КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная защита населения
Социальная защита представляет собой систему мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан. Социальная защита определяется как система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости. Объектами социальной защиты являются все основные слагаемые уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т. д. Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах: ▪ пособия по безработице; ▪ пенсии; ▪ пособия по болезни, инвалидности; ▪ жилищные пособия; ▪ пособия на получение образования; ▪ медицинская помощь; ▪ гарантирование государством минимального уровня доходов. Социальная защита человека возможна на основе обеспечения условий для повышения благосостояния, поддержания определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирования и воспроизводства оптимальной социальной структуры общества. Ее невозможно обеспечить и без развитой социальной инфраструктуры, т. е. жилищно-коммунальных услуг, транспорта и связи, образования, здравоохранения, информации. Объем, качество и характер продукции этой сферы должны способствовать созданию нормальных условий жизнедеятельности и воспроизводства населения. Основными направлениями формирования эффективной системы социальной защиты считаются: поддержка беднейших слоев населения; гарантия права на труд; регулирование занятости населения. Непосредственная цель производства в условиях рынка — получение прибыли. Однако такая цель не препятствует обеспечению надежной социальной защиты людей. Структура социальной защиты в рыночной экономике представлена на рис. 20.3
Рис. 20.3. Структура и формы социальной защиты населения
Такая система социальной защиты получает развитие и в странах с переходной к рынку экономикой. В плане обеспечения социальной защиты населения в переходной экономике делается многое: гарантируется правовая защита от необоснованного увольнения, возможность повышения квалификации, а также выплата пособий по безработице, трудоустройство безработных, их переподготовка, переквалификация, обучение тем профессиям, которые пользуются спросом. Рыночное распределение обусловливает необходимость защиты обществом таких социально уязвимых слоев населения, как пенсионеры, инвалиды, семьи, оставшиеся без кормильца, и т. д. Для них установлена единая система государственных пенсий, обеспечивается стабильность пенсионного обеспечения и повышения его уровня по мере роста благосостояния трудящихся. Пенсии начисляются по старости, по инвалидности, за выслугу лет, в случае потери кормильца. Правительство постоянно корректирует минимальный размер пенсий. В условиях перехода к рынку в социальной защите начинает нуждаться все большая часть населения, а не только беднейшие слои. Причем меры социальной защиты населения, достаточные для одной группы, могут оказаться неприемлемыми для другой, невыполнимыми в отношении третьей и т. д. В странах с развитой рыночной экономикой разрабатываются специальные программы помощи малообеспеченным слоям населения: молодежи, женщинам, имеющим детей, пенсионерам. Для сохранения определенного уровня жизни граждан, особенно малоимущих, производится индексация доходов, их соотнесение с повышением стоимости жизни. Индексируются выплаты, производимые из бюджета: социальные пенсии, пособия, стипендии, заработная плата работников непроизводственной сферы, денежное обеспечение. Компенсация потерь от инфляции населению, которое получает доходы не из бюджета (работники производственной сферы), осуществляется на условиях, предусмотренных коллективными договорами. Индексируются также все выплаты по компенсации урона, нанесенного увечьем или другим повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей.
Развитие рынка предъявляет особые требования к образованию и физическому состоянию людей, что обусловливает развитие системы образования и охраны здоровья на принципиально иных началах. В связи с ростом денежных доходов некоторой части населения наряду с бесплатным образованием и медицинским обслуживанием развиваются и их платные формы. Намечается выделение средств на обеспечение населения и лечебных учреждений медикаментами и медицинской техникой, а также переход к системе медицинского страхования. Некоторые слои населения получают лекарства на бесплатных и льготных условиях. Рынок обусловливает потребность в получении экономического и юридического образования людьми, уже имеющими высшее гуманитарное и техническое образование. Появляется потребность и подготовке кадров с новыми стереотипами мышления, знанием иностранных языков, компьютерной техники. Каждая страна формирует собственную систему социального обеспечения. Наиболее высокий уровень социальной защиты достигнут в Швеции, ФРГ, Норвегии, Дании. Как правило, финансирование программ социальной защиты осуществляется из федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов (фонда социального страхования, пенсионного фонда), а практическая помощь организуется местными органами власти, общественными и благотворительными организациями. Для регулирования занятости населения разрабатываются и реализуются программы по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики, программы занятости инвалидов, обязывающие предприятия предоставлять последним определенный процент рабочих мест от их общего количества.
Разрабатываются программы борьбы с безработицей и помощи безработным, в соответствии с которыми производится подготовка, переподготовка, переквалификация и перемещение рабочей силы, а также выплата пособий безработным. Фонд помощи безработным формируется из трех источников: обязательные взносы предпринимателей; взносы работающих; дотации из бюджета. Новый механизм социальной защиты населения в условиях перехода к рыночной экономике только формируется. Важно, чтобы его плодами пользовались все граждане общества, а его результаты отражались прежде всего на материальном и духовном развитии малоимущих членов общества. Естественно, гарантом решения всех проблем, связанных с социальной защитой населения, является развитие производственной сферы. Будут прибыльно работать наши предприятия — будут товары, большие доходы у населения, высокий уровень жизни. Социальная политика — система мер, направленных на изменение уровня и качества жизни населения. Её определяют и как деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, нацеленную на удовлетворение интересов и потребностей граждан. Основными задачами социальной политики являются: · повышение благосостояния; · улучшение условий труда и жизни людей; · осуществление принципа социальной справедливости. Социальная политика должны учитывать не только материальные, но и политические, и духовные интересы членов общества. В литературе выделяют следующие задачи социальной политики, обеспечивающие нормальное развитие общества: 1) социальная защита человека и его основных социально-экономических прав; 2) обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом; 3) поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;
4) развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация); 5) формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве; 6) создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде. Слово "социальный" характеризует все то, что связано с жизнью и отношениями людей в обществе. Многие вопросы социальной политики решает рынок. Он справедливо распределяет доходы по конечным результатам труда, повышая эффективность производства, создает базу для роста благосостояния народа, заставляет производителей работать на максимальное удовлетворение разнообразных запросов населения исходя из спроса. Но рынок не может обеспечить социальных гарантий для всех членов общества, особенно его социально уязвимых слоев. Такую задачу выполняет государство, проявляя заботу о благосостоянии всех граждан общества. В социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Что касается результатов экономического роста, то по мере экономического роста создаются благоприятные социальные условия для граждан, происходит рост их благосостояния, создаются стимулы к эффективной экономической деятельности. В то же время чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. Показателями результативности социальной политики являются уровень и качество жизни населения. Социальная политика осуществляется на разных уровнях экономической деятельности: 1) социальная политика фирмы (корпорации) по отношению к своему персоналу; 2) региональная социальная политика применительно к регионам; 3) государственная социальная политика; 4) межгосударственная социальная политика, связаная с решением глобальных экологических проблем, преодолением социально-экономической отсталости групп стран. Возможности решения задач социальной политики определяются ресурсами, которые может направить государство на их реализацию. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Мировая экономика вступила в инновационную стадию развития. Ее отличительными особенностями явяляются высокая наукоемкость производства, непрерывный инновационный процесс, требующий нового уровня профессионализма человеческого ресурса. Теоретическое осмысление эти процессы получили в концепции "развития человеческих ресурсов", основные положения которой концепции следующие: · ориентация на высококвалифицированную и инициативную рабочую силу; · непрерывность процесса обогащения знаний и роста квалификации; · гибкость организации труда; · демократизация систем экономической власти; · партнерские отношения между участниками производства. · Данная концепция легла в основу так называемой "теории человеческого капитала". Социальная политика включает в себя и экономические механизмы реализации этой политики. К последним, в первую очередь, относятся механизмы формирования доходов и поддержания занятости населения. Успех или неудача в решении проблем социальной политики зависит от устойчивости или неустойчивости экономической системы общества. Социальная устойчивость предполагает: · стабильный уровень цен на основные предметы потребления и услуги; · недопущение необоснованной дифференциации доходов; · формирование надежной системы социальной защиты и социальные гарантии членов общества. Социальная политика в переходной к рынку экономике имеет особенности: · государство поддерживает различные слои населения; · берет на себя социальную поддержку малоимущих граждан; · создает условия для развития предпринимательства; · финансирует в достаточном объеме, образование и здравоохранение; · проявляет заботу об охране экологии, окружающей среды; · регулирует сферу трудовых отношений. Социальная политика в переходный период реализуется по трем основным направлениям. Это политика доходов, политика занятости и политика социального партнерства. Политика доходов предполагает осуществление мер по смягчению их неравенства; политика занятости состоит в обеспечении условий эффективности трудовой деятельности; политика социального партнерства направлена на регулирование взаимоотношений между работодателями и работополучателями. В решении многих социально-экономических вопросов велика роль самого рынка. Он справедливо распределяет доходы по конечным результатам. Повышая эффективность экономики, он создает материальную базу для роста благосостояния населения. Рынок заставляет производителей работать на максимальное удовлетворение разнообразных запросов людей, но в то же время не может обеспечить социальных гарантий для всех членов общества. Меры по осуществлению социальной политики финансируются государством. В настоящее время происходит переход от государственного финансирования к социальному партнерству. Это означает, что ряд социальных программ по созданию рынка жилья, использованию возможностей страховой медицины, переход ряда социальных услуг на платную основу осуществляется за счет средств не только бюджета, но и предприятий. Между социальной политикой и уровнем экономического развития общества существует взаимосвязь. Решение многих задач социальной политики определяется экономическими ресурсами, выделяемыми государством. В то же время социальную политику можно рассматривать как важнейший фактор экономического роста, так как именно благодаря ее целенаправленному действию появляются условия для возрастания и реализации инновационного потенциала трудовых ресурсов общества. Предметом теоретических дискуссий является проблема эффективности социальной политики. Одни экономисты утверждают, что любое социальное вмешательство снижает эффективность рыночной экономики. Так, пособия по безработице порождают иждивенческие настроения у человека, делают возможным затягивание поиска нового рабочего места. Расходы на социальное обеспечение, являясь частью затрат па заработную плату, делают фактор труда слишком дорогим. Перераспределение доходов может привести к сокращению сбережений, уменьшению аккумулирования капитала и, следовательно, подорвать основы экономического роста. Другие экономисты, наоборот, подчеркивают, что в рамках социальной политики проводятся мероприятия, направленные на улучшение структуры и качества рабочей силы, создаются новые рабочие места, оказывается содействие в поиске работы. Обеспечение социальной стабильности имеет большое значение для создания благоприятного инвестиционного климата в стране, что создает предпосылки для экономического роста. Этот фактор особенно важен для стран с переходной экономикой. Характеристика негативных и позитивных сторон социальной политики показывает, что ее отсутствие ставит под угрозу социальную и экономическую безопасность общества, оставляет обездоленными тех, кто нуждается в поддержке со стороны государства. Основные направления социальной политики. Разные экономисты по-разному подходят к определению направлений социальной политики. Выделяют много ее направлений: от двух до десяти и более. Наиболее приемлемым является выделение следующих двух основных направлений социальной политики: 1) обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей и стимулов для предпринимательства и труда, для зарабатывания максимально высоких доходов любой законной деятельностью; 2) обеспечение определенных социальных гарантий для нетрудоспособных, малоимущих и безработных. Первое направление включает в себя целый комплекс государственных мер: · либерализацию бизнеса — освобождение его от бюрократических преград, предоставление людям свободы предпринимательства в рамках закона и ответственности; · поддержание высокой занятости — увеличение рабочих мест, содействие профессиональному обучению, переквалификации, трудоустройству; · регулирование трудовых отношений (минимальная заработная плата, продолжительность рабочего дня, отпусков, охрана труда и т.д.). Второе направление охватывает меры, направленные на перераспределение доходов, обеспечение пенсиями и пособиями нетрудоспособных, малообеспеченных и безработных, повышение образовательного уровня и усиление медицинской помощи всем нуждающимся. Основные направления социальной политики государства отражены на рис. 20.4.
Рис. 20.4 Основные направления социальной политики государства
Некоторые экономисты важнейшими направлениями социальной политики считают: 1) государственная политика занятости; 2) регулирование доходов населения и его социальная защита; 3) социальная ориентация экономики. Политика занятости предполагает меры государства по стимулированию роста занятости, увеличению рабочих мест, расширению форм и условий для подготовки и переподготовки работников, социальной защите безработных. Политика регулирования доходов и социальная защита населения имеют целью совершенствование механизма формирования и распределения доходов, улучшение системы социальной защиты населения. Социальная ориентация экономики — социальное подчинение народного хозяйства задачам развития личности. Государство принимает меры по превращению рыночной экономики в социально ориентированную рыночную экономику, сочетающую преимущества современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты населения. Есть экономисты, рассматривающие социальное партнерство как направление социальной политики государства. Социальное партнерство — согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов. Политика социального партнерства нацелена на реализацию принципов равенства и социальной справедливости на рынке труда. Она предполагает: · создание нормальных условий на рынке труда (продолжительность рабочей недели, отпусков, охрана труда, оплата труда, права и обязанности наемного работника); · обеспечение условий предпринимательства (неприкосновенность собственности, свобода предпринимательства и распоряжения доходами).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |