Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и структура цен




Важнейшей экономической категорией, влияющей на результаты работы любого субъекта хозяйствования независимо от его специализации, является цена. Цена позволяет измерить величину затраченного общественно необходимого рабочего времени. В цене находят отражение такие факторы как качество, спрос, предложение, варианты наиболее выгодного вложения инновационно-инвестиционных ресурсов, использование трудовых, материальных, финансовых ресурсов и т.д. С помощью эффективной системы ценообразования на предприятиях можно достичь хорошей результативности и наоборот. Если цена не будет возмещать общественно необходимые затраты, то несостоятельность и банкротство станут объективной реальностью любого субъекта хозяйствования. Поэтому специалистам всех уровней очень важно знать сущность цен, факторы, влияющие на уровень цен, систему ценообразования и т.д.

Цена представляет собой денежное выражение стоимости всего того, что производится, продается и покупается на рынке, включая товары, работы и услуги, активы и факторы производства. Цены являются важнейшим экономическим рычагом, с помощью которого государство воздействует на развитие экономики в целом, экономики отдельных предприятий, конкуренцию товаропроизводителей, конкурентоспособность продукции, на НТП.

Как экономическая категория, цена используется для определения:

1) объема производства в стоимостном выражении;

2) для определения темпов роста объема производства;

3) для определения отраслевой структуры промышленности и народного хозяйства;

4) для учета инвестиций, а также основных и оборотных средств;

5) для расчета себестоимости изготовления продукции;

6) при помощи цен возмещаются затраты на изготовление и реализацию продукции.

Цены выполняют ряд функций:

1) учетная – с помощью цены можно определить, сколько стоит обществу производство данной продукции. Это позволяет использовать цену для определения оптимального размера предприятия, уровня его специализации, объема необходимых инвестиций на освоение новых видов продукции и сокращение потерь от брака.

2) стимулирующая – цены либо заинтересовывают предприятие к выпуску продукции, либо к снятию с производства. Первый случай наблюдается, когда действующие на рынке цены возмещают товаропроизводителю расходы на изготовление продукции и обеспечивают прибыль для дальнейшего развития производства. А если цены не возмещают расходы, то предприятие убыточно. Если цены возмещают расходы предприятия, но не обеспечивают прибыль, то предприятие не может иметь источника финансирования дальнейшего развития.

3) регулирующая – на основе уровня цен регулируется спрос на отдельные виды продукции;

4) распределительная – заключается в том, что часть валового дохода общества перераспределяется между предприятиями, бюджетом и внебюджетными фондами.

В зависимости от объектов обслуживания различают следующие виды цен:

1) отпускная цена предприятия;

2) оптовая цена;

3) розничная цена.

Отпускная цена предприятия включает в себя себестоимость производства и реализации продукции, налоги и отчисления, которые увеличивают цены, и прибыль предприятия. К налогам, увеличивающим цену, относятся:

* НДС (20 %);

* на определенный круг товаров устанавливается акцизный налог (алкогольные напитки, табачные изделия, предметы роскоши и т.д.).

Предприятия по отпускным ценам реализуют свою продукцию оптовым базам и торговым организациям.

Оптовая цена состоит из отпускной цены предприятия; сбытовых наценок, которые используются оптовыми организациями на покрытие собственных расходов, и образующейся прибыли.

По оптовым ценам оптовые базы реализуют продукцию торговым организациям.

Розничная цена включает оптовую цену, торговую наценку, которая используется торговыми организациями на покрытие собственных расходов и получение прибыли. По розничным ценам торгующие организации реализуют продукцию населению.

Процентное соотношение перечисленных элементов в составе цены составляют ее структуру.

В условиях перехода к рыночным отношениям предприятия ставят целью расширение рынков сбыта своей продукции, разрабатывая для каждого вида продукции определенную ценовую стратегию.

В целом ценовая политика должна создавать условия для стабильности цен. Вместе с тем цены должны быть динамичными и гибкими, т.е. возможность цен реагировать на повышение качества продукции, на внедрение передовых технологий, на изменение спроса и предложения.

В любой развитой стране мира государство принимает участие в управлении процессом ценообразования. Во многих государствах создана правовая основа регулирования цен виде законов, постановлений, публикуется статистическая информация о ценах, их уровне и динамике. Эти данные используются при регулировании уровня доходов и их индексации.

В Беларуси действует система регулируемых государством цен, которая предусматривает следующие их виды:

1) Целевые цены, имеющие функцию нормативных индикаторов. Их размер рассчитывается исходя из среднестатистических нормативов затрат для конкретных условий и периода хозяйствования и необходимого для каждого вида продукции уровня рентабельности. Реализация таких цен возможна путем установления определенных правил сбыта, торговли и рыночных взаимоотношений, таможенных режимов, товарных интервенций и поддержания спроса. Данные цены могут широко использоваться для расчета ценовых и неценовых форм поддержки товаропроизводителя, особенно в периоды осложнения рыночного сбыта. Они предусматривают рентабельность на уровне расширенного воспроизводства (35 – 40 %).

2) Гарантированные цены призваны покрыть издержки производства и обеспечить рентабельность на уровне 8 – 10 % при среднеотраслевых условиях хозяйствования и средненормативных затратах. Эти цены могут быть ниже рыночных, но они хорошо защищают товаропроизводителей в периоды спада рыночного спроса и цен и обеспечивают гарантированный сбыт и определенный валовой доход.

