Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субкультура - это своего рода подкультура, часть общей культуры, отражающая отличительные черты, особые ценностные ориентации и нормы поведения той или иной группы людей




Массовая культура, или, как ее иногда называют, поп-куль­тура, предельно общедоступна, но большей частью сконцентри­рована в молодежных слоях общества. Она не претендует на удов­летворение изысканных вкусов и серьезных духовных запросов, носит в основном развлекательный характер, ориентирована на сиюминутность и сильно подвержена штампам и моде и потому весьма преходяща.

Основные формы культуры

Как само общество делится на разнообразныеслои и социальные группы, так и его культурасодержит различные пласты и сферы. Это позволяет выделить в последней ряд форм. Так, в зависимости от того, кто создает культуру, каков ее характер и кому она адресована, условно выделяют три уровня культуры: культуру элитарную, народную и массовую.

Элитарная культура – это так называемыя высокая культура серъезная литература. Они создаются талантливыми, выдающимися живописцами, писателями, музыкантами, артистами и ориентированы на избранный круг людей, высокообразованную и творческую интеллигенцию. Вместе с тем в подобный «цвет общества» входят не только «професси­оналы» - искусствоведы, литераторы, критики, композиторы, ре­жиссеры, артисты ит. д. Здесь может оказаться любой человек - тонкий знаток и ценитель литературы, музыки, театра, музейных и выставочных экспозиций, получающий от соприкосновения с прекрасным духовное, эстетическое наслаждение.

Народную культуру творит сам народ, поэтому имена авторов народного творчества, или фольклора, чаще всего не известны. Эта культура, адресованная широким кругам общества, включает самые разнообразные элементы; мифы, легенды, сказ­ки, песни, танцы, частушки и т. д., а также народные художествен­ные промыслы.

Яркие примеры подобной культуры - музыкальные шлягеры -однодневки, бесконечно сменяющие друг друга и для многих служа­щие лишь звуковым фоном в повседневной суете; стандартные кино­боевики, триллеры, любовно-сексуальные романы, газетные «сен­сации», о которых «все. говорят» пару дней, а потом с равнодушием забывают и т. д.

Помимо этих трех уровней в культуре общества можно выде­лить ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим социологи используют понятия «доминирующая культура» и «субкультура». Доминирующая культура содер­жит своего рода культурные универсалии данного общества, цен­ности и нормы большинства людей. Например, большинство рос­сиян свободно владеет русским языком - языком межнациональ­ного общения; стремится получить как минимум среднее образо­вание; любит ходить в гости и отменно принимать гостей, увлекается компьютерными играми и т. д.

Так, уже отмечавшаяся этническая многоликость большинства современных обществ порождает и многонациональность культур. Поэтому в таких обществах существуют национальные субкультуры. В частности, у нас в Российской Федерации можно выделить десятки таких субкультур - башкирскую, дагестанскую, марийскую, якутскую и т.д., и т.д. Важно сохранить их неповторимость и тем самым сберечь отрадное многообразие всей культуры России.

Любое уважающее себя общество не может не противиться какой бы то ни выло унификации своей культуры, лишению ее оригинальных черт и многоцветности. Тем более если культурные стандарты навязываются из-за рубежа, однообразно и скучно выгля­дят те страны, которые допустили распространяющуюся повсюду в мире в последние десятилетия «американизацию» своих культур. Америка создала великое общество и великую культуру (особенно материальную и потребительскую), но пусть это общество будет единственным и неповторимым у себя на родине, а не тиражируется в десятках других стран. Любая копия, как известно, всегда хуже оригинала.

Другими субкультурными формами могут быть:

(а) молодеж­ная субкультура:

(б) субкультура пожилых людей;

(в) конфес­сиональная субкультура, отражающая особенности различных вероисповеданий (например, католическая, православная и проте­стантская субкультуры в рамках христианской культуры в целом);

(г) профессиональная субкультура, охватывающая «культурные универсалии» людей одной профессии (геологов, железнодорож­ников или банкиров) и т. д.

Наконец, еще одна субкультура носит особое название - контркультура. Она называется так потому, что не просто отли­чается от доминирующей культуры, а противостоит ей, отвергая общепризнанные нормы и ценности.

Яркий пример из нашего недавнего прошлого - так называемое диссидентство в бывшем СССР. Его открытых представителей (очень смелых людей!) было немного, но они (даже будучи упрятанными в психбольницы, тюрьмы, лагеря) с помощью своих многочис­ленных друзей и помощников (в Союзе и за рубежом) создали осо­бый (в основном подпольно-литературный) пласт культуры протес­та против коммуни­стической системы.

В жизни, правда, больше негативных примеров контркульту­ры. Это, в частности, с позволения, сказать «ценности» и «нор­мы» разного рода антиобщественных групп - террористов, воров, насильников, наемных убийц и тому подобных врагов человечес­кой культуры.

Например, террористические организации так называемых ислам­ских фундаменталистов в Алжире и ряде других стран. В основе бандитско-воровской контркультуры лежит установ­ка на паразитизм. (от греч. parasitos - нахлебник) - существование за счет других людей. Этих людей отличает пренебрежение к социальным нормам и ценностям - к элементарной добропорядочности, честности, уваже­нию прав других людей, соблюдению законов и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.