Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и цели фискальной политики




Сущность, функции и классификация налогов

 

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемых государством. В современных условиях налоги выполняют ряд функций.

Первая функция налогов - фискальная, заключается в изъятии части доходов у физических и юридических лиц для использования на определенные цели. Взаимосвязь между ставкой налога и доходами бюджета отражает кривая Лаффера. Увеличить поступление налогов в бюджет можно двумя путями, с одной стороны, за счет роста налогооблагаемой базы, а с другой - повышения ставок налога. Повышение налоговых ставок приведет к сокращению производства, к уклонению хозяйствующих субъектов от уплаты налогов, уходу "в тень".

Вторая функция налогов состоит в стимулировании экономического развития. Налоговая система государства должна одновременно обеспечивать и экономический рост и рост доходов государства. При помощи налоговых льгот решаются вопросы технического прогресса, инвестиций, расширения производства отдельных товаров и услуг.

Третьей функцией налогов является регулирующая функция. Она регулирует взаимоотношения между бюджетами различных уровней и внутри бюджетной системы. На эффективности использования налога в качестве инструмента регулирования сказывается возможность отдельных субъектов рыночной экономики уйти от налогообложения. Этот уход может быть легальным и нелегальным. Легальный уход связан с использованием налогоплательщиком различных льгот, отказом от сферы деятельности или потребления, компенсацией налоговых изъятий, переложением через механизм цен налогового бремени на других субъектов, задержки с уплатой налогов в условиях инфляции. Если какой-либо субъект рыночной экономики частично освобождается от уплаты налогов, то увеличивается налоговая нагрузка на других субъектов. Как правило, налоговые льготы недостаточно эффективны и зачастую не достигают тех целей, ради которых они вводились и являются питательной средой для всевозможных злоупотреблений.

Четвертая функция налогов состоит в распределении и перераспределении национального дохода. К настоящему времени большинство развитых стран мира достигли максимально возможного уровня перераспределения ВВП через налоговую систему.

Пятая функция налогов – социальная. С помощью налогов регулируются доходы различных групп населения. Освобождаются от налогообложения лица, находящиеся за чертой бедности. Исходя из требований социальной политики, устанавливаются налоговые льготы отдельным категориям населения и объектам социальной инфраструктуры.

Шестая функция налогов – контрольная. При помощи налогов осуществляется контроль деятельности организаций, формирование затрат и прибыли. Эффективность этой функции зависит от деятельности налоговых служб.

Используются различные критерии классификации налогов. По формам взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущественно налогоплательщика. Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, уплачиваемые потребителем в цене товара или включенные в тариф. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения. Соотношение между прямыми и косвенными налогами зависит от экономических, социальных, национальных и институциональных особенностей страны. Как правило, в экономически развитых странах преобладают прямые налоги. В налогообложении, с точки зрения Парето-оптимальности, пределы использования косвенных налогов, являющихся по сути регрессивными, должны быть ограничены рамками прогрессивного прямого налогообложения.

Во-вторых, выделяют налоги по месту их получения. По получателю налога выделяют федеральные, региональные и местные налоги. Федеральные налоги устанавливаются и вводятся парламентом России, взимаются со всей территории и направляются в государственный бюджет страны. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль организаций, таможенные пошлины и т.п. Региональные налоги обеспечивают деятельность региональных органов самоуправления и органов субъектов Федерации. Местные налоги взимаются местными органами власти и поступают в местный бюджет.

В третьих, налоги различаются по величине налоговой ставки. В этом случае выделяют прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги. Прогрессивное налогообложение строится на принципе увеличения налоговых ставок в зависимости от роста уровня облагаемого налогом дохода налогоплательщика. При регрессивном налогообложении с увеличением дохода налоговая ставка уменьшается. При пропорциональном налогообложении налоговая ставка не зависит от величины налогооблагаемого дохода.

Налоговая система страны считается оптимальной, если выполняются следующие условия:

- затраты государства на сбор налогов являются минимальными;

- затраты налогоплательщика, связанные с процедурой выплат налогов, являются минимальными;

- налоговое бремя не снижает экономической активности налогоплательщика;

- налогообложение не является помехой как для рациональной внутренней организации производства, так и для внешней рациональной ориентации на структуру запросов потребителей;

- процесс получения налогов способствует реализации политики конъюнктуры и занятости;

- налогообложение обеспечивает большую справедливость в распределении доходов;

- определение налогооблагаемой платежеспособности частных лиц требует минимума сведений, затрагивающих личную жизнь человека;

- комбинации налогов нет места перехлестам и люкам.

В настоящее время оптимальным считается ставка подоходного налога 40-50%, налога на прибыль - 35-45%, налога на добавленную стоимость - 12-18%. Налоговая ставка не должна быть высокой и для того, чтобы центр тяжести налогообложения перемещался с прямых налогов на косвенные. Считается нецелесообразным облагать прямым налогом доход ниже прожиточного минимума, а косвенным - набор товаров, удовлетворяющих жизненные потребности людей.

Изменение в налогообложении влияет на уровень ВВП. Отношение изменения ВВП, связанное с изменением налогов, представляет налоговый мультипликатор. Различные налоги обладают различной степенью эластичности. Наибольшей эластичностью и значимостью в регулировании обладают подоходный налог на физических лиц и налог на прибыль. Средней эластичностью характеризуется налог с оборота. Низкую эластичность имеет налог на недвижимость. Эффективным конъюктурно-стабилизирующим действием налоговая система обладает тогда, когда уровень эластичности равен единице, т.е. процентное изменение налоговых поступлений равнозначно процентному изменению ВВП. Это достигается тогда, когда в налоговой системе большое значение имеют подоходный налог и налог на прибыль.

В конце ХХ века во многих государствах были проведены налоговые реформы, которые характеризовались:

- резким снижением прогрессивности подоходного обложения;

- сокращением ставок налога на прибыль предприятий;

- расширением налоговой базы путем включения в нее ранее не подлежащих обложению источников дохода;

- ужесточением налоговых законов в отношении неплательщиков налогов;

- увеличением косвенного налогообложения и сокращением подоходного налога и налога на прибыль предприятия.

В последние годы в странах Европы и Америки идет дискуссия о замене множества налогов на один единый. Но эта идея пока не нашла признание и поддержку ни в одном государстве мира.

В Российской Федерации на среднесрочную перспективу приоритетом налоговой политики становится разработка законодательных норм, направленных на повышение инвестиционной и инновационной активности, опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг, стимулирование экспорта несырьевых товаров, оптимизацию фискальной нагрузки на сырьевой сектор. Необходимо повысить стимулирующую функцию налогов, снизить базовую ставку налога на добавленную стоимость и средние ставки единого социального налога, а также сделать эффективным налоговое администрирование и одновременно снизить административную нагрузку на налогоплательщиков.

 

 

Фискальная политика включает в себя манипулирование государственными расходами и налогами для достижения определенных экономических целей. Ответственность за выработку и осуществление фискальной политики лежит на исполнительной и законодательной ветвях власти государства.

Инструментами фискальной политики являются налоги и государственные расходы.

В каждой стране действует разветвленная система налогов. Множественность налогов позволяет создать предпосылки для проведения гибкой налоговой политики, в большей мере увязывать платежеспособность налогоплательщиков и сделать налоговое бремя психологически менее заметным, учесть многообразные формы доходов с учетом всех сторон экономической деятельности физических и юридических лиц.

Любой налог оказывает негативное воздействие на экономическое развитие. Но степень влияния на экономическое развитие у различных налогов не одинакова. Прямые налоги сокращают общую сумму доходов населения, а косвенные ведут к снижению реальной покупательной способности доходов. Наиболее тяжелым и социально-несправедливыми являются косвенные налоги, выступающие в форме добавочной наценки. Эту добавку к цене в конечном счете оплачивает при покупке товара потребитель. Правда косвенные налоги по сравнению с прямыми дают меньше возможности сокрытия доходов и лучше собираются. Поэтому понятна позиция правительства, которое отстаивает их сохранение.

Прямые налоги по сравнению с косвенными оказывают меньше негативного воздействия. Наиболее нейтральны налоги, основанные на изъятии монопольной ренты. К ним относятся налогообложение природных ресурсов: газа, нефти, алмазов, золота.

Соотношение между прямыми и косвенными налогами зависит от уровня жизни населения и сложившейся институциональной системы. Низкий жизненный уровень населения объективно ограничивает масштабы прямых налоговых изъятий из доходов физических и юридических лиц. Косвенные налоги в развитых странах имеют меньшее значение по сравнению с развивающимися странами.

Важное место в достижении макроэкономического равновесия принадлежит государственным расходам. О масштабе государственных расходов можно судить по их отношению к ВВП. Государственные расходы можно разделить на трансформационные и трансфертные. К трансформационным относят государственные закупки товаров и услуг, государственные инвестиции, выплату зарплаты работникам бюджетной сферы. Увеличение государственных расходов ведет к росту дохода и ВВП. Отношение прироста ВВП к приросту государственных расходов называется мультипликатором государственных расходов. Величина этого мультипликатора зависит от предельной склонности к потреблению.

Трансфертные расходы - это пособия, субсидии, социальное обеспечение. Они работают по принципу встроенных стабилизаторов. Когда экономика находится в стадии подъема, растут доходы и сокращаются трансферты. При депрессии доходы сокращаются, а трансфертные расходы растут. Соответственно изменяется и совокупный спрос. Трансформационные расходы воздействуют на совокупный спрос, но не всегда создают дополнительное предложение. Следовательно, величина мультипликационного эффекта трансфертных расходов меньше трансформационных.

Мультипликатор государственных расходов всегда превышает величину налогового мультипликатора. Это связано с тем, что снижение налогов увеличивает доходы и потребление, но потребление растет медленнее, чем растут доходы, поскольку увеличиваются сбережения.

Увеличение государственных расходов вызывает снижение дефицита государственного бюджета, поскольку увеличивается совокупный спрос и растут доходы. Рост доходов увеличивает налоговые поступления в бюджет, которые частично компенсируют дополнительные расходы государства.

В ХХ веке произошло увеличение доли государственных расходов в ВВП. Это связано с государственным финансированием образования, здравоохранения, инфраструктуры, военно-промышленного комплекса, охраны окружающей среды и т. д. В последние десятилетия масштабы государственных расходов достигли критического уровня и стали сдерживать экономический рост.

Фискальная политика подразделяется на дискреционную и недискреционную, или автоматических стабилизаторов. Дискреционная фискальная политика - это политика прямого регулирования государством налогообложения и государственных расходов. На ее характер большое влияние оказывает состояние экономики страны. Если имеет место спад производства, то проводится стимулирующая (экспансионистская) фискальная политика. Она предусматривает снижение налогового бремени и расширение государственных расходов. Такая политика ведет к дефицитному финансированию, но сокращает падение производства. В период экономического бума необходимо сдерживать инфляцию, поэтому проводится сдерживающая фискальная политика. Она предусматривает увеличение налогов и сокращение государственных расходов. Это вызывает сокращение совокупного спроса и замедление темпа инфляции.

Под автоматическим стабилизаторами фискальной политикой понимаются институциональные факторы рыночной экономики, которые сглаживают экономическую конъюнктуру независимо от текущих решений правительства. К ним относятся:

1) прогрессивная шкала налогообложения. Благодаря ей во время экономического бума располагаемые доходы домашних хозяйств и нераспределенная прибыль предпринимательского сектора растут медленнее, чем ВВП. Это сдерживает рост совокупного спроса и тормозит экономический рост. Напротив, во время спада совокупный спрос сокращается медленнее, чем падение производства, что сокращает масштабы экономического спада;

2) система пособий по безработице и материальная помощь бедным слоям населения. Во время спада социальные трансферты возрастают, а во время подъема сокращаются без специальных решений законодательного и исполнительного органа власти.

Кейнсианцы отдают приоритет фискальной политике в воздействии на экономический рост, уровень занятости и динамику цен. Центральное место в их теории занимает концепция эффективного спроса. По мнению кейнсианцев, сокращение налогов и увеличение государственных расходов повышает совокупный спрос, который в свою очередь вызовет рост реального объема национального производства. Они считают фискальную политику инструментом, пригодным как для краткосрочного, так и для долгосрочного регулирования.

По мнению монетаристов, фискальная политика должна быть ограничена предоставлением общественных товаров и не может быть инструментом долгосрочного регулирования и определять темпы экономического роста.

Теоретики экономики предложения выступают за сокращение налогов, поскольку их снижение сокращает издержки производства и стимулирует совокупное предложение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.