Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы экологического нормирования




Экологическое нормирование является эффективным инструментом управления природоохранной деятельностью, так как устанавливает допу­стимые значения нагрузок на окружающую природную среду.

В соответствии с законом Республики Беларусь «Об охране окружаю­щей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуще­ствляют в целях государственного регулирования воздействия хозяйствен­ной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохране­ние благоприятной окружающей среды и обеспечение управления приро­допользованием и природоохранной деятельностью.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов до­пустимого воздействия на окружающую среду, лимитов на природополь­зование, а также иных нормативов в области охраны окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также иные нормативы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей сре­ды. Согласно ст. 18 закона «Об охране окружающей среды» они устанав­ливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Респуб­лики Беларусь и иными специально уполномоченными республикански­ми органами государственного управления в соответствии с их компе­тенцией.

Основными требованиями к разработке нормативов в области охраны окружающей среды являются:

- установление оснований их разработки;

- проведение научно-исследовательских работ по их обоснованию;

- оценка и прогнозирование экологических, социальных, экономичес­ких последствий их применения;

- иные требования, устанавливаемые законодательством Республики Беларусь.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на уровне, обеспечивающем экологическую безопасность, и применяются для оценки состояния окружающей среды и нормирования допустимого воздействия на нее.

К нормативам качества окружающей среды относят:

- нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ;

-нормативы предельно допустимых физических воздействий;

-нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

-иные нормативы качества окружающей среды.

В целях сохранения особо охраняемых природных территорий, курортных и рекреационных зон, а также типичных и редких природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение, могут устанавливаться более жесткие, чем действующие на остальных территориях, нормы качества окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды включают предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ (ПДК) - максимальные концентрации вредных веществ в почве, воздушной или водной среде, при превышении которых отмечается их негативное воздействие на здоровье а и окружающую среду. ПДК устанавливаются на основании комплексныx исследований действия и аккумуляции загрязнителей в окружающей среде и контролируются органами Минприроды, санэпидемслужбы и др.

Для каждого вещества, загрязняющего атмосферу, устанавливаются два нор-матива: максимальная разовая и среднесуточная ПДК.

Максимальная разовая (ПДКмр) устанавливается для предупреждения рефлекторных реакций у человека при кратковременном воздействии атмосферных загрязнений (до 20 мин), а среднесуточная (ПДКсс) - с целью предупреждения общетоксического, канцерогенного и другого влияния на организм человека. Для санитарной оценки воздушной среды предприятий также используют показатель ПДКрз. - предельно допустимая концентрация химических веществ в воздухе рабочей зоны, мг/м3.

Для веществ, ПДК которых не определены, устанавливаются ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ).

Списки ПДК и ОБУВ составляются Министерством здравоохранения регулярно дополняются и уточняются.

Уровень загрязнения воздуха зависит не только от концентрации вред­ного вещества, выбрасываемого в атмосферу, но и от выбрасываемого в единицу времени объема газовоздушной смеси, в которой содержится вред­ное вещество. Произведение концентрации С (мг/м3) вредного вещества на объем V3/с) газовоздушной смеси дает количество вредного веще­ства М (г/с), выбрасываемого из источника в единицу времени:

 

M=CV.

При контроле за выбросами (непосредственно на источниках) нужно определять фактическое количество вредного вещества М, выбрасывае­мого в атмосферу в единицу времени.

ПДВ вредных веществ в атмосферу устанавливают для контроля за выбросами в атмосферу непосредственно на их источниках в связи с необ­ходимостью соответствующего нормирования.

Норма ПДВ (в г/с) представляет собой количество вредных веществ, которое не разрешается превышать при выбросе в атмосферу в единицу времени. Величину ПДВ нормируют для каждого источника загрязнения атмосферы при условии, что выбросы вредных веществ данным источни­ком и совокупностью других с учетом рассеивания этих веществ в атмос­фере не создадут приземных концентраций, превышающих ПДК.

 

При проектировании предприятий и при контроле за выбросами в ус­ловиях эксплуатации должно быть обеспечено соотношение:

М<ПДВ (3-4)

Если концентрация вредных веществ в воздухе превышает ПДК, а значения ПДВ по объективным причинам не могут быть достигнуты, вводится поэтапное снижение выбросов вредных веществ от действующих пред­приятий до значений ПДВ. На каждом этапе, до обеспечения величины устанавливаются временно согласованные выбросы (ВСВ) на уровне выбросов предприятий с наилучшей достигнутой технологией производства аналогичных по мощности и технологическим процессам. Значения ВСВ для действующих предприятий принимают отраслевые министерства по согласованию с органами государственного контроля.

Все химические вещества по токсичности и степени опасности делятся на четыре класса: 1-й - чрезвычайно опасные, 2-й - высокоопасные, 3-й -умереноопасные и 4-й - малоопасные.

В целях предотвращения вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности (природопользователей) устанавливаются следующие виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду:

-нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ;

-нормативы образования отходов производства;

-нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровней шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромаг-нитных полей и т.п.);

-нормативы допустимого изъятия природных ресурсов;

-нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

-нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ устанавливаются для стационарных и передвижных источников воздействия на окружающую среду, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Технологические нормативы устанавливаются для стационарных и
передвижных источников на основе технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ могут устанавливаться временные нормативы на такие выбросы и сбросы на основании разрешений, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами и действующих только при условии одновременного проведения мероприятий по oxране окружающей среды или внедрения технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, а также при реализации других природоохранных мероприятий, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ.

Нормативы образования отходов производства устанавливаются в це­лях предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством Республики Беларусь об отходах.

Нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности элек­тромагнитных полей и иных физических воздействий) устанавливаются для каждого источника такого воздействия, исходя из нормативов каче­ства окружающей среды и с учетом влияния других источников физичес­ких воздействий.

Нормативы допустимого изъятия природных ресурсов устанавливают в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчиво­го функционирования естественных экологических систем и предотвра­щения их деградации.

Нормативы допустимого изъятия природных ресурсов и порядок их установления определяются законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды и о рациональном использовании природных ресурсов.

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую сре­ду устанавливаются для объектов, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, в целях регулирования совокупного воздействия всех ста­ционарных и передвижных источников воздействия на окружающую сре­ду, расположенных в пределах конкретных территорий.

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую сре­ду устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности и совокупному воздействию всех источников, находящихся на определенной территории.

При установлении нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду учитываются природные особенности конкретных территорий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.