КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы словесного и наглядного (сенсорного) воздействия
Соревновательный метод Игровой метод
Метод организации двигательной деятельности в форме подвижной или спортивной игры широко используется в процессе физического воспитания. Сущность метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Характерными чертами игрового метода являются: · высокая эмоциональность; · самостоятельный выбор занимающимися решений двигательных задач (способа бега, прыжков, метаний, преодоления препятствий и др.); · быстрое решение многообразных двигательных задач, внезапно возникающих в условиях постоянно изменяющейся ситуации; · наличие сложного и разнообразного взаимодействия занимающихся в процессе игры. Однако игровой метод затрудняет дозирование физической нагрузки.
Игровым методом рекомендуется пользоваться в процессе физической тренировки с целью уменьшения монотонности учебно-тренировочных занятий.
Метод выполнения упражнений в форме соревнований является весьма полезным, а в отдельных случаях незаменимым в процессе спортивной тренировки. Соревновательный метод стимулирует максимальную мобилизацию физических и связанных с ними психических сил и способностей занимающихся. Все это происходит на фоне высокого эмоционального напряжения, что позволяет: · стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития; · выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями; · обеспечивать максимальную физическую нагрузку; · содействовать воспитанию волевых качеств.
Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех двигательных навыков, которые они должны выполнять на соревнованиях. Несоблюдение этого условия может нанести существенный вред их здоровью.
Методы словесного воздействия на занимающихся обязательно и постоянно применяются в учебно-тренировочных занятиях. По назначению их можно объединить в следующие группы: · методы рассказа, описания, объяснения, в которых слово используется как средство передачи знаний; · методы команды, распоряжения, указания, где происходит воздействие словом в целях управления деятельностью занимающихся; · методы разбора, замечания, словесной оценки, с помощью которых анализируется и оценивается деятельность занимающихся. Методы наглядного (сенсорного) воздействия по назначению способствуют привлечению к процессу познания как можно большего числа сенсорных органов (органов чувств) человека. В процессе физического воспитания наибольший эффект достигается при использовании органов зрения, слуха и двигательных (кинестетических) ощущений. Методы зрительной наглядности подразделяются на непосредственный показ движений, демонстрацию наглядных пособий с помощью современной оргтехники и зрительное ориентирование: · непосредственный показ движений призван создавать общее целостное представление о новом двигательном действии, которым должны овладеть занимающиеся. Движения рекомендуется демонстрировать замедленно, выразительно, выделяя отдельные положения тела остановками. Занимающимся должны быть созданы удобные условия для наблюдения - рациональное расстояние в плоскости основных движений и достаточная повторность показа; · демонстрация наглядных пособий осуществляется с помощью диапозитивов, видеозаписей, различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела), многообразных схем, чертежей, графиков, рисунков, на которых можно создать зрительное представление о разучиваемых движениях и продемонстрировать особенности техники двигательного действия;
· зрительное ориентирование предполагает использование специального оборудования, благодаря которому занимающиеся могли бы ориентировать свои движения во времени и пространстве. Для зрительного ориентирования применяются также сложные технические устройства, подающие световые сигналы о времени, направлении и скорости движений. Например, загорание лампочек в различных местах специального щита для тренировки точности и быстроты бросания мяча в спортивных играх, использование светолидирующих устройств, регламентирующих быстроту и темп передвижения, и т.п. Метод слуховой (звуковой) наглядности заключается в использовании звуков как сигналов, помогающих уточнять пространственные и временные характеристики движений. Заранее обусловленными звуковыми сигналами можно подсказать момент главного усилия или начала какой-либо фазы движения, например, момент разгруппировки тела при прыжке в воду или сгибания тела при выполнении гимнастического элемента на снаряде. С помощью звуковой наглядности хорошо усваивается ритм двигательных действий, который можно обусловить ("простучать") заранее или в процессе выполнения движения. Существуют различные звуколиде-ры, помогающие удерживать заданный темп движений. При использовании звуковых сигналов необходимо учитывать время двигательной реакции занимающихся и подавать сигналы с сответствующим опережением. Методы и приемы двигательной наглядности направлены на организацию восприятия занимающимися ощущений, поступающих от двигательного аппарата (от двигательного анализатора). Примером двигательной наглядности является направляющая помощь при движениях - принудительное "проведение по движению", например, проведение преподавателем руки занимающегося при обучении замаху во время метания мяча. Освоить движение помогает прием фиксации положений тела или его частей в отдельные моменты двигательного действия. Развитию двигательных ощущений соответствуют тренажеры, специально создаваемые для обучения различным видам физических упражнений.
4.5. Структура учебно-тренировочного занятия
Учебно-тренировочное занятие строится с учетом реализации методических принципов спортивной тренировки. Оно может состоять из четырех или трех частей. Из четырех частей строятся занятия преимущественно со студентами, не имеющими спортивной квалификации. Такие занятия состоят из вводной, подготовительной (разминки), основной и заключительной частей. Тренировочные занятия с квалифицированными спортсменами и самостоятельные занятия студентов состоят из трех частей, где две первые части объединяются в одну под названием вводно-подготовительная часть, или разминка. Можно рекомендовать следующее примерное распределение времени по частям занятия: · в первом случае вводная часть - 3...5 мин, подготовительная (разминка) - 20...25 мин, основная - 50...60 мин, заключительная - 5.. 10 мин, всего 90 мин; · во втором - вводно-подготовительная часть (разминка) - 20...30 минут, основная часть - 55...60 минут, заключительная часть - 5...10 минут, всего 90 минут.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |