Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешнеторговая политика




 

Внешнеторговая политика – это целенаправленное воздействие государства на внешнеторговые отношения с другими странами.

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ:

  1. изменение степени и способов включения данной страны в международное разделение труда;
  2. изменение объёмов экспорта (импорта);
  3. обеспечение страны необходимыми ресурсами;
  4. изменение соотношения экспорта (импорта).

 

ГРУППЫ ИНСТРУМЕНТОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • административные;
  • запреты (ограничения) экспорта (импорта);
  • лицензирование (квоты) экспорта (импорта);
  • добровольное ограничение экспорта (импорта);
  • экономические;
  • таможенные пошлины;
  • сборы;
  • акцизы;
  • внутреннее налогообложение;
  • уравнительное пограничное налогообложение;
  • технические барьеры в торговле;
  • стандарты и технические нормы;
  • методы определения соответствия стандартам;
  • нормы и правила безопасности;
  • системы сертификации;
  • санитарно-ветеринарные нормы;
  • нормы здравоохранения;
  • меры, содействующие национальным экспортёрам и производителям товаров для экспорта;
  • различные субсидии;
  • валютно-финансовые инструменты;
  • маневрирование учётной ставкой Центробанка;
  • направленное воздействие на повышение (понижение) курса валюты;
  • использование кредитных механизмов;
  • торгово-договорные и другие средства;
  • обеспечение правовых условий для развития внешней торговли (двусторонние и многосторонние соглашения).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ:

 

  1. политика свободной торговли (freetrader) – это отказ или воздержание государства от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, но при этом государство заключает договоры с другими странами с целью создания благоприятных условий за рубежом для национальной экономики.

Положительные стороны:

  • даёт максимальную свободу для действия рыночных сил в стремлении получить максимальные выгоды из международного разделения труда и международного товарного обмена;
  • страны становятся более взаимосвязаны и политически развиты;
  • даёт преимущество более сильным в экономическом плане странам или более сильным отраслям.
  1. политика протекционизма (protectionism) – это государственная политика, направленная на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции. Политика исключает свободное действие рыночных сил, предпочитается слабыми странами.

Положительные стороны:

  • облегчает развитие молодых отраслей производства, которые лучше развиты в других странах;
  • является необходимым условием индустриализации в развивающихся странах;
  • сокращает безработицу.

Отрицательные стороны:

  • в длительной перспективе приводит к формированию неэффективной отраслевой структуры национальной экономики;
  • возможна автаркия – крайняя форма, стремление страны ограничить импорт только объёмами экспорта, внешнеторговое сальдо стремится к нулю;
  • селективный протекционизм – защита не всей экономики, а отдельных отраслей;
  • коллективный протекционизм – протекционизм, проводимый интеграционными группировками по отношению к третьим странам.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБМЕН ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКЕ РФ

 

Международный технологический обмен – это широкий спектр международных экономических отношений, включающий международную торговлю технологиями, оборудованием и машинами, продажа патентов, лицензий, а также предоставление сопутствующих услуг.

 

Субъекты международного технологического обмена:

1. государство;

2. коммерческие фирмы;

3. международные фонды.

 

Объекты международного технологического обмена – результаты интеллектуальной деятельности представлены в следующих формах:

1. овеществлённая – оборудование, агрегаты, инструменты;

2. не овеществлённая – техническая документация, знания, опыт, патенты и т.д. (в чистом виде не продаются).

Этапы жизненного цикла технологического оборудования:

1. экспорт технологий в общественной форме – сконцентрированы новые идеи, принципы;

2. прямые зарубежные инвестиции и создание за рубежом производств по выпуску продукции, технологии;

3. экспорт голых лицензий – уступка (продажа) прав собственности на запатентованные (не запатентованные) технологии. Часто в данном случае создаются совместные предприятия.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИЙ:

  • по масштабам;
  • международный;
  • национальный;
  • по каналам;
  • межфирменный;
  • внутрифирменный;
  • по способам передачи технологий;
  • на некоммерческой основе;
  • на коммерческой основе.

