КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи маркетингового исследования потребителейЗадачи маркетингового исследования потребителей Анализ степени удовлетворенности потребителей предлагаемыми услугами Таблица 9.3 - прогнозировать их потребности - выявить услуги, пользующиеся наибольшим спросом - улучшить взаимоотношения с потенциальными потребителями - приобрести доверие потребителей за счет понимания их запросов - понять, чем руководствуется потребитель, принимая решение о приобретении товаров въшснить источники информации, используемые при принятии решения о покупке
9.2. Система маркетинговой информации Источниками информации для маркетолога являются как внутрифирменные, так и внешние данные:
Комплексное и последовательное использование разных источников позволяет сформулировать систему маркетинговой информации, включающую внутреннюю информацию, внешнюю информацию, банки моделей, методов обработки и анализа данных.
•
Маркетинговая среда
Размер рынка Конкуренция Каналы распределения Покупатели Макроэкономические переменные
по
Исполнение решений по регулированию рынка Рис. 9.4. Система маркетинговой информации Информацию о внутренней и внешней среде компании включает «Отчет о рыночной среде». Таблица 9.4
В следующих таблицах приведены результаты исследований (Нью-Йорк, 1988 г.) значительного числа крупных компаний, работающих на индустриальном и потребительском рынках.
Таблица 9.5 Наиболее ценные источники информации (по типам рынков)
Маркетинговую информацию можно классифицировать не только по содержанию, но и по другим признакам. Таблица 9.7 Классификация маркетинговой информации Признаки классификации _________ Виды маркетинговой информации __
Таблица 9.8 Виды маркетинговой информации Виды маркетинговой информации - Историческая информация формирует представление об условиях и результатах деятельности предприятия в предшествующем периоде. - Текущая информация отражает оперативное состояние бизнеса. - Прогнозная информация представляет результат вероятностной оценки позиции предприятия в обозримой перспективе. - Констатирующая информация содержит данные о состоянии объектов управления. - Поясняющая информация дает возможность сформулировать представление о факторах и причинах, обусловливающих те или иные изменения в системе маркетинга. - Плановая информация применяется в ходе разработки и принятия решений о целях, стратегии и программах маркетинга. - Информация, используемая при контроле маркетинга, охватывает аспекты, связанные с контролем текущей деятельности предприятия, а также ревизией маркетинговой стратегии. - Количественная информация позволяет установить в конкретных числовых величинах сведения о состоянии исследуемых объектов. - Качественная информация дает описание состояния объектов в качественных характеристиках. - Постоянная информация отражает стабильные, т.е. длительное время неизменные величины маркетинговой среды. - Переменная информация показывает фактические количественные и качественные характеристики функционирования системы маркетинга в целом и ее отдельных элементов. - Эпизодическая информация формируется по мере необходимости. - Демоскопическая информация предполагает сведения о самом потребителе. - Экоскопическая информация отражает сведения об общеэкономической ситуации, состоя нии рынка, конъюнктурообразующих факторах, уровне цен и т.д.
В зависимости от целей исследования и методов сбора и обработки данных выделяют несколько типов маркетинговых исследований. Таблица 9.10 ______________ Классификация маркетингового исследования __________ Классификация маркетингового исследования • стандартные исследования и специальные исследования • панельные и репликативные исследования • мультиклиентные и мультиспонсируемые исследования • постоянные и разовые исследования • качественные и количественные исследования • поисковые, описательные и пояснительные исследования Панельные исследования Панель представляет собой группу лиц или компаний, которая сохраняет все свойства некоторой более крупной совокупности и члены которой регулярно поставляют информацию. Основным преимуществом панельных исследований является возможность изучения тех или иных явлений (повторные покупки, интенсивность распределения) в течение определенного периода. Основной недостаток состоит в том, что респонденты панели часто начинают Мультиклиентные исследования - исследования, результаты которых важны для многих клиентов, затраты распределяются между многими заказчиками. Мультиспонсируемые исследования - исследования, которые проводятся для разных Постоянные / непрерывные исследования - исследования, которые проводятся для постоянного сбора данных в определенные моменты времени одного опросника. Разовые исследования - это исследования, которые меняются от клиента к клиенту,
Качественные маркетинговые исследования - это исследования, цель которых объяснить наблюдаемые явления небольшого масштаба и определить, что движет потребителем, как он принимает решения и на основе каких соображений. Они не нацелены на получение статистических результатов. Примерами качественных исследований являются: • интервью; • групповые дискуссии; • исследования по методу Дельфи. Количественные исследования - это исследования, целью которых является полу-
Поисковые исследования - это исследования, целью которых является предварительное объяснение определенной проблемы. Проводятся на начальной стадии изучения рынка с помощью приемов качественною анализа. Описательные исследования - это исследования, которые сосредоточены на сборе и регистрации данных для того, чтобы дать как можно более точную картину российского общества, используя количественные методы. Пояснительные / причинные исследования - это исследования целью которых является
Кабинетные исследования Информация собирается, группируется и анализируется для других целей. Такие данные назытаются вторичными. Вторичные данные бывают внутренние и внешние. Источники получения внутренних вторичных данных: данные бухгалтерии; списки клиентов; отчеты продавцов; перечень жалоб; годовой отчет, план маркетинга и другие документы. Источники получения внешних вторичных данных: Центрально статистическое управление (ЦСУ); торговая палата; производственные и торговые ассоциации; отраслевые организации; банки, библиотеки и файлы данных.