3) Пороговые цены рекомендуется применять для защиты и поддержки отечественных товаропроизводителей или их групп при перенасыщении потребительского рынка продукцией, реализуемой по демпинговым ценам. Они устанавливаются, как правило, на уровне рентабельности 2 – 3 %, позволяющем возместить основные производственные затраты и предотвратить разорение поставщиков. Данный вид цен практически не содержит прибыли, поэтому их применение должно быть временным.

4) Залоговые цены практикуются обычно в порядке предварительного заказа на производство продукции. Это договорные цены и исходят из предполагаемых затрат и необходимой прибыли, а также интересов договаривающихся сторон. Преимущество залоговых цен в том, что они способствуют объективному планированию производства и стабилизации производственно-экономических и торговых отношений.

5) Интервенционные цены (минимальные и максимальные) используются в целях устранения дефицита или избытка продукции на рынке, восстановления рыночного равновесия и упреждения резкого колебания розничных цен. Это ценны мониторинга или быстрого действия, когда требуется навести порядок на рынке, сбить потребительский ажиотаж или исключить затоваривание продукцией. При дефиците продукции они выполняют стимулирующую роль и создают благоприятные условия для дополнительного производства и притока продукции на потребительский рынок. При избытке выполняет дестимулирующее значение, делающее дополнительные поставки невыгодными.

В Республике Беларусь в соответствие с законом о ценообразовании разграничены полномочия между центральными и местными органами в вопросах регулирования цен.

К мерам государственного регулирования цен в Республике Беларусь в настоящее время относятся:

* порядок ценообразования;

* контроль за уровнем цен предприятий-монополистов;

* ограничение уровня цен на отдельную продукцию и материально-сырьевые ресурсы;

* лицензирование и квотирование экспорта и импорта.

Лицензирование – получение разрешения на право ввоза и вывоза определенной продукции.

Квотирование – установленная государством доля ввоза и вывоза определенного вида продукции.

На основе мер государственного регулирования в Республике Беларусь существует три вида цен:

-свободные;

-регулируемые;

-фиксированные.

Свободная цена устанавливается объективно на рынке в результате конкуренции. Это исторически исходные и базовые формы ценообразования. Свободные цены обусловлены рыночными законами спроса и предложения, стоимости и т.д.

Регулируемые цены – цены на продукцию, по которой государство определяет предельный уровень прибыли. В основном предельный уровень прибыли устанавливается на продукцию предприятий-монополистов, не имеющих конкурентов. Этим предприятиям устанавливается предельный уровень рентабельности. Если фактический уровень рентабельности превышает предельное значение, то сумма прибыли, превышающая нормативную величину, перечисляется в государственный бюджет.

Предельный уровень цен (декларируемые цены) на продукцию утверждаются департаментом цен.

Фиксированные цены – твердые цены на определенный перечень продукции, размер которых устанавливается государством, и ни предприятие, ни торговля не имеют права их менять. А расходы на производство и реализацию этой продукции, превышающие уровень цены, возмещаются предприятию из средств государственного бюджета (применяются государственные дотации).

В настоящее время фиксированы цены на молоко, хлеб и др. продукты.

При совершении сделок, особенно на международном рынке, применяются различные цены:

1) договорная – цена, установленная по договоренности между продавцом и потребителем или покупателем продукции;

2) контрактная – цена, применяемая при поставках продукции из-за рубежа или зарубежным потребителям;

3) твердая цена – согласуется при заключении контракта и подлежит пересмотру при его выполнении;

4) демпинговая цена – продажа товара за границей по цене более низкой, чем на отечественном рынке;

5) ценовая дискриминация – продажа одного и того же товара конкурирующим покупателям по разным ценам;

6) трансфертные цены – применяются в экономических отношениях внутри предприятия или фирмы. Они необходимы для того, чтобы заинтересовать руководителей структурных подразделений предприятия в принятии правильных управленческих решений и служит информационной базой для их принятия.

Действия, предпринимаемые для увеличения прибыли отдельных подразделений, должны способствовать увеличению прибыли предприятия в целом.

Прибыль, рассчитанная на основе трансфертных цен, является показателем качества управления отдельными подразделениями предприятия.

Трансфертная цена обеспечивает определенную самостоятельность структурных подразделений и наделяет руководителей большими правами при принятии управленческих решений.

Отношения купли-продажи проникают во внутрипроизводственные связи, а трансфертная цена является механизмом их осуществления.

В рыночной экономике различают следующие уровни цен:

1) индивидуальная цена (стоимость). Она реально отражает затраты на производство данного вида товара, работы, услуги. Именно такие затраты являются главным фактором ценообразования. В мировой практике определяют фактические затраты времени на производство единицы товара.

2) отраслевая цена (стоимость). Это средняя индивидуальных цен с учетом доли каждого товаропроизводителя на рынке продукции, работ, услуг. Внутриотраслевая конкуренция приводит к образованию единой отраслевой цены. Данная цена «отсеивает» тех, кто имеет большие издержки производства на данный вид продукции. И наоборот, поощряет тех, кто работает с минимальными затратами трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов.

3) общественная цена (стоимость). Устанавливается в результате межотраслевой конкуренции. Здесь формируется объективная цена производства (сумма издержек и средней прибыли). Именно на общественную цену должны ориентироваться отечественные товаропроизводителей. Она формируется на государственном и межгосударственном уровне.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.