Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие индексы качественных показателей




Ч

В форме средней гармонической взвешенной индекс фи­зического объема, используется только в аналитических целях.

Следовательно, применение той или иной формулы индекса физического объема (агрегатного, среднего арифметического или среднего гармонического) зависит от имеющихся в нашем распоряжении конкретных данных и цели

исследования.

Так, при наличии данных о стоимости продукции в сопоставимых ценах в базисном периоде общий индекс физического объема продукции должен рассчитываться как средний

арифметический взвешенный (см. табл. 8.2):

Таблица 8.2

Индивидуальные индексы объема iq т стоимость продукции в базисном периоде в базисных щеках 19% г.

 

Продукты   qQp0, млн руб.
А Б В 1,100,90 0,75 300 250 400
= 0,90.

1,1-300 + 0, 9 -250 + 0,75- 400 855 300 + 250 + 400. "950

 

Каждый качественный показатель связан с тем или иным объемным показателем, в расчете на единицу которого он исчисляется. Так, с объемом произведенной (проданной) продукции связаны такие качественные показатели как цена р, себестоимость z и трудоемкость t.

В условиях рыночных отношений в экономике особое место среди индексов качественных показателей отводится индексу цен. С помощью индекса потребительских цен (ШЩ) осуществляется оценка динамики цен на товары производственного и непроизводственного потребления, пересчет важнейших стоимостных показателей СИС из фактических цен в сопоставимые. Индекс потребительских цен является общим измерителем инфляции, используется при корректировке законодательно устанавливаемого минимального размера оплаты труда, установлении ставок налогов и т.д.

Рассмотрим принципы построения агрегатных индексов качественных показателей на примере индекса цен.

Поскольку этот индекс характеризует изменение цен индексируемой величиной в нем будет цена товара. Влияние ко­личества проданных товаров должно быть устранено, а это возможно только в том случае, если количество продаваемых товаров неизменно в оба периода, т.е. количество товаров одного из периодов принято в качестве весов индекса.

Вопрос о том, количество проданных товаров какого периода (текущего или базисного) следует взять в качестве весов при построении агрегатного индекса, решают исходя из сферы его применения.

При построении индекса цен в сфере реализации в качестве весов индекса обычно берут количество товаров, проданных в текущем (отчетном) периоде. Это объясняется тем, что такое исчисление индекса цен позволяет определить не только относительное изменение цен (путем деления числителя инде­са 2л?1 на его знаменатель ]C/>o#i), но и абсолютную экономию (—) или абсолютный перерасход ('+) денежных средств покупателей в результате изменения цен на эти товары (как разность между числителем и знаменателем индекса):

Таким образом, агрегатный индекс цен с отчетными весами, предложенный в 1874 г. немецким экономистом Г.Лааше, исчисляют

р "

(8.6)

гДе

~ фактическая стоимость товаров (товарооборот) отчетного периода;

~ условная стоимость товаров, реализованных в отчетном периоде по базисным ценам.

Рассчитанный по формуле (8.6) общий индекс цен показывает, во сколько раз возрос (уменьшился) в среднем уровень цен на массу товара, реализованную в отчетном периоде, или сколько процентов составляет его рост (снижение) в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

Если из значения индекса цен 1Р вычесть 100%, то раз­ность (/„ -100) покажет, на сколько процентов в среднем возрос (уменьшился) за это время уровень цен на массу товаров, реализованную в отчетном периоде.

При таком методе, рассчитав индекс цен по формуле (8.6), можно подсчитать экономический эффект от изменения цен.

Однако надо отметить, что указанный выбор весов при построении агрегатного индекса цен нельзя считать обязательным во всех случаях. В статистике многие задачи могут и должны решаться по-разному в зависимости от конкретной цели и особенностей исследования. Проиллюстрируем это следующими рассуждениями. Как известно, во время экономического кризиса резко растут цены. В результате ряд продуктов выпадает из потребления населения, особенно малообеспеченных. Допустим, что в условном базисном периоде в состав потребления входило 30 наименований продуктов о=ЗО), а в текущем периоде — только 25 наименований (#i=25). Очевидно, что при такой ситуации индекс цен, рассчитанный по §j, неправильно отразит изменение цен на те продукты, которые выпали из потребления из-за чрезмерного повышения цен.

Поэтому в подобных случаях более правильно отразит изменение пен индекс, построенный по продукции базисного периода (предложен в 1864 г. немецким экономистом ЭЛаспейресом):

Р

(8.7)

Итак, агрегатные индексы цен с текущими весами опре­деляются по формуле (8.6), с базисными весами по формуле (8.7). Эти индексы не идентичны. Значения индексов цен Пааше и Ласпейреса для одних и тех же данных не совпада­ют, так как имеют различное экономическое содержание.

Индекс Пааше характеризует изменение цен отчетного периода по сравнению с базисным по товарам, реализованным в отчетном периоде, и фактическую экономию (перерасход) от изменения цен, т.е. индекс Пааше показывает на сколько товары в отчетном периоде стали дороже (дешевле), чем в базисном.

Экономическое содержание индекса Ласпейреса другое: ой показывает на сколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но по той продукции, которая была реализована в базисном периоде, и экономию (перерасход), которую можно было бы получить от изменения цен, т.е. условную экономию (перерасход). Иначе говоря, индекс цен Ласпейреса показывает во сколько раз товары базисного периода подорожали (подешевели) из-за изменения цен на них в отчетном периоде. Поэтому применение формулы Ласпейреса ограничено особыми условиями исследования (например, при прогнозировании объема товарооборота, в связи с намечаемыми изменениями цен на товары в предстоящем периоде). При выборе периода, на основе которого производится взвешивание, нужно иметь в виду два противоречащих друг другу требования;

задачи изучения структуры и динамики цен требуют, чтобы расчеты показателей цен проводились в течение достаточно длительного периода на одной и той же базе сравнения;

непрерывно происходящие изменения в структуре производства и потребления, в соотношении цен на отдельные продукты, появление новых продуктов и исчезновение старых, изменение качества продуктов требуют возможно более частого изменения базисного периода.

До перехода к рыночным отношениям отечественная статистика отдавала предпочтение индексу цен Пааше. В условиях же высокой инфляции взвешивание по весам отчетного периода (индекс Пааше) требует ежегодного (ежеквартального, еже­месячного) пересчета информации для формирования системы весов, что связано с большими затратами времени, материаль­ных и трудовых ресурсов, поэтому, начиная с 1991 г., органы государственной статистики России определяют изменение общего уровня цен на потребительские товары и услуги по формуле Ласпейреса, которой отдают предпочтение и в зарубежной статистике.

Наблюдение за изменением цен (тарифов) проводят на территории всех субъектов Российской Федерации.

Для характеристики динамики цен на потребительском уровне рассчитывается сводный индекс потребительских цен, который отражает динамику цен конечного потребления. Он измеряет общее изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, называемых "потребительской корзиной". В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, репрезентативно включены товары и услуга массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуга необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, техническое обслуживание автомобилей и т.д.). Отбор позиций произведен с учетом их относительной важности для потребления населением, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже.

В 1996 г. регистрация цен и тарифов на потребительском рынке осуществлялась по выборочному кругу городов и населенных пунктов.

Регистрация цен проводится в столицах республик в составе России, краев, областей еженедельно — по 288 товарам (услугам) - представителям, ежемесячно — по 559 товарам с конкретными потребительскими свойствами; в районных центрах еженедельно — по 49 товарам (услугам) - представителям.

Перечень товаров (услуг) - представителей для еженедельной регистрации цен включает 73 позиции по продовольственным и 144 — по непродовольственным товарам, 71 — по платным услугам, оказываемым населению../■■•. "'"Л v

Перечень товаров с конкретными потребительскими свойствами включает 200 позиций по продовольственным товарам и 359 — по непродовольственным.

Регистрацию цен проводят еженедельно по понедельникам, по 19 основным продуктам питания.

Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. ИПЦ измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем (базисном) периоде;

Стоимость рыночной корзины базисного года в текущем году

Индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции, он используется в целях осуществления государственной финансовой политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, регулирования реального курса национальной валюты, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров.

Острая необходимость определения национального показателя инфляции стала ключевым фактором при разработке временного ИПЦ России. Для текущей ситуации в России наиболее гибким является применение следующего варианта формулы Ласиейреса:

Ро

(8.8)

где pq, Pi,'"— цены единицы товара (услуги) базисного и текущего периодов соответственно; % — количество товара (случаев получения услуги) в потребительском наборе базисного периода.