Рис. 9.5. Кабинетные исследования Таблица 9.11 _______________ Основные источники внешней информации ___________ Основные источники внешней информации - Книги общей экономической ориентации - Статистические издания - Справочники - Телевидение, радио - Рекламная деятельность массового характера - Законодательные и нормативные акты - Выставки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей - Выступления государственных, политических и общественных деятелей - Публикуемые бухгалтерские и финансовые отчеты компаний - Отчеты, интервью руководителей и специалистов компаний - Узкоспециализированные периодические печатные издания - Книги, пособия, учебники и справочники по маркетингу - Экономические обзоры - Печатная реклама предприятий - Специализированные выставки и ярмарки - Посещение предприятий - Каналы личной коммуникации ________________________________
_____ Метод _________ 5. Статистический анализ спроса. Математическая модель спроса, которая оценивает взаимодействие между спросом и организацией сбыта. _____ Преимущества __ Высокоэффективен при достаточном объеме данных. Позволяет вести учет многих факторов и дает оценку оптимальной деятельности и ее направленности. Недостатки Необходимо иметь широкий диапазон данных. Очень дорогостоящий. Применим только к результатам прошлой деятельности, требует статистических данных. Требует привлечения спе циальной информации извне.
По результатам проведенного исследования (США, 1989 г.) можно оценить степень использования компаниями различных методов оценки покупательских требований.
Таблица 9.15 Методы, используемые фирмами для определения покупательских требова-
Интервью является достаточно дорогостоящим (на единицу контакта) методом опроса, поэтому часто используется только для выявления проблемы, в качестве пилотного опроса (перед проведением масштабного анкетирования).
Таблица 9.16 Типы интервью Типы интервью • личные интервью без заданной структуры (глубинные интервью) • групповые дискуссии (фокус-группы) • личные интервью с заданной структурой (интервью на основе анкеты) • личные интервью с частично заданной структурой (интервью, частично основанные на анкете) Как правило, для удешевления и оптимизации масштабных исследований рекомендуется всегда проводить пилотный опрос.
Таблица 9.17 Пилотный опрос | Пилотный опрос предназначен для определения: Правильности содержания вопросов. Некорректные вопросы должны быть удалены, также как и непонятные и вызывающие смущение. В окончательном варианте анкеты остаются только те вопросы, на которые были получены ясные ответы. Наиболее эффективных инструкций для опрашивающих. Общего числа опрашиваемых. Затрат на реальный опрос.
Наиболее распространенным методом сбора маркетинговой информации о потребителях и их мнении является анкетирование, т.к. позволяет получить значительный массив унифицированных (удобных для обработки данных). Анкета - таблица с перечнем вопросов, на которые должен ответить респондент (опрашиваемый). Составление вопросника - сложная исследовательская работа, включающая постановку целей, выдвижение гипотез, формулирование вопросов. Анкета состоит из трех частей: 1. Введение (обращение, цель опроса, гарантия анонимности). 2. Перечень основных (тематических) вопросов. 3. Сведения об опрашиваемых. Формулирование вопросов требует специальных знаний.
Таблица 9.18
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |