Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Платонова Елена




Экологический менеджмент и экологический аудит в странах с развитой рыночной экономикой

 

 

Рыночные принципы управления природоохранной деятельностью представляют собой внедрение механизмов, основанных на распределении прав (квот) на загрязнение, компенсационных платежей между природо- и недропользователями и являются по своей сущности экономическими методами, но достаточно органично связанными с административно-правовыми. Как показал опыт многих индустриальных стран, платить за загрязнение и восстановление окружающей среды должен природопользователь - виновник нарушения природного равновесия. Схема может быть примерно такой: государство устанавливает только пределы допустимой техногенной нагрузки на конкретные территории и регионы в соответствии с их способностью к самовосстановлению и саморегуляции, т.е. оценивает величину их природного ресурса, и таким образом определяет экологические квоты («квоты на загрязнение»). Далее эти квоты продаются как ценные бумаги на биржевом и внебиржевом рынках. В странах с развитой рыночной экономикой для этой цели существует целая сеть специальных экологических бирж и банков. Проверка же предприятий остается за соответствующими аудиторскими и страховыми экологическими компаниями, специалисты которых - экологи различного профиля (биоэкологи, экогеологи, геоэкологи и др.), исследуют или контролируют ситуацию на основе данных эффективной, многопараметровой и, в значительной степени, автоматизированной системы мониторинга.

Очевидные успехи в области защиты окружающей природной среды в странах с развитой рыночной экономикой связаны в значительной мере с широким развитием экологического менеджмента и экологического маркетинга, а также таких механизмов управления и регулирования воздействием природопользования на окружающую природную среду, какими являются экологический аудит, экологическое страхование, экологическая сертификация и др.. Необходимость сравнения и сопоставления результатов, получаемых с помощью экологического аудита, послужила предпосылкой для формирования стандартов качества экологического менеджмента.

В соответствии с принятым в 1991 г. Британским институтом стандартизации (BSI) определением, ставшим в последствии международным, стандарт – это установленный посредством консенсуса и ясно сформулированный, приложимый на практике документ, который допускает всеобщее и систематическое применение в качестве характеризующего средства для достижения результата, нацеленного на формирование определенной степени порядка в данном контексте. Первый европейский стандарт по экологическому менеджменту был введен в Великобритании в 1992 г. (British Standard for Environmental management systems – BS 7750), который быстро стал распространяться среди других стран Европы. Несколько позже стандарт BS 7750 был использован в качестве основы для разработки Руководства Европейского Сообщества по экологическому менеджменту и экологическому аудиту 1836/93 Ecomanagement and audit scheme (EMAS), принятого Советом ЕС в 1993 г.

Разработка стандартов международного уровня преследует следующие цели:

· обеспечение необходимого обществу качества продукции, услуг и процессов их производства на основе стандартизации и сертификации их потребительских свойств;

· улучшение качества жизни и здоровья населения, обеспечения безопасности и охраны окружающей природной среды;

· рационализация, упрощение и гармонизация технологий для снижения потребности в ресурсах и исключения дублирования производственных процессов;

· упрощение контактов между производителями, потребителями и поставщиками с помощью четких законодательных норм, в том числе и международных;

· поддержка международной торговли, снятие барьеров, препятствующих установлению единых требований к охране окружающей природной среды в международном масштабе.

Созданные в соответствии с требованиями EMAS системы управления содержат государственные регуляторы деятельности по охране окружающей природной среды и конкретные требования к применяемым в природопользовании технологиям.

Непременным условием данной системы является широкая информированность общественности и всех заинтересованных сторон о деятельности природопользователя, производимой им продукции, используемых материалах, ресурсах и т.д., оповещение общественности об экологических целях и задачах природопользователя, а также о результатах его деятельности не реже одного раза в год.

Решение о разработке международных стандартов в области экологического менеджмента явилось следствием Уругвайского раунда переговоров в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). С созданием в 1993 г. при Международной организации ООН по стандартизации Технического комитета «Экологическое управление» (ISO/TC 207), была начата работа по разработке международных стандартов по экологическому менеджменту – стандартов 14000. Основой для них послужили британский стандарт BS 7750, а также уже существовавшие стандарты по системам контроля качества продукции – стандарты ISO серии 9000.

Технический комитет «Экологическое управление» (ISO/TC 207) разрабатывает международные стандарты по следующим направлениям:

· система экологического управления;

· экологический аудит;

· экологическая маркировка;

· оценка характеристик экологичности;

· оценка жизненного цикла;

· термины и определения.

Одним из направлений деятельности Технического комитета «Экологическое управление» (ISO/TC 207) является также разработка природоохранных требований к стандартам на выпускаемую продукцию.

К настоящему времени в серии 14000 (ИСО) в виде стандартов, проектов международных стандартов (ПМС) и проектов комитетов (ПК) насчитывается 20 следующих стандартов (табл. 25)

Система международных стандартов ISO серии 14000 в целом ориентирована не столько на замену национальных нормативов и стандартов, сколько на разработку методов управления природоохранной деятельностью на уровне конкретного природопользователя (предприятия или компании). При этом стандарты ISO выработаны с учетом положительно зарекомендовавшей себя концепции «глобального управления качеством» (totalquality management).

Одним из основных условий достижения экологически безопасного качества продукции является создание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности на региональном, национальном и международном уровнях.

В соответствии со стандартами ISO серии 14000 система управления окружающей природной средой - это часть общей системы экологического менеджмента, включающей организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.

 

 

Таблица 15. Перечень стандартов, проектов международных стандартов (ПМС) и проектов комитетов (ПК).

№ стандарта Наименование стандарта
14001 (1996) Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению.
14004 (1996) Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования.
14010 (1996) Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы.
  14011 (1996) Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой.
14012 (1996) Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.
ПК 14013 Экологический аудит. Управление программами экологического аудита
ПК 14015 Экологическое управление. Оценка объекта (места размещения)
ПМС 14020 Экологическая маркировка. Основные принципы.
ПМС 14021 Экологическая маркировка. Декларация. Термины и определения.
ПМС 14022 Экологическая маркировка. Декларация. Этикетки.
ПМС 14023 Экологическая маркировка. Декларация. Методы испытаний и верификации.
ПМС 14024 Экологическая маркировка по типу 1. Основные принципы и процедуры.
ПК 14025 Экологическая маркировка по типу Ш. Основные принципы и процедуры.
ПК 14031 Экологическое управление. Руководство по оценке характеристик экологичности.
14040 (1997) Оценка жизненного цикла. Принципы и структура.
ПМС 14 041 Оценка жизненного цикла. Параметрический анализ жизненного цикла.
ПК 14042 Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия на окружающую среду.
ПК 14043 Оценка жизненного цикла. Интерпретация результатов.
ПМС 14050 Экологическое управление. Термины и определения.
Руководство ИСО 64 (1997) Руководство по включению экологических аспектов в стандарты на продукцию

 

Основными требованиями к системе экологического менеджмента при природопользовании являются следующие:

· разработка экологической политики природопользования в виде соответствующего документа, содержащего изложение ее принципов и намерений с учетом основных целей и задач природопользователя;

· определение значимых аспектов воздействия природопользования на окружающую природную среду;

· выделение на основе требований природоохранного законодательства приоритетных природоохранных целей и задач с учетом установленных и количественно охарактеризованных значимых воздействий на окружающую природную среду для каждой области хозяйственной деятельности;

· осуществление поставленных целей и задач на основе специально разработанной программы управления воздействием на природную среду, для выполнения которой предусматриваются необходимые ресурсы, сроки, а также определяются ответственные лица;

· определение структуры ответственности, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения программы;

· разработка программы подготовки работников объекта природопользования к действиям в чрезвычайных ситуациях, планов предупредительных мероприятий;

· периодическое проведение аудита системы управления с целью определения ее соответствия установленным ISO 14001 требованиям, а также установления эффективности системы управления.

Созданные в соответствии со стандартами ISO системы управления могут быть сертифицированы на соответствие этим стандартам. В этой связи Европейское экономическое сообщество объявило о намерении допускать на рынок стран содружества продукцию только сертифицированных в соответствии с требованиями ISO или ЕМАS компаний. Данное постановление определило то, что в настоящее время на соответствие международным стандартам ISO или ЕМАS сертифицировано свыше 5000 компаний из более чем 50 стран мира, причем 50 % сертификатов получено компаниями из Европейского экономического сообщества.

Значительное увеличение компаний различных стран мира, прошедших сертификацию на соответствие стандартам ISO, становится одним из основных рыночных инструментов, регулирующих и стимулирующих природоохранную деятельность в современном мире.

К сожалению, согласно этому же постановлению наши отечественные поставщики продукции на рынок стран, входящих в Европейское экономическое сообщество, уже несут финансовые потери в размере до 20 % прибыли.

В Российской Федерации в 1998 г. в качестве государственных стандартов приняты международные стандарты ISO 14001; 14004; 14010; 14012, обозначенные соответственно как ГОСТ РИСО 14001 - 98; 14004 - 98; 14010 - 98; 14012 - 98. Данное обстоятельство создает предпосылки для развития экологического менеджмента в нашей стране, а также для последующей сертификации отечественных природопользователей на соответствие международным стандартам ISO (ГОСТ РИСО 14000).

Управление природоохранной деятельностью невозможно без квалифицированной оценки и анализа этой деятельности, разработки стратегии и рекомендаций по снижению ее негативного воздействия на окружающую природную среду и здоровье людей. Именно эту задачу и решает развивающийся одновременно с экологическим менеджментом экологический аудит. Экологический аудит как механизм управления окружающей природной средой получил развитие в странах с развитой рыночной экономикой. Начиная с 70-х годов, экологический аудит представляет собой интенсивно развивающуюся отрасль предпринимательской деятельности в области экологической индустрии. Экологический аудит как отдельный вид аудирования выделился при приобретении или передаче недвижимого имущества и проводится практически при всех сделках по купле-продаже недвижимости. С 1996 г. действуют международные стандарты ISO серии 14000 – 14010, 14011, 14012, определяющие общие принципы и процедуры экологического аудита, а также особенности его практического применения. Советом ЕС введено определение: экологическое аудирование это средство управления, представляющее систематическую, периодическую, объективную и документированную оценку системы управления и процессов, установленных для охраны окружающей природной среды с целями:

· облегчения контроля практики природопользования, воздействующей на окружающую среду;

· оценки согласованности хозяйственной деятельности с природоохранной экополитикой;

Действующее экологическое законодательство России, включая Закон «Об охране окружающей природной среды» пока не содержит понятия «экологический аудит». Однако, в 1995 г. Минприроды РФ определило организацию сертификации, т.е. подтверждение соответствия сертифицируемого объекта предъявленным ему экологическим требованиям. В настоящее время в Приказе Госкомэкологии РФ (1997) «О системе экологического аудирования» предусмотрены практические шаги по его созданию, тем же Госкомэкологии РФ подготовлены проекты постановления Правительства РФ «О нормативных правовых актах по введению экологического аудирования в Российской Федерации», и «Основные положения экологического аудирования в РФ». И, наконец, в проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений к принятому Государственной Думой Закону РФ «Об охране окружающей природной среды» внесена поправка об экологическом аудировании в России. Законодательствами многих субъектов Федерации экологический аудит предусмотрен нормами законов об охране окружающей природной среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.