На некоммерческой основе:

Формы передачи технологий:

  • информационные массивы специальной литературы, компьютерные банки данных, патенты, справочники;
  • конференции, выставки; семинары, симпозиумы;
  • обучение, стажировки, практика студентов, специалистов на паритетной основе;
  • миграция учёных, специалистов из научных в коммерческие структуры, из одной страны в другую;
  • основной поток передачи – непатентоспособная, не коммерческая информация, деловые игры, открытия и т.д.

На коммерческой основе:

Формы передачи технологий:

  • продажа технологий и техники в материализованной форме;
  • прямые зарубежные инвестиции и сопровождающая;
  • продажа патентов на коммерческой основе;
  • продажа лицензий (кроме торговых марок);
  • совместное проведение научно-исследовательских и опытных конструкторских разработок;
  • инжиниринг.

ТОРГОВЛЯ РЕЗУЛЬТАТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Интеллектуальная собственность – это широкий спектр результатов творческой деятельности человека в области производства, науки, техники культуре, искусстве и аудиовизуальной технике.

Объекты интеллектуальной собственности – творения человеческого разума.

Интеллектуальная собственность – некая информация на материальном носителе, которую можно распространить по всему миру с неограниченным числом копий.

Вводятся ограничения на:

· срок действия (патент не более 20 лет);

· охранные документы;

· объёмы производства;

· вопросы тиражирования.

 

Интеллектуальная собственность охватывает, как понятие, две сферы прав:

1. Права на промышленную собственность – объекты, являющиеся продуктом умственной деятельности и используемые в любых отраслях промышленности. Вопросами регулирования занимается Парижская конвенция 1883г. и последующие акты.

Объекты промышленной собственности:

· изобретения;

· полезные модели;

· промышленные образцы;

· товарные знаки;

· знаки обслуживания;

· наименования мест происхождения товара.

2. Авторское право – объекты, являющиеся продуктом умственной деятельности, используемые для интеллектуальных потребностей человека в науке, искусстве, литературе и архитектуре. Вопросами регулирования занимается Бернская конвенция.

Объекты авторского права:

· литературные и художественные произведения;

· научные работы и научные труды;

· музыкальные произведения;

· исполнительная деятельность.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛИЦЕНЗИОННАЯ ТОРГОВЛЯ

 

Лицензия – разрешение на использование другим лицом изобретения, технологии, ноу-хау; бренда и др. в течение определённого срока и за вознаграждение.

 

Лицензиар – продавец лицензии.

Лицензиат – покупатель лицензии.

Виды лицензий:

  • По обеспеченности патентом:

патентная – выдаётся на патентные изобретения;

беспатентная – права обеспечиваются секретностью.

  • По характеру и объёму прав на использование:

простая (не исключительная) оставляет лицензиару возможность предоставлять лицензию на данную технологию и другим лицензиатам на определённой территории;

исключительная – предусматривает монопольное право лицензиата использовать лицензию и отказ лицензиара от самостоятельного использования на оговоренной территории;

полная – представляет лицензиату исключительное право на использование патента в течение срока действия и отказ лицензиара от самостоятельного использования в течение конкретного срока;

  • По условию предоставления и использования:

чистые – продаётся лицензия только на конкретное изобретение;

сопутствующая – продажа оборудования, машин с продажей лицензией;

возвратная – предоставление лицензиару для использования технику, разработанную лицензиатом по основному договору;

перекрёстная – взаимное предоставление прав патентообладателя в тех случаях, когда они не могут осуществлять деятельность, не нарушая прав друг друга;

принудительная – используется, когда патентообладатель не использует лицензию эффективно, и его заставляют её продать;

открытая – предоставление права на использование объекта на основании заявления патентообладателя о предоставлении лицензии любому заинтересованному лицу;

обязательная – разрешение на использование объекта промышленной собственности, выдаваемое по решению правительства без спроса патентообладателя;

сублицензия – предоставление лицензиатом прав на использование объекта третьими лицами при согласии лицензиара. Все условия оговариваются в основном договоре.

 

 

Тема 4. ПОИСК ИНОСТРАННОГО ПАРТНЁРА

4.1. ПОИСК ИНОСТРАННОГО ПАРТНЁРА

Выбор партнёра (контрагента) начинается обычно с выбора страны. Предпочтения отдаются той стране, с которой уже есть деловые отношения, освоена правовая база, отсутствует дискриминация по отношению к другим странам.

 

При выборе фирмы партнёра изучают её характеристики:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.