Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность В.Н. Ивановского по развитию психологии в Беларуси




Общие тенденции развития психологии в 20-30-е гг.

Развитие психологической науки в период 20-30-х годов происходило в основном в рамках педологии. Педология (наука о ребенке) в начале XX в. базировалась на работах психологов А.П. Нечаева, Г.И. Россолимо,
И.А. Сикорского, К.И. Поворина, педагогов П.Ф. Лесгафта, Ф.Ф. Эрисмана. Педология ставила задачу помочь в обучении и воспитании человека нового общества. Первый педологический съезд состоялся в конце
1928 – начале 1929 г. На съезде была выработана общая платформа развития отечественной детской психологии.

Новое понимание психического развития было разработано Михаилом Яковлевичем Басовым (1892 – 1931). М.Я. Басов разработал методику наблюдения за детьми дошкольного возраста. Он ввел в советскую психологию термин «деятельность», считая, что человек – «активный деятель в среде», настаивал на социокультурной и исторической обусловленности индивидуального поведения. Его книга «Общие вопросы педологии» (1931) внесла вклад в педагогическую и психологическую науки.

Начало 20-х гг. было также периодом появления первых высших учебных заведений в послереволюционной Беларуси. До революции 1917 г. психология была представлена лишь в учебных заведениях современных России и Украины. Поскольку первое высшее заведение – БГУ – было создано в 1921 г. Первоначально задача подготовки кадров республики решалась путем приглашения специалистов из ведущих научных центров страны.

Так, в январе 1921 г. Центральный исполнительский комитет (ЦИК) Белоруссии обращается к научным сотрудникам страны с призывом принять участие в создании университета в Минске и дальнейшей работе в нем.

Одним из первых профессоров, специализирующихся в области психологии был В.Н. Ивановский.

Основные биографические данные:

Одним из ярких представителей Московской профессуры, которыми пополнился профессорско-преподавательский состав БГУ, был Владимир Николаевич Ивановский (13(25) июля 1867 – 4 января 1939 гг.). Он закончил историко-филологический факультет Московского университета в 1889 г. с дипломом 1-й степени. В совершенстве знал английский, немецкий, французский, читал на латинском и греческом языках.

В майском номере журнала «Вопросы философии и психологии» за 1892 г. появилась его рецензия на книгу француза С.В. де Роберти. С тех пор он стал регулярно сотрудничать с этим журналом. Весной 1893 г. редактор «Вопросов философии и психологии» профессор П.Я. Грот пригласил В.Н. Ивановского на должность секретаря редакции, где он проработал до 1896 г. В журнале «Вопросы философии и психологии» он опубликовал следующие статьи: «Ложные вторичные ощущения» (1893 г.); «К вопросу об апперцепции» (1897 г.); «К вопросу о самообразовательном движении» (1898 г.); «Очерк жизни и деятельности Н.Я. Грота» (1900 г.).

В это время он был также помощником секретаря Московского Психологического общества (1894–1897), а затем с января 1897 по январь 1900 г. – его секретарем. Параллельно занимался историей средних веков и подготовил ряд статей по этой теме.

Преподавание в учебных заведениях В.Н. Ивановский начал с сентября 1894 г.: читал педагогику в Московском училище Ордена Святой Екатерины, с осени 1897 г. до весны 1900 г. – лекции по психологии на Московских женских педагогических курсах. В 1898 г. он стал магистром философии, в 1899 г. избирается приват-доцентом философии историко-философского факультета Московского университета.

С января 1900 г. В.Н. Ивановский был в двухгодичной заграничной командировке от Министерства народного просвещения, после которой еще на год остался за границей для научной работы. Работал в этот период в Берлине, Париже, Лондоне, жил некоторое время в Оксфорде. В июле 1900 г, он принимал участие в I Международном философском конгрессе и был избран в члены секции Бюро конгресса от славянских стран. В 1904 г. на II конгрессе в Женеве был переизбран в состав Бюро конгресса. Летом 1903 г. вернулся в Москву. С 1904 г. переехал на работу в Казанский университет на должность приват-доцента. С 1904 по 1912 г. в этом университете читал философию, психологию, историю новой философии. Был одним из учредителей Казанских высших женских курсов, где преподавал с 1906 по 1912 г. Последняя должность В.Н. Ивановского перед приездом в Минск – ректор Самарского университета (1920–1921 гг.).

В 1921 г. В.Н. Ивановский переезжает в Минск и избирается профессором БГУ по психологии. В составе делегации от правления БГУ он принимал участие во II Всероссийском психоневрологическом съезде, проходившем в Петрограде 3–10 января 1924 г., и был председателем психологической, рефлексологической и педагогической секции. В.Н. Ивановский на педагогическом факультете БГУ читал следующие курсы: логики и методологии науки, психологии, вел практические занятия по истории научного мировоззрения. Он состоял членом правления университета, был заместителем ректора по учебной части до апреля 1924 г., а также председателем научного общества БГУ. С 1 октября 1927 г. он был официально уволен с работы по причине инвалидности.

Научная деятельность:

В период работы в БГУ В.Н. Ивановский написал монографию «Методологическое введение в науку и философию» (1923), где предложил свою классификацию наук, разделив их на теоретические и практические. К практическим наукам он относил и психологию. Об этой классификации упоминает Л.С. Выготский в статье «Исторический смысл психологического кризиса» и присоединяется к характеристике психологии как естественной науки в этом широком смысле слова.

В деятельности В.Н. Ивановского в БГУ примечательным является написание первой оригинальной учебной программы под названием «Программа по психологии, фундаментальной логике, истории научного мировоззрения и истории Белоруссии» на 1923/24 учебный год.

Следует отметить, что тема докторской диссертации В.Н. Ивановского: «Ассоцианизм психологический и гносеологический» (1909 г.). Он также издал ряд учебников: «Психология: курс лекций», читаемый в
1897 – 1899 гг. на высших педагогических курсах (1899 г.), «Введение в философию» (1909 г.). Переводил Д. Милля, Ф. Бэкона, У. Джемса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.