его способности перестраиваться применительно к новым потребностям покупателя.

 

Для планирования перспективного портфеля заказов необходима хорошо отлаженная система сбора и анализа научно-технической и рыночной информации. Это позволяет заранее выделить:

- перспективные разработки, обладающие несомненной полезностью и отсутствующие на рынке (или недостаточно представленные на нем), освоение которых не представляет сложности для предприятия;

- перспективные разработки, внедрение которых требует значительных временных затрат и финансовых усилий со стороны предприятия;

- разработки, требующие детального изучения, в том числе и в отношении экономической целесообразности их внедрения;

- неперспективные.

При этом должны быть учтены:

- законодательные ограничения;

- конкурентная среда;

- возможности предприятия, его поставщиков, смежников, торговых представителей и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 910; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.