Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Своеобразие генезиса психологии в Беларуси




Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия общественных отношений – таковы основные приоритеты государства, стремящегося стать цивилизованным. Одна из областей общественного знания, где гуманистический подход органически обусловлен и интенсивно развивается – это психология. В настоящее время психология представлена в системе научного знания как самостоятельная наука, основной задачей которой и является гуманизации человеческого бытия. Однако путь психологии как науки к автономному статусу, ее становление и развитие в разных социокультурных областях имел специфические различия. Своеобразие генезиса психологии в Республике Беларусь обусловлено совокупностью социально-экономических и культурных факторов исторического развития белорусского народа.

Гуманистическая парадигма была сформулирована в контексте общего уровня научного познания и обусловлена переходом феодального общества к раннекапиталистическим отношениям. Рост товарно-денежных отношений, развитие внутренних рынков содействовали формированию этнических территорий восточно-славянских народностей. В конце XIV в. по отношению к западным землям Руси впервые появляется название «Белая Русь». В рамках психологического познания, развивающегося на базе методологии философии, в этот исторический переход происходит «открытие человека» – появляется и широко распространяется термин humanitas как свойство человека, которое определяет его человеческое достоинство и влечет к знанию.

 

Психология эпохи Возрождения (Ф. Скорина, С. Будный)

Гуманизм эпохи Возрождения (Ренессанса) в Беларуси проявился, прежде всего, в многогранной деятельности Ф. Скорины (1490 – 1551 гг.), центральные идеи которого (необходимость развития родной культуры, утверждение достоинства личности, вера в силу человеческого разума) подрывали основы средневекового мировоззрения, способствовали секуляризации мышления в Беларуси.

Специфику белорусской культуры XIV–XVI вв. обусловили и усилили доминирующие линии Реформации, которая была связана с западноевропейской, особенно польской, реформацией католической церкви. Выдающимся деятелем белорусской Реформации был С. Будный
(1530 – 1593 гг.), взгляды которого оказали влияние на формирование европейского рационализма XVII в.; его по праву называют предшественником Б. Спинозы.

Феодально-католическая реакция, начавшаяся в Великом княжестве Литовском в 1570-х гг. в связи с подготовкой унии между католической и православной церквями, породила в общественно-философской мысли полемическое направление, в русле которого поднимались и решались вопросы психологического воздействия на оппонентов: в процессе полемики возродился жанр проповеди (в творчестве С. Зизания, М. Смотрицкого,
А. Филиповича), успешно развивалась ораторская проза (речи Г. Ходакевича, Л. Сапеги).

Вырабатывая оригинальный подход к проблемам человеческого бытия на основе творческого взаимодействия с западноевропейскими науками,
Ф. Скорина, С. Будный, а позднее – Л. Гусовский, В. Тяпинский, А. Волан утверждают самоценность человеческой жизни, реабилитируют земное бытие, усматривая в совершенствовании земной жизни главное назначение человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.