Расчет ИПЦ производят с недельной, месячной, квартальной периодичностью, а также нарастающим итогом за период с начала года.

Расчет за месяц, квартал, период с начала года произв­дится путем перемножения недельных (месячных, квартальных) индексов потребительских цен.

Используемый цепной процесс облегчает введение новых товаров или их замещение, когда возникает такая необходимость. Он хорошо отражает изменения цен "с точки зрения потребителя".

Сводный ИПЦ рассчитывают на федеральном уровне для всего населения, кроме того, начиная с 1994 Т., — по группам населения ("рабочие и служащие", "пенсионеры"). Одновре­менно рассматривается возможность проведения эксперимен­тальных расчетов индексов цен по группам населения с разным уровнем дохода.

Сводный индекс потребительских цен в 1995 г. к 1994 г. составил 2,3. В условиях нестабильного развития экономики при расчетах ИПЦ с месячным интервалом набор "потре­бительской корзины" ежегодно меняется. Близким к ИПЦ по характеру является индекс розничных цен на товары и платные услуги. При равномерном развитии экономики страны ежеме­сячные ИПЦ и индексы розничных цен близки между собой. Значительное расхождение между ними в нашей стране наблюдалось в связи с резким повышением цен в августе 1991 и январе 1992 гг., когда имело место снижение объема товарооборота и изменение его структуры.

Вследствие недостатков в ценообразовании в связи с либерализацией цен, их стремительным ростом, приватизацией торговли, созданием новых частных торговых точек, появлением значительного числа неформальных ("черных") рынков, приходится более гибко, более оперативно менять методологию расчета ИПЦ. Сводный индекс, исчисленный по формуле Ласпейреса, несет в себе тенденцию к завышению инфляции, поскольку в течение периода, когда цены растут, потребители заменяют дорогие товары дешевыми, поэтому в условиях высокой инфляции индекс Ласпейреса следует использовать осторожно.

Госкомстат заинтересован в создании независимого индекса потребительских цен, соответствующего международным стандартам.

Индекс потребительских цен — это своеобразный барометр жизненного тонуса страны, уровня благосостояния каждой семьи, каждого человека. Его традиционно называют индексом стоимости жизни. Корзина товаров и услуг ИПЦ фиксирована с тем, чтобы данному уровню жизни соответствовало одно и тоже значение индекса. При таком подходе изменения индекса могут вызываться только изменением цен, но не переменами в структуре потребления в результате доходов или появления новых товаров.

Наряду с исчислением индекса на потребительские товары и услуги возникает необходимость в расчете индекса цен товаров производственного назначения. Все изменения розничных цен являются результатом изменения цен на товары производственного назначения, поэтому оба вышеназванных индекса тесно связаны, хотя цены на товары промышленное назначения в странах с развитой рыночной экономикой меняются значительно чаще розничных.

Важное место среди индексов цен занимают индексы-дефляторы валового внутреннего продукта и валового национального продукта. Это индексы цен, в которых "корзина" включает в себя все конечные товары и услуги (отечественные и нацио­нальные соответственно).

Значения ивде&са-дефлятора ВВП Росою (в разах к предыдущему году):

1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г.
1,2 2,3 15,9 9,9 4,1 2,8

Рассмотрим расчет индексов цен Пааше и Ласпейреса по данным табл. 8.3.

_ Таблица 8.3

Продажа товаров на рывке (з 1996 г.)

 

 

 

 

Товары Количество проданных товаров, тыс. Цена за единицу товара, руб. Индивидуальные индексы цен
Январь Февраль Январь Февраль
<?<> Я\ Ра Л 'р =Pi/Po
Картофель, кг Молоко, л Яйцо, шг. 200 60 800 240 50 650 980 1450 400 1000 1500 420 1,020 1,035 1,050
Агрегатный индекс цен Пааше: Xj?lgi 1000-240+1500-50+420-650 588 000 р = ]>> =~980240145050400650 = 562 700 =145'

980-240+1450-50+400-650 = 562 700 или 104,5%.

Индекс показывает, что в феврале по сравнению с январем цены продуктов на рынке увеличились в среднем на 4,5 %. Из-за повышения цен население (покупатели) фактически перерасходовало средств:

000-562 700=25 300 тыс. руб.=25,3 млн руб. Агрегатный индекс цен Ласпейреса:

1000-200+1500-60 + 420-800 626 000

= 1,038,

603 000

980-200+1450-60+400-800 или 103,8%.

Индекс показывает, что в феврале по сравнению с январем цены на рынке (не на все продукты, а только на январскую группу), повысились в феврале в среднем на 3,8 %.

Условный (т.е. только на январскую группу товаров) перерасход средств покупателей от повышения цен составил:

ррд = 626 000- 603 000 = 23 000 тыс. руб,- 23 млн. руб. По имеющимся данным можно исчислить индекс физиче­ского объема проданных товаров:

562 700 603 000

= 0,933, или 93,3%.

9

Следовательно, физический объем проданных товаров в феврале по сравнению с январем уменьшился на 6,7 %, или на 562 700 - 603 000 = - 40 300 тыс. руб. = - 40,3 млн. руб.

Аналогично рассуждаем и при построении всех других индексов качественных показателей.

Производство любой продукции связано с материальными затратами (сырье, топливо, энергия, износ оборудования и инструментов), а также с оплатой труда работников предприятий.

Сумма затрат в денежном выражении, связанных с производством и реализацией продукции или выполнением определенных работ, составляет издержки производства. Издержки производства производственных предприятий выступают как себестоимость продукции.

Себестоимость продукции (работ, услуг) — важнейший показатель эффективности деятельности предприятия, представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Очевидно, чем экономнее расходуются материалы, энер­гия, чем меньше другие виды материальных затрат, чем правильнее организован труд и его оплата, тем меньше себестоимость продукции.

Себестоимость является частью отпускной цены продукции, и следовательно, стоимости продукции. Снижение себестоимости продукции (работ, услуг) без ущерба для ее качества или снижение ее удельного веса в полной стоимости продукции — важное условие обеспечения конкурентоспособности товара на рынке, источник получений дополнительной прибыли.

Индекс себестоимости характеризует среднее изменение себестоимости единицы продукции отчетного периода по сопоставимому с базисным периодом кругу продукции. Формула агрегатного индекса себестоимости имеет вид;

It=

где

—' затраты на производство продукции отчетного
периода; •.

затраты на производство той же продукции, если

бы себестоимость единицы продукции остава­лась на уровне базисного периода.

Рассчитанный по формуле (8.9) индекс себестоимости по­казывает во сколько раз уменьшился (возрос) в среднем уровень себестоимости на продукцию, произведенную в отчетном периоде, или сколько процентов составляет его снижение (рост) в отчетном периоде по сравнению с базисным.

Если из значения индекса себестоимости вычесть 100%, то разность (12 -100) покажет, на сколько процентов в среднем уменьшился (возрос) уровень себестоимости на продукцию, произведенную в отчетном периоде.

Разность между числителем и знаменателем характеризует экономию (~), перерасход (+) от снижения себестоимости еди­ницы продукции:

Производительность труда — результативность конкретного живого труда, эффективность целесообразной деятельности людей по созданию продукта в течение определенного промежутка времени; измеряется количеством потребительных стоимостей, произведенных в единицу времени, или количеством времени, затраченным на единицу продукции.

Производительность труда важна для успешного решения многих социальных И экономических задач. Только вследствие неуклонного роста производительности труда можно обеспе­чить динамичное пропорциональное развитие производства, повысить уровень жизни населения.

Для характеристики уровня производительности труда в статистической практике используются два показателя: выработка (в натуральном и стоимостном выражении) и трудоемкость.

Выработка W характеризует количество продукции, производимой в единицу рабочего времени (или на одного работника). Она является прямым показателем производи­тельности труда — чем больше выработка, тем выше производительность труда:

W-q/Т, где W. — средняя выработка; q — количество

произведенной продукции; Т — затраты рабочего времени на производство продукции или численность работников.

Трудоемкость t отражает затраты труда на производство единицы продукции: t = Т / q.

Трудоемкость является показателем, обратным производительности труда. Снижение трудоемкости свидетельствует о повышении производительности труда.

Динамика производительности труда в статистике изучается с помощью индексов производительности труда.

Агрегатный индекс производительности труда по затратам труда на единицу продукции

(8.10)

гДе l^ofi ~ условная величина, характеризующая затраты тру­да на продукцию отчетного периода при уров­не производительности труда базисного периода;

Yjhil ~ фактические затраты труда на продукцию отчетного периода.

Рассчитанный по формуле (8.10) индекс производительности труда показывает во сколько раз возрос (уменьшился) в среднем общий уровень трудоемкости в отчетном периоде по сравнению с базисным.

Если из значения индекса производительности труда вычесть 100 %, то разность (7^-100) покажет, на сколько процентов в среднем возрос (уменьшился) за это время уровень трудоемкости.

Разность между числителем и знаменателем индекса показывает абсолютный размер экономии времени (+) в связи с ростом производительности труда.

Особенность этого индекса в том, что % находится в | числителе, a t\ — в знаменателе. Объясняется это тем, что ин-j дексируются затраты труда на единицу продукции, т.е. величины, обратные производительности труда (индивидуальный индекс производительности труда: iw = f.— = "г).

hh

Как указывалось выше, наряду с агрегатными индексами общие индексы могут быть построены как средние взвешенные из индивидуальных, тождественные агрегатным. Покажем преобразование агрегатного индекса качественного показателя в средний гармонический и средний арифметический на примере индекса цен. В тех случаях, когда неизвестны отдельные значения 1 Рх и qi, но дано их произведение piq\ (товарооборот текущего периода) и индивидуальные индексы цен ip=Pi/ Pq, a сводный индекс должен быть исчислен с отчетными весами, — применяется средний гармонический индекс цен. Причем, индивидуальные индексы должны быть взвешены таким образом, чтобы средний гармонический индекс был тождественен агрегатному. Шз формулы ip = pi/ро определяем Po=Pi/ip, подставляем его в знаменатель агрегатной формулы (8.6) и получаем средний гармонический индекс цен, который тождественен

(8.11)

формуле Пааше: i

Весами индивидуальных индексов в этом индексе служит стоимость отдельных видов продукции отчетного периода в ценах того же периода (piqi).

Из индивидуального индекса цен ip = Р\/ Ро выразим цену отчетного периода Pi=ipPon подставим в числитель агрегатного индекса цен (8.7), получим средний арифметический индекс цен, тождественный агрегатному индексу Ласпейреса:


Весами осредняемых индивидуальных индексов ip в этом индексе служит объем товарооборота в базисном периоде /эдв •

Аналогично индексу цен исчисляются и средние индексы себестоимости продукции.

Рассмотрим применение среднего индекса цен на примере. Пусть имеются данные службы еженедельного наблюдения цен о продаже товаров в районе (табл.8.4).

Таблица 8.4

Данные о продаже товаров (в 1995 г.)

Товар Продано (21 марта), млн руб. . Р\Я\ Изменение цен с14 по 21марта, %
Туфли мужские, пары Костюмы спортивные, шт. 186 214 +3+6
Итого   — '
цен:

Запишем, исходя из условия, индивидуальные индексы ip = 1,03 и ip7 = 1,06, подставим имеющиеся данные в

формулу среднего гармонического индекса цен (8.12):

400 382,47 ~

или 104,6 %.

Следовательно, за истекшую неделю (с 14 по 21 марта) цены на данные группы товаров повысились в среднем на 4,6 %.

Рассмотрение методологии исчисления индексов и их применение в экономическом анализе позволяют сделать следующее обобщение.

Индивидуальные индексы являются обычными относительными величинами сравнения, темпами роста и могут быть названы индексами только в широком понимании этого термина (в целях единства методики и терминологии).

Важной особенностью общих индексов, построение и расчет которых составляют суть индексного метода, является то, что они обладают синтетическими и аналитическими свойствами.

Синтетические свойства общих индексов состоят в том, что они выражают относительные изменения сложных (разнотоварных) явлений, отдельные части и элементы которых непосредственно несоизмеримы.

Аналитические свойства общих индексов состоят в том, что посредством индексного метода определяется влияние факторов на изменение изучаемого показателя.

Таким образом, общие индексы являются синтетическими и аналитическими показателями, играющими важную роль в социально-экономических исследованиